1. Государственное управление как сфера административного права
2. Административно – правовые режимы
Задача
1. Государственное управление как сфера административного права
Административное право и государственное управление - тесно связанные явления. Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, то есть содержание управления. Иначе говоря, государственное управление является объектом административного права. Именно регулирующее воздействие норм административного права направлено на государственное управление, на функционирование системы государственного управления в целях выполнения поставленных перед нею исполнительных задач [2, c. 66].
Для государственного управления характерны все признаки социального. Но вместе с тем оно имеет и свои особые признаки:
Во-первых, государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей функциональную и компетентную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.
Во-вторых, государственное управление имеет общегосударственный характер, т. е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом.
В-третьих, государственное управление представляет собой, прежде всего, деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов.
В-четвертых, государственное управление носит государственно-властный характер. Субъекты государственного управления исполнительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства [1, c. 49].
В-пятых, государственное управление имеет непосредственный, деятельностный характер, т. е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в межотраслевых (финансы, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, государственная безопасность, зарубежные связи и др.), социально¬культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) сферах, в хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).
В-шестых, государственное управление - активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего императивного руководства.
2. Административно – правовые режимы
Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления [2, c. 66].
Признаки административно-правовых режимов:
- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
- регламентируются, в основном, нормами административного права;
- закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
- широко применяются административные методы воздействия;
- вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно- правовые режимы назначаются:
- для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
- определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
- установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;
- обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
- создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, законы, указы Президента РБ, постановления Совета Министров, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти.
Задача
Светличная, работая продавцом, продавала покупателям апельсины, лимоны по завышенной стоимости. При проведении расчетов с каждым из покупателей Светличная завышала стоимость фруктов на 50 копеек. В результате действий Светличной, которые были пресечены работником милиции, были обмануты 3 человека.
Задание. Дайте правовую оценку действиям Светличной
Решение
Основными способами обмана покупателей при реализации товаров являются:
• обмеривание, т.е. отпуск товара нужного качества, но меньшей мерой;
• обвешивание, т.е. отпуск товаров нужного качества, но меньшим весом;
• обсчет, т.е. получение большей суммы денежных средств, чем необходимо, либо отпуск меньшего количества штучного товара, чем оплачено.
Под иным обманом покупателей и заказчиков следует понимать такие действия, как продажа фальсифицированных товаров, товаров низшего сорта по цене высшего, уцененных товаров по ценам, существовавшим до уценки, искусственное увеличение веса или объема товаров в момент продажи, закладка в приготавливаемые блюда, подлежащие реализации, меньшего количества продуктов, чем предусмотрено нормами, исполнение заказов более низкого качества, завышение количества израсходованных материалов и т.п. [2, c. 33]