Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 5
Задача 6
Задача 7
Задача 8
Список литературы
Задача 1
Объединение передало обществу в июле 2019 г по договору грузовик для перевозки грузов сроком на один год и предоставило водителя. 25 августа сломался двигатель и грузовик не использовался. 30 сентября в результате аварии линии высокого напряжения загорелись гаражи и грузовик сгорел. Объединение предъявило иск в суд с требованием о возмещении стоимости грузовика, а также уплаты арендной платы до момента аварии. Подлежит ли иск удовлетворению? Каковы обязанности сторон и распределение расходов по содержанию передаваемого в аренду транспортного средства? На какой стороне договора лежит обязанность страхования транспортного средства?
Ответ:
Иск подлежит удовлетворению частично.
Согласно п. 1 ст. 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации [1].
Согласно данной норме права общество должно возместить стоимость арендной платы до момента аварии.
Обязанности сторон и распределение расходов по содержанию передаваемого в аренду транспортного средства указаны в ст. 605 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1].
Согласно данным нормам права, арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
Задача 2
Автопредприятие обратилось с иском в суд к заводу о взыскании штрафа за непредъявление груза к перевозке в полном объеме в обусловленном месяце. Ответчик просил в иске отказать, поскольку в этом месяце имела место авария на заводе, в результате которой на неделю было прекращено производство продукции, что подтверждено документально. Именно в этой части груз не был предъявлен к перевозке. Автопредприятие настаивало на удовлетворении иска, так как авария не исключает ответственность. Решите спор
Ответ:
Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 № 124-З клиент (завод) обязан своевременно письменно уведомить экспедитора о необходимости изменения условий перевозки груза [2].
Как видно из условия задачи, завод не известил письменно автопредприятие о непредъявлении части груза к перевозки в связи с уважительной причиной (авария на заводе).
Задача 3
Пассажир Иларионов сдал багаж для перевозки по железной дороге с объявлением его ценности. При получении багажа в г. Минске обнаружилось его повреждение, что было удостоверено коммерческим актом. Иларионов обратился к железной дороге с требованием выплатить ему возмещение в размере объявленной ценности багажа. Железная дорога выплатила сумму ниже объявленной ценности. Иларионов обратился с иском в суд к железной дороге, настаивая на своем первоначальном требовании. Какое решение должен вынести суд?
Ответ:
Согласно ст. 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату [1].
В соответствии с п. 2 ст. 750 Гражданского кодекса Республики Беларусь ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости.
Задача 5
Авиаперевозчик не смог выдать пассажиру сланные в багаж два чемодана с вещами, так как в порту назначения их не оказалось. Поскольку багаж не был разыскан, пассажир предъявил иск в суд к перевозчику о выплате, объявленной при сдаче груза его ценности. Суд признал, что пассажиром не был соблюден обязательный порядок предварительного обращения с претензией к перевозчику в связи с потерей багажа, сослался на ст. 129 Воздушного кодекса Республики Беларусь и отказался принять исковое заявление к рассмотрению по существу, порекомендовав истцу заявить претензию перевозчику. Истец обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию, указывая на то, что согласно ст.751 ГК обязательность соблюдения претензионного порядка предусмотрена только применительно к требованиям вытекающим из перевозки груза, но не багажа, поэтому спор должен быть решен в суде по существу, а заявление претензии к перевозчику следует рассматривать как право, а не обязанность пассажира. Кто прав? – суд или пассажир?
Ответ:
В связи с тем, что Гражданским кодексом Республики Беларусь не установлено соблюдения обязательного претензионного порядка для подачи исков по перевозке багажа, а также в связи с тем, что в ст. 120 Воздушного кодекса Республики Беларусь указано право, а не обязанность на предъявление претензии [3], иск следует считать обоснованным.
Задача 6
Гражданин Семенов имел проездной билет на проезд в электрическом транспорте. При резком торможении гражданин упал и сломал руку. Как и кем будет возмещаться вред причиненный здоровью гражданину Семенову?
Ответ:
Согласно ст. 953 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если законодательством или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности [1].
Задача 7
Гражданин Петров совершил посадку в городской троллейбус и не оплатил проезд. Когда считается заключенным договор перевозки пассажира в городском электрическом транспорте? Какая ответственность установлена за неоплату проезда пассажиром?
Ответ:
В соответствии со ст. 743 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором [1], а это значит что договор считается заключенным с момента как пассажир вступает на городской электрический транспорт.
Задача 8
Между заказчиком и экспедитором был заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, по которому экспедитор принял на себя обязательство по доставке вверено ему заказчиком груза. Поскольку вверенный груз экспедитором доставлен не был, заказчик обратился в суд с иском о возмещении стоимости недоставленного груза. Однако экспедитор заявил, что утрата груза произошла по вине перевозчика. Какое решение должен вынести суд?
Ответ:
Согласно ст. 756 Гражданского кодекса Республики Беларусь Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик [1].
Согласно ст. 27 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 № 124-З ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается экспедитором за утрату или недостачу груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза [2].
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-3 : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. О транспортно-экспедиционной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 13 июня 2006 г. № 124-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.11.2018 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Воздушный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 мая 2006 г., № 117-3 : принят Палатой представителей 3 апреля 2006 г. : одобр. Советом Респ. 24 апреля 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.06.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Об утверждении Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правил перевозок метрополитеном: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 ноября 2014 г. № 1088 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.