Ономастикон художественного текста (на материале романа Л. Улицкой Зеленый шатер) Диплом
БрГУ им. А. С. Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Ономастикон художественного текста (на материале романа Л. Улицкой Зеленый шатер)»
по дисциплине: «Языкознание»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Ономастикон художественного текста (на материале романа Л. Улицкой Зеленый шатер)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Языкознание
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
Поделиться
Введение
Глава 1. Ономастическое пространство художественного текста как сложное семантико-прагматическое единство
1.1 Художественный текст как феномен словесного искусства
1.2 Ономастическое пространство художественного текста. Структура ономастикона романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
1.3 Функции имен собственных в произведении литературы (на примере романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
1.4 Литературная ономастика: проблематика, основные направления развития в русистике, белорусистике
Глава 2 Ядерная зона ономастикона романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
2.1 Антропонимикон художественного текста Л. Улицкой (формулы именования героев)
2.2 Имена собственные реальных личностей
2.3 Имена собственные вымышленных персонажей
2.4 Номинационные ряды главных героев романа, место антропонимов в данных рядах
Глава 3 Неядерная зона ономастикона романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
3.1 Топонимикон художественного текста Л. Улицкой
3.2 Урбанонимикон города Москвы как главного места событий в романе
3.2.1 Имена собственные пространства Москвы
3.2.2 Имена собственные сооружений Москвы
3.2.3 Имена собственные социальных институций Москвы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Имена собственные (ИС) всегда были предметом особого внимания представителей разных наук, в т. ч. языковедов. Они как составная часть лексического уровня языка «имеют особое положение в системе языка в отличие от других структурно-семантических разрядов существительных» [Мурясов, с. 62–72]. Особенность онимов в том, что они не связаны с понятием и не имеют на уровне языка четкой и однозначной коннотации; также имя собственное дается индивидуальному объекту, который всегда четко определен.
Наукой об ИС – ономастикой – накоплен значительный языковой материал, разработан целый ряд теоретических и практических вопросов (специфика онима, его место в номинативной системе языке, классификация имен собственных, их структура, способы образования и т.д.). Среди работ, посвященных различным аспектам русской и белорусской науки об ИС, отметим исследования: «Беларуская антрапанімія. Уласныя імены, імены-мянушкі, імены па бацьку, прозвішчы» (1966) Н. В. Бирилло [Бирилло], «Общая теория имени собственного» (1973) А. В. Суперанской [Суперанская], «Имя и общество» (1974) В. А. Никонова [Никонова], «Имя собственное в художественной литературе» (1978) Ю. А. Карпенко [Карпенко], «Словарь ономастической терминологии» (1978) Н. В. Подольской [Подольская], «Русская ономастика» (1983) В. Д. Бондалетова [Бондалетов], «Специфика собственных имен в художественном тексте» В. Н. Михайлова (1987) [Михайлов], «Искусственная номинация в русской ономастике» (1998) М. В. Голомидовой [Голомидова], «Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал» (2000) В. И. Супруна [Супрун], «Имя собственное: от культурной семантики к языковой» (2003) И. Э. Ратниковой [Ратникова], «Ономастика» (2013) Т. В. Шмелевой [Шмелева], «Пачынальнік беларускай анамастыкі Іван Мацвеенка» (2017) Д. В. Дятко [Дятко], «Белорусская антропонимика: история становления и векторы развития» (2021) А. Ю. Ковалевской [Ковалевская], «Беларускiя ўласныя iмены: беларуская антрапанiмiя i тапанiмiя» (2021) В. В. Шура [Шур],
В контексте нашего курсового исследования особый интерес представляет литературная ономастика (поэтическая ономастика, ономатопоэтика), т. е. ономастические исследования, направленные на выявление особенностей использования имен собственных в художественных литературных произведениях: принципов их создания, функционирования в тексте, восприятия читателем, а также мировоззрения и эстетических установок автора [Мезенко, с. 7–9].
Исследованиям литературной ономастики посвящены, в частности, работы: «Ономастилистика и ономапоэтика» (1974) Э. Б. Магазаника [Магазаник], «Имя собственное в художественном тексте» (1990) О. И. Фоняковой [Фонякова] «Имя собственное в художественном тексте» (2008) А. Н. Деревяго [Деревяго], «Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике?» (2009) А. А. Фомина [Фомин], «Литературная ономастика – поле исследований для литературоведов и лингвистов» (2017) Г. Ф. Ковалева [Ковалев], и др. «Ономастические категории, – отмечает В. Н. Михайлов, – наиболее специфичны из всех компонентов речевой ткани литературного произведения, так как включают в себя весьма неоднородный материал с точки зрения степени общенародности и семантико-словообразовательной окказиональности избираемых и моделируемых писателем собственных имен» [Михайлов, с. 67]. Того же мнения придерживается А. В. Суперанская: «имя в литературном произведении играет очень важную роль – ориентира во времени и пространстве» [Суперанская, 1973, с.30].
Наиболее обширной группой литературных онимов являются антропонимы [Шевченко, Шелест, с. 324]. Система собственных личных имен героев литературного произведения «заслуживает отдельного обстоятельного изучения с теоретической, так и с практической точки зрения, потому что антропонимы играют важную роль в раскрытии главной темы и идеи, авторского замысла и сюжета, они являются ключевыми словами в сложной композиции художественного текста» [Шевченко, с. 260].
Актуальность исследования. Тема данного исследования представляется актуальной, так как в нем дается анализ роли ономастичеких единиц в организации ономастикона произведения Л. Улицкой «Зеленый шатер» с целью не только их последующей классификации, но и выяснения положения, занимаемого ими в системе онимов в произведении, выявления той роли, которую они играют в индивидуально-авторском прозаическом дискурсе.
Объект исследования в данной работе: роман Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Предмет исследования в данной работе: ономастическое пространство романа Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Целью данного исследования является выяснение специфики выражения ономастикона художественного текста в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Задачи исследования:
1) описать художественный текст как феномен словесного искусства;
[...]
Глава 1 Ономастическое пространство художественного текста как сложное семантико-прагматическое единство
1.1 Художественный текст как феномен словесного искусства
Текст – сложный, многоаспектный феномен, высшая коммуникативная единица. Он, по определению И. Р. Гальперина, представляет собой «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых языковых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющих определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, с. 8–9].
В лингвистике текста рассматриваются тексты художественные и нехудожественные. Для нашей курсовой работы актуален первый тип. Художественный текст – это возникающее из специфического внутреннего состояния художника душевное чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого высказывания [Бабенко,2000, с. 62]. В связи с этим художественный текст предстает как личностная интерпретация действительности. В лингвистическом аспекте художественный текст определяется как последовательность вербальных знаков; также его можно рассматривать как текст многократно закодированный, т. е. многозначный [Садченко, с. 104–111].
Художественный текст представляет собой (подобно другим текстам) средство общения между писателем и читателем. Он всегда является творимым произведением речевой действительности мастера слова, сложной системой взаимосвязанных и целенаправленно организованных языковых элементов, отбор и расположение которых строго определены авторским видением мира, его точкой зрения на явления действительности. Текст литературного произведения содержит определенную автором прагматически и эстетически маркированную информацию [Макарова, с. 152].
Художественный текст как разноуровневый языковой феномен выполняет различные функции. Среди важнейших из них исследователи называют следующие: 1) познавательную (гносеологическую): искусство познает жизнь в особом ракурсе, только ему одному доступном и поэтому незаменимым никаким другим познанием [Есин, с. 8]; 2) оценочную (аксиологическую): изображая те или иные жизненные явления, автор определенным образом их оценивает [Есин, с. 9]; 3) воспитательную: текст учит подражать положительным героям или побуждает человека к тем или иным конкретным действиям. Эту функцию текст (шире – литература, искусство) осуществляет, прежде всего, тем, что формирует личность человека, влияя на его систему ценностей [Есин, с. 9]; 4) эстетическую: произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, словом, воспринимается личностью [Есин, с. 10]; 5) самовыражения: в тексте может находить выражение не только личность автора, но и личность читателя. Самовыражение посредством художественного произведения оказывается, таким образом, уделом не единиц – авторов, а миллионов – читателей [Есин, с. 10].
Художественный текст обладает рядом особых признаков: 1) фикциальностью (изображаемый в тексте мир является фиктивным, вымышленным); 2) синергетической сложностью (текст – сложная по организации система: с одной стороны, это частная система средств общенационального языка; с другой, – собственная кодовая система, которую читатель должен дешифровать, чтобы понять текст); 3) целостностью (образуется за счет дополнительных «приращений смысла»); 4) взаимосвязью всех элементов текста; 5) рефлективностью поэтического слова; 6) имплицитными смыслами (подтекстами); 6) влиянием на смысл художественного текста межтекстовых связей, интертекстуальности [Хассан Шали, с. 103–114].
Тексту присущ ряд конструктивных признаков, которые называются текстовыми категориями. Их классификацию проводят по разным основаниям. Например, И. Р. Гальперин разделил текстообразующие грамматические категории на содержательные и формально-структурные. Данные категории получают свои конкретные формы реализации: 1) категория информативности реализуется в повествовании, рассуждении, описании; 2) категория интеграции выражается в формах подчинения одних частей текста другим, в стилистических приемах, в синонимических повторах и др.; 3) категория ретроспекции выявляется как композиционными, так и лексическими средствами [Гальперин, с. 24].
Л. Г. Бабенко, кроме двух универсальных категорий (целостности и связности) дает список из девяти категорий – это: 1) информативность, 2) интегративность, 3) завершенность, 4) хронотоп, 5–6) категории образа автора и персонажа, 7) модальность, 8–9) эмотивность и экспрессивность; из двух категорий, определяющих связность текста, называет ретроспекцию/ проспекцию и членимость [Бабенко,2004, с. 15].
[...]
Глава 2 Ядерная зона ономастикона романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
2.1 Антропонимикон художественного текста Л. Улицкой (формулы именования героев)
Антропонимический мир художественного текста гармонично вступает во «внутренний мир художественного произведения, знаки которого служат для образного отражения действительности и соединяются друг с другом в некоей определенной системе, живут в своем художественном времени и пространстве» [Фонякова, 1990, с. 38–39].
Помимо этого, «в силу своей семантической емкости литературный антропоним – это весьма экономичное средство непосредственной и косвенной характеристики, которая обычно раскрывается в контексте, либо этимологически» [Фролов, 1994, с. 163]. Рассмотрим на примере романа «Зеленый шатер» Л. Улицкой.
Структура романа «Зелёный шатер» Л. Улицкой включает в себя тридцать взаимосвязанных рассказов в виде глав. Подобная конструкция текста ориентирована на показ многообразия и уникальности духовной динамики романных персонажей. Каждая глава – это отдельная история, значимость которой проясняется в финале романа, где повествование об обыденном оказывается интерферированным в высоко бытийное. Другими словами, каждая глава произведения повествует, как человек, возрастая или падая духовно, меняет представление об обыденности, в конце концов, понимая (или не понимая) её важность не как объекта противостояния и борьбы за лучшее устройство, но главное – как подготовку своей души к бессмертию [Вуколова, с. 52].
Роман отличается многоплановостью; рассказать о нем, точно подмечает М. Peinturier-Magnat, в нескольких словах довольно трудно, поскольку он похож на «энциклопедию русской жизни». «Зеленый шатер» является «художественным завещанием», писательница называет в нем лучших из русских прозаиков и поэтов, наиболее многозначительных культурных и научных деятелей, собирает личные воспоминания о своем жизненном опыте тех годов и передает свидетельства своих друзей. Л. Улицкая хорошо знала тот исторический период, который послужил фоном для романа, а именно период, который начинается со смерти Иосифа Сталина в 1953 г. и заканчивается в 1996 г., когда умирает поэт Иосиф Бродский [Peinturier-Magnat, с. 15–16]. Обратимся к антропонимикону романа «Зеленый шатер» Л. Улицкой.
Организация антропонимикона художественного текста Л. Улицкой
Антропонимикон романа Л. Улицкой «Зеленый шатер» характеризуется массовостью (383), гетерогенностью.
Данный антропонимикон, с точки зрения денотативной, семантической, представлен такими антропонимными типами, как:
1) личное имя (100);
2) отчество (1);
3) фамилия (94);
4) прозвище (17).
Данные антропонимные типы выражаются в романе «Зеленый шатер» с помощью одно-, двух- и трехсловных формул именования.
Названные разряды ИС объективированы в разных формулах именования персонажей романа «Зеленый шатер». Наиболее обширно в анализируемом тексте представлены личные имена. Они функционируют в разных формулах именования (одно-, двух- и трехсловных), отличаются (не)официальностью, стилистической (не)маркированностью.
Фамилии также участвуют в репрезентации одно-, двух- и трехсловных антропонимических формул. Представляет интерес и происхождение фамилий действующих лиц, в первую очередь, как социолиннгвистический маркер.
Прозвища формируют в романе «Зеленый шатер» немногочисленную группу, так как они отражают личностные характеристики действующих персонажей художественного произведения. Также прозвища образованы на основе фамилий.
Формулы именования персонажей
Антропонимическая формула – это определенный порядок следования различных видов антропонимов в именовании человека. Как отмечает Ю. Т. Листрова-Правда, «русские антропонимы, образующие формулы русского речевого этикета, применяемые к друзьям, знакомым, родственникам в определенных ситуациях общения, во многом отличаются в этом качестве от собственных личных имен любого иностранного языка» [Листрова-Правда, с. 4].
Формулы именования связаны с особенностями конкретного языка, с национальными традициями именования людей, с принятыми национальными этикетными нормами. Они опираются на историческое и культурное развитие страны, отражая особенности национального мышления и духовной жизни народа.
[...]
Глава 3 Неядерная зона ономастикона романа Л. Улицкой «зеленый шатер»
3.1 Топонимикон художественного текста Л. Улицкой
Одно из центральных имен собственных романа – топоним, точнее, астионим (астионим ‘вид ойконима, собственное имя города’ [Подольская, с. 39]) Москва. В анализируемом художественном тексте данный оним фиксируется 40 раз, например: из госпиталя в Москву, вернулся в Москву (3), предложенное в Москве, проехал через Москву, из Москвы нам сказали, ходила по Москве, о жизни Москвы, фотографии Москвы, вся Москва, смерть далеко от Москвы, устроиться в Москве, спали до Москвы, сборную Москвы, книжная в Москве, приехала в Москву, почтовый ящик в Москве, запасы в Москву, в сторону Москвы, поближе к Москве, рукописи отправили в Москву, не добраться до Москвы, проводил в Москве, гуляли по Москве (4), велел в Москву ехать, была в Москве и др.
Москва предстает в романе «Зеленый шатер» как живая, многоликая (Говорит Москва (3), Москва трепетала, вся Москва смотрела, вся Москва пела и др.); она вызывает к себе неоднозначные чувства, формирует разное отношение: Москвы не любил, в восторге от Москвы (2) и др.
На создание образа Москвы, как отмечалось выше, весьма эффективно работает вся совокупность имен собственных, функционирующих в художественном тексте, т.е. ономастикон последнего, включающий в себя единицы разных онимических разрядов: урбанонимы, антропонимы, идеонимы, прагматонимы.
Таким образом, одно из центральных имен собственных романа – топоним, точнее, астионим Москва.
3.2 Урбанонимикон города Москвы как главного места событий в романе
В исследуемом романе Л. Улицкой Москва представлена как реальный, хорошо узнаваемый город в первую очередь за счет ономастических реалий, в частности из-за имен собственных разнообразных внутригородских объектов, т.е. урбанонимов (урбаноним ‘вид топонима; собственное имя любого внутригородского топографического объекта, в т.ч. агороним, годоним, название отдельного здания [Подольская, с. 154]).
Урбанонимикон романа отличается обширностью (175), и это вполне закономерно: имена собственные внутригородских объектов составляют неотъемлемую часть фоновых знаний носителей языка и культуры, аккумулируя социально-психологическую и культурно-историческую информацию [Пушкарева, с. 18].
Учитывая типологию именуемых городских объектов, вслед за Т. В. Шмелевой [Шмелева, с. 101], выделим три группы (совокупности) урбанонимов: 1) имена собственные пространства; 2) имена собственные сооружений; 3) имена собственные социальных институтов.
3.2.1 Имена собственные пространства Москвы
Имена собственные пространства Москвы в романе «Зеленый шатер» представлены достаточно широко (50). Пространственные городские объекты делятся на территориальные и линейные. Для имен собственных первых хорошо подходят термины «хороним», «городской хороним»; для вторых – термины «годоним» и «агороним» [Шмелева, с. 101].
Хоронимы (14) в романе «Зеленый шатер» называют:
исторические местности, районы города (7):
«…они [Миха, Илья] попали на открытие фестиваля в Лужниках…» [Улицкая, с. 43];
«С детства жил в Замоскворечье…» [Улицкая, с. 192];
«А про Сашу с Ником, про клятву на Воробьевых горах они еще не знали, даже начитанный Саня Герцена еще не открывал» [Улицкая, с. 45] – название местности, представляющий собой высокий берег Москвы-реки, покрытый лесопарком. В 1924–1991 гг. Воробьевы горы носили название Ленинские горы в честь В. И. Ленина [Словари и энциклопедии на Академике];
Да и гнилые эти места – Хитровка, Гончары, Котельники – столетиями считались самыми вонючими в городе и не созданы были для романтических клятв» [Улицкая, с. 45];
«…Виктор Юльевич попрощался с ребятами, и они пошли по домам, в разные стороны Китай-города» [Улицкая, с. 23] – Китай-город появился в 1535 г., когда в целях обороны Великого посада его начали обносить хорошо укрепленной стеной [Смолицкая, с. 132];
парки (3):
«…раскинулся огромный Тимирязевский парк с древними липовыми и еловыми аллеями…» [Улицкая, с. 221];
«За день до отъезда всей компанией пошли в Парк культуры…» [Улицкая, с. 43];
«Бабушка Нина, как обычная домработница, гуляла с детьми в Чапаевском парке…» [Улицкая, с. 186] – парк получил свое название по Чапаевскому переулку, проходящему вдоль его границы [Словари и энциклопедии на Академике];
[...]
Заключение
Таким образом, на современном этапе развития ономастики художественных текстов накоплен обширный материал, касающийся общих проблем литературных имен (их особенностей, функций в художественном тексте, реализации в выразительных средствах и т. д.), и исследования в этой области активно развивают новые направления, выходящие за рамки традиционной функционально-статистической и атрибутивно-дифференцирующей парадигмы. Работы, посвященные именам собственным в произведениях Л. Улицкой, в т. ч. ономастикону исследуемого нами романа «Зеленый шатер», также встречаются. Текст – сложный, многоаспектный феномен, высшая коммуникативная единица. Художественный текст – это возникающее из специфического внутреннего состояния художника душевное чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого высказывания. Текст литературного произведения содержит определенную автором прагматически и эстетически маркированную информацию. Тексту присущ ряд конструктивных признаков, которые называются текстовыми категориями. Художественный текст как разноуровневый языковой феномен выполняет различные функции: познавательную, оценочную, воспитательную эстетическую; самовыражения. В романе Л. Улицкой «Зеленый шатер» различные языковые единицы, включая имена собственные, занимают важное место.
Ономастика художественного текста имеет большое значение для художественного осмысления, она помогает лучше понять историко-философский и социально-культурный контекст, как в отдельном произведении, так и в творческом наследии автора. Онимы отражают художественный мир определенной социальной группы в определенную эпоху. Ономастическое пространство художественного текста состоит из ИС, которые в нем функционируют. Онимы концептуализируют конкретный описываемый текстовый микромир; объективизируют текстовую реальность; отражают индивидуально-авторское видение мира писателя. Ономастическое пространство художественного текста – совокупность ИС всех разрядов, используемых автором в определенном текстовом поле. Роман «Зеленый шатер» насыщен людьми, пространствами, географическими объектами, событиями, предметами. Вполне закономерно, что автор активно использует ИС.
К основным функциям антропонимов в романе «Зеленый шатер» относятся номинативная (дифференциальная) и идентификационная функции. Особую роль играет паспортная подфункция официальных форм имени, которая представляет собой идентификацию персонажа с помощью комплексного антропонима, отражаемого в официальном документе. К второстепенным функциям антропонимов относятся экспрессивная, иллюзионирующая, фатическая, апеллятивная.
Сюжетный центр «Зеленого шатра» составляют истории жизни троих школьных друзей и их учителя Виктора Юльевича – личности, оказавшей огромное влияние на формирование их характеров. Мальчишек зовут Илья, Саня, Миха. Улицкая через систему имен и прозвищ проводит мысль о том, что миру глубоких сложных чувствований и личностных переживаний (образы Сани, Ильи и Михи) противостоит мир примитивный и бездарный (Галя Полухина, Мурыгин и Мутюкин, Грызун,Сафьянов). Функции имен этих персонажей выражены в отражении их внутреннего мира и поступков.
Поэтику имени в романе можно причислить к текстовым доминантам, которые несут общий концептуальный смысл и позволяют раскрыть авторский замысел. Антропонимы в художественных произведениях имеют большую функциональную нагрузку. Все вышеперечисленные функции в большинстве случаев не действуют самостоятельно, а выступают как единое целое. При этом на первый план может выходить номинативная или экспрессивная функции.
В романе «Зеленый шатер» Л. Улицкой представлено разнообразие имен собственных реальных личностей, таких как: имена российских исторических личностей, советских ученых, русских писателей, мыслителей, композиторов, в т. ч. зарубежных. Исторические эпохи, страны и сферы деятельности переплетаются в романе, отражая различные аспекты русской и мировой истории. Вымышленные персонажи в художественном тексте взаимодействуют с главными героями, создавая интригу, развивая сюжет и помогая лучше понять характеры и мотивы действий основных персонажей. Они могут быть использованы для создания конфликтов, драматических поворотов или для подчеркивания определенных черт характера главных героев. Вымышленные персонажи могут также служить зеркалом, отражая внутренний мир и эмоциональное состояние главных героев. Взаимодействие между вымышленными персонажами и главными героями помогает создать более насыщенный и убедительный мир произведения.
Имена собственные вымышленных персонажей в художественном произведении не случайны: они помогают создать полноценный образ героя. Главные герои романа символизируют борьбу за свободу и независимость мысли, они ощущают связь с русской культурной традицией, независимо от времени сохраняющей след. Имя каждого из главных персонажей романа несут в себе особую смысловую нагрузку. Это такие имена, как Миха, Саня, Илья. Каждый персонаж, наделенный тем или иным именем, ведет себя в соответствии со своим именем.
[...]
1. Александрова, Д. И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» / Д. И. Александрова // Русский язык в школе. – 2005. – № 3. – С. 54–58.
2. Алешина, Л. В. Ономастическое пространство идиостиля Н. С. Лескова (на материале инновационных онимов и деонимов) / Л. В. Алешина. – Орел : Орловский гос. ун-т, 2000. – 73 с.
3. Антышев, А. Н. Имена. Немецкие антропонимы / А. Н. Антышев. – Уфа : Башкирский гос. аграр. ун-т, 2001. – 238 с.
4. Бабенко, Л. Г. Методические требования к текстам для проверки уровня владения ознакомительным чтением на иностранном языке / Л. Г. Бабенко. – М. : Титул, 2000. – 68 с.
5. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учеб. пособие / Л. Г. Бабенко. – М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – 464 с.
6. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай // М. : Астель. – 2007. – 767 с.
7. Бирилло, Н. В. Беларуская антрапанімія: Уласныя імены, імены-мянушкі, імены па бацьку, прозвішчы / Н. В. Бирилло. – Минск : Наука и техника, 1966. – 326 с.
8. Близнюк, В. Толкователь имен святых угодников Божьих / В. Близнюк. – CПб. : Питер, 1990. – 435 с.
9. Богословский переулок [Электронный ресурс] // Apartment.ru. – Режим доступа: http://www.apartment.ru/moscow/b/Bogper.asp.
10. Бодрова, Е. В. Система антропонимов в художественном творчестве Людмилы Стефановны Петрушевской / Е. В. Бодрова // Вестник Челябинского педагогического университета, 2008. – № 9. – С. 203–211.
11. Большевистская улица [Электронный ресурс] // Apartment.ru. – Режим доступа: http://www.apartment.ru/Article/48712489.html.
12. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com.
13. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов // М. : Просвещение, 1983. – 224 с.
14. Буденная, Е. В. Гипокористические формы христианских имен в древнерусском языке / Е. В. Буденная // Вопросы языкознания. – 2021. – № 3. – С. 26–46.
15. Васильева, Н. В. Собственное имя в мире текста / Н. В. Васильева. – М. : Академия гуманитарного исследования, 2005. – 224 с
16. Васильева, С. П. Литературная ономастика : учеб. пособие / С. П. Васильева, Е. В. Ворошилова. – Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2009. – 138 с.
17. Вуколова, В. С. Интертекстуальный способ изображения исторической эпохи 1953–1996 гг. в романе Л. Е. Улицкой «Зеленый шатер» / В. С. Вуколова // Гуманитарные науки. Год литературы: литературная карта мира. – Тамбов : Вестник ТГУ. – 2015. – №6(146). – С. 218–224.
18. Вуколова, В. С. Функциональность интертекстуального контекста в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер» / В. С. Вуколова, И. М. Попова // Вопросы современной науки и практики. – 2013. – № 4(48). – С. 126–131.
19. Вязовская, В. В. Ономастика романа Н. С. Лескова «Соборяне» : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / В. В. Вязовская ; Воронежский гос. ун-т. – Воронеж, 2007. – 19 с.
20. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин // Общие вопросы лингвистики текста и пути их решения / И. Р. Гальперин ; под ред. Г. В. Степанова. – Изд. 7-е. – М. : УРСС, 2009. – 144 с.
21. Галюк, Н. С. Основные этапы изучения собственного в истории лингвистики / Н. С. Галюк // Вестник ЗГУ. Филологические науки. – Запорожье : ЗГУ, 2002. – № 3. – С. 41–45.
22. Голев, Н. Д. Мотивационные типы ономастических образований в художественной литературе и публицистике / Н. Д. Голев – Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1991. – С. 51–60.
23. Голомидова, М. В. Искусственная номинация в русской ономастике : монография / М. В. Голомидова ; Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998. – 232 с.
24. Гонтарева, А. И. «Интеллигентские кухни» в романе Л. Е. Улицкой «Зеленый шатер»: творчество как стимул бытия / А. И. Гонтарева. – Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева, 2022. – № 1(18). – С. 79–88.
25. Григорьева, Т. Людмила Улицкая. Зеленый шатер: рецензия [Электронный ресурс] / Т. Григорьева // Литература. – 2011. – Режим доступа: https://os.colta.ru/literature/events/details/20064/?expand=yes.
26. Диброва, Е. И. Категория связности художественного текста / Е. И. Диброва // Традиционное и новое в русской грамматике : сб. ст. / МГГУ им. М. А. Шолохова. – М., 2001. – С. 300–311.
27. Дятко, Д. В. Пачынальнік беларускай анамастыкі Іван Мацвеенка / Д. В. Дятко // Родное слово. – 2017. – № 1. – С. 29–31.
28. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие / А. Б. Есин. – 9-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 244 с.
29. Зиннатуллина, Г. Х. Ономастическое пространство художественных текстов / Г. Х. Зиннатуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2014. – № 3(33). – С. 84–87.
30. История ГУМа [Электронный ресурс] Риа новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20131202/980626944.html.
31. История улицы [Электронный ресурс] легенда Горького. – Режим доступа: https://legend.marmax.ru/history.
32. Карпенко, Ю. А. Имя собственное в художественной литературе / Ю. А. Карпенко // Филологические науки. – 1978. – № 4. – С. 34–40.
33. Кафе «Молодежное» [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/100525.
34. Ковалев, Г. Ф. Избранное. Литературная ономастика / Г. Ф. Ковалев. – Воронеж : Научная книга, 2014. – 447 с.
35. Ковалев, Г. Ф. Литературная ономастика – поле исследований для литературоведов и лингвистов / Г. Ф. Ковалев // Русистика без границ. –2017. – № 2. – С. 30–40.
36. Ковалев, Г. Ф. Писатель. Имя. Текст / Г. Ф. Ковалев. – Воронеж : ВГУ, 2004. – 340 с.
37. Ковалев, Г. Ф. Пушкин. Ономастический комментарий: книга для учителя / Г. Ф. Ковалев. – Воронеж : Научная книга. 2012. – 276 с.
38. Ковалева, М. Р. Система «Словесное искусство» / М. Р. Ковалева // Карповские научные чтения : сб. науч. ст. / БГУ : Общественные науки ; редкол.: А. И. Головня (отв. ред.) [и др.]. – Минк, 2013. – С. 152–159.
39. Ковалевская, А. Ю. Белорусская антропонимика: история становления и векторы развития / А. Ю. Ковалевская // Общественные науки: языкознание. – Минск : БГУ, 2021. – С. 168–172.
40. Кожин, А. А. Экспрессивный потенциал имени в текстах художественной прозы второй половины XIX века / А. А. Кожин. – М. : РУДН, 2003. – 355 с.
41. Козлов, А. С. «Козел на саксе» – и так всю жизнь… / А. С. Козлов. – М. : Вагриус, 1998. – 443 с.
42. Коротких, С. А. Ономастика романа «Братья Карамазовы» / С. А. Коротких. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2004. – 199 с.
43. Кочнева, Н. С. Игровой статус имени собственного в художественном тексте (на материале произведений В. П. Крапивина) : дис. … канд. филол. наук : 10.02.00 / Н. С. Кочнева. – М., 2022. – 497 л.
44. Крапивенский переулок [Электронный ресурс] // IntoMOSCOW.ru. – Режим доступа: http://www.intomoscow.ru/krapivenskiiy-pereulok.html.
45. Красная площадь [Электронный ресурс] История Москвы. – Режим доступа: https://moscowchronology.ru/Red_Square.html.
46. Крюкова, О. С. Ономастика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / О. С. Крюкова. – М. : МИК, 1999. – 150 с.
47. Кузина, Н. В. Два поэтических мира: О. Э. Мандельштам и Б. Л. Пастернак, 1910-1920 гг. : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Н. В. Кузина. – Смоленск, 1997. – 284 л.
48. Курс, К. Ю. Имена собственные в поэзии М. В. Исаковского: структурно-семантический и функциональный анализ : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / К. Ю. Курс ; Смоленск. гос. ун-т. – Смоленск, 2013. – 26 с.
49. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста : учеб. пособие / В. А. Кухаренко. – М. : Просвещение, 1978. – 327 с.
50. Лебедева, Е. А. Ономастикон произведения Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец»: структурный, семантический и функциональный аспекты : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Е. А. Лебедева. – Ростов-на-Дону, 2006. – 23 с.
51. Левина, Э. М. Ономастическое пространство в художественной речи : учеб. пособие / Э. М. Левина. – Белгород : Белгородский гос. ун-т, 2003. – 88 с.
52. Листрова-Правда, Ю. Т. Выявление национально-культурной семантики номинативных языковых единиц / Ю. Т. Листрова-Правда // Русское слово в литературоведческом аспекте : сб. ст. / Воронежский гос. ун-т. – Воронеж, 1987. – С. 4–12.
53. Магазаник, Э. Б. Ономастилистика и ономапоэтика / Э. Б. Магазаник // Вопросы ономастики : сб. ст. / Самарк. гос. ун-т ; редкол.: Л. И. Ройзезон [и др.]. – Самарканд, 1974. – 170 с.
54. Магазаник, Э. Б. Роль антропонима в построении художественного образа / Э. Б. Магазаник // Ономастика. – М., 1969. – 163 с.
55. Макарова, Е. А. Антропоцентризм художественного текста как формы коммуникации: диалог автора с читателем / Е. А. Макарова // Вестник ИрГТУ. –2007. – № 1(29). – С. 152–155.
56. Маслова, Э. Ф. Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в романах Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» и «Искренне Ваш Шурик» : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Э. Ф. Маслова. – Елабуга, 2012. – 23 с.
57. Мезенин, С. М. Стилистическая функция личных имен в драматических произведениях Шекспира / С. М. Мезенин – М. : МГПИ, 1975. – 99 с.
58. Мезенко, А. М. Теория имени собственного : учеб. пособие / А. М. Мезенко, В. М. Генкин, А. Н. Деревяго ; под общ. ред. А. М. Мезенко. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2022. – 202 с.
59. Михайлов, В. Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX вв., их функции и словообразование : дис. … канд. филол. наук / В. Н. Михайлов. – М., 1956. – 313 л.
60. Михайлов, В. Н. Специфика собственных имен в художественном тексте / В. Н. Михайлов // Филологические науки. – 1987. – № 6. – С. 78–82.
61. Москва. Гуляем по Москве [Электронный ресурс] // TimeOut. – Режим доступа: https://www.timeout.ru/feature/gulyaem-po-moskve.
62. Моя Москва. – Режим доступа: https://www.mmsk.ru.
63. Мурясов, Р. З. Антропонимы в словообразовательной системе языка / Р. З. Мурясов // Вопросы языкознания. – 1982. – № 3. – С. 62–72.
64. Никитина, Н. В. Ономастическое пространство поэзии А. Т. Твардовского : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Н. В. Никитина ; Смоленский гос. ун-т. – Смоленск, 2006. – 23 с.
65. Никонов, В. А. Задачи и методы антропонимики / В. А. Никонов // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем: проблемы антропонимики / В. А. Никонов (отв. ред.). – М.,1970. – С. 33–56.
66. Никонова, В. А. Имя и общество / В. А. Никонова. – М. : Наука, 1974. – 278 с.
67. Печетова, Н. Ю. Роль имени собственного в создании образа персонажа художественного произведения (на примере произведений Л. Улицкой) / Н. Ю. Печетова, М. А. Михайлова // Вестник СВФУ. – 2015. – № 1. – 106–111.
68. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская // Ин-т языкознания; под. ред. А. В. Суперанской. – М. : Наука, 1978. – 187 с.
69. Полякова, Н. А. Альтернативное культурное пространство в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер» / Н. А. Полякова // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2020. – № 12(102). – С. 155–158.
70. Пушкарева, Ю. Г. Урбанонимия города Улан-Удэ: лингвокультурологический аспект : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Ю. Г. Пушкарева. – Улан-Удэ, 2013. – 23 с. Попова, И. М. Русская женская проза рубежа веков : учеб. пособие / И. М. Попова [и др.]. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 100 с.
71. Ратникова, И. Э. Имя собственное: от культурной семантики к языковой / И. Э. Ратникова. – Минск : БГУ, 2003. – 214 с.
72. Садченко, Т. В. Текст как объект лингвистической семиотики / Т. В. Садченко // Вестник Челябинского государственного университета. –2009. – № 5(143). – С. 104–111.
73. Самсонова, Т. А. Поэтика имени в лирике А. А. Ахматовой : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Т. А. Самсонова ; Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск, 2010. – 24 с.
74. Сивцова, А. А. Литературная ономастика как особое направление ономастических исследований / А. А. Сивцова // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 1(39). – С. 75–77.
75. Скуридина, С. А. Поэтика имени у Ф. М. Достоевского (на материале романов «Подросток» и «Братья Карамазовы») / С. А. Скуридина. – Воронеж : Научная книга, 2007. – 302 с.
76. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] Academic. ru. – Режим доступа: https://dic.academic.ru.
77. Смолицкая, Г. П. Топонимия Москвы / Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский. – М. : «Наука», 1982. – 182 с.
78. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская // М. : Наука, 1973. – 366 с.
79. Суперанская, А. В. Современный словарь личных имен: сравнение, происхождение, написание / А. В. Суперанская. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 384 с.
80. Супрун, В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В. И. Супрун. – Волгоград : Перемена, 2000. – 172 с.
81. Супрун, В. И. Пути развития славянской ономастической лексикографии / В. И. Супрун, И. В. Крюкова // Вопросы ономастики. – 2021. – № 3. – С. 238–269.
82. Супрун, В. И. Система современной русской урбанонимической терминологии / В. И. Супрун, Г. Б. Мадиева // Вопросы ономастики. – 2017. – № 2. – С. 115–125.
83. Тименчик, Р. Д. Имя литературного персонажа / Р. Д. Тименчик // Русская речь. – 1992. – № 5. – С. 25–27.
84. Тищенко, Д. Е. Герои и время в романе Л. Е. Улицкой «Зеленый шатер» / Д. Е. Тищенко // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. – Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. – 2013. – С. 143–190.
85. Тищенко, Д. Е. Роман Л. Улицкой «Зеленый шатер»: проблематика, поэтика / Д. Е. Тищенко // Диалог культур – диалог о мире и во время мира. – 2014. – № 4. – С. 190–194.
86. Улицкая, Л. Е. «Зеленый шатер» : роман / Л. Е. Улицкая. –М. : Эксмо, 2011. – 638 с.
87. Улицкая, Л. Е. Принимаю все, что дается: интервью [Электронный ресурс] / Л. Е. Улицкая // Вопросы литературы. – 2000. – № 1. – Режим доступа: https://voplit.ru/article/l-ulitskaya-prinimayu-vsyo-chto-daetsya-besedu-vela-a-gosteva/.
88. Ульянова, Н. П. Соотношение стихийных факторов и сознательного регулирования в механизмах языковой номинации : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Н. П. Ульянова. – М.,1984. – 199 л.
89. Устьянцева, О. Ю. Антропонимия прозы М. А. Булгакова: на материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита» : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / О. Ю. Устьянцева. – Воронеж, 2002. – 19 с.
90. Фомин, А. А. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике? / А. А. Фомин // Вопросы ономастики. – 2009. –№ 7. – С. 57–67.
91. Фонякова, О. И. Имя собственное в художественном тексте : учеб. пособие / О. И. Фонякова. – Ленинград : ЛГУ, 1990. – 103 с.
92. Фонякова, О. И. Предмет и статус литературной ономастики / О. И. Фонякова. – М. : Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1995. – С. 225–230.
93. Фролов, Н. К. Функции антропонимов в художественном тексте / Н. К. Фролов // Избранные работы по языкознанию / Н. К. Фролов (отв. ред) [и др.]. – Тюмень, 2005. – С. 163–170.
94. Фролова, Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. – М. : МГУ. – 2001. – № 5. – С. 49–58.
95. Хаванская, А. М. Особенности поэтики имени в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер» // «Культурная жизнь Юга России». – 2013. – № 2(49). – С. 91–93.
96. Хассан Шали, Н. А. Основные характеристики художественного текста / Н. А. Хассан Шали // Идеи. Поиски. Решения : материалы VII Междунар. науч. практ. конф., Минск, 25 ноября 2014 г. / редкол. : Н. Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. – Минск : БГУ, 2015. – C. 103–114.
97. Шевченко, А. Н. Особенности антропонимов в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / А. Н. Шевченко, Д. Г. Пигнастая // Крымский академический вестник. – 2017. – № 4. – С. 259–264.
98. Шевченко, А. Н. Функции антропонимов в художественном тексте / А. Н. Шевченко // Развитие современной науки и образования: анализ опыта и тенденций : сб. науч. ст. / ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» ; сост.: А. Н. Шевченко, Т. А. Шелест. – Крым, 2022. – С. 324–330.
99. Шейнина, Е. П. О чем говорят фамилии у Островского? / Е. П. Шейнина // Русская речь. – 1983. – № 2. – С. 24–28.
100. Шмелева, Т. В. Ономастика : учеб. пособие / Т. В. Шмелева. – Славянск-на-Кубани : Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013. – 161 с.
101. Шмелева, Т. В. Ономастика : учеб. пособие / Т. В. Шмелева. – Славянск-на-Кубани : Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013. – 161 с.
102. Шур, В. В. Беларускiя ўласныя iмены: беларуская антрапанiмiя i тапанiмiя: дапаможнiк для магiстрантаў / В. В. Шур // Мазыр : Выснова. – 2021. – 356 с.
103. Шустова, А. П. Антропонимические в языковом и художественном узусе / А. П. Шустова // STEPHANOS. – М. : МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. – № 1(33). – С. 146–152.
104. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». – М. : Прогресс, 1975. – 469 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты