Введение
1. Появление неоромантизма как тенденции в литературе середины 19 века
1.1 Отличительные признаки неоромантизма от других тенденций в литературе
1.2 Неоромантизм – художественное направление в русской литературе начала 20 века
2. Художественная картина мира в прозе А. Грина
2.1 Нравственно-эстетические, философские идеалы и категории в художественной картине мира А. Грина
2.1.1 Добро и зло в произведениях А. Грина
2.1.2 Категории чудесного, возвышенного и низменного в гриновской картине мира
2.1.3 Неоромантические, пространственные символы и мотивы в произведениях А. Грина
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Неоромантизм – это художественное направление в литературе. Свои истоки данное направление берет с конца XIX века, а если быть более точными, то неоромантизм стал известен на рубеже XIX и XX века.
Понятие неоромантизма пришло в литературу из немецкого языка, а точнее от слова «Neuromantik». Неоромантизм принято считать одним из понятий, которое имеет бессчетное количество определений, применяемых писателями и критиками рубежа XIX века и XX века для изображения преобразования культуры из «старое» в «новое», «современное», «модерное», «молодое».
В более широком понимании определения, неоромантизм – это восстановление литературных тенденций начиная с первой половины XIX века. Можно сказать, что неоромантизм – это начало модернизма.
А. Грин был преданным и надежным наследником романтизма. У него получилось воссоздать романтический мир для общества, в котором находятся люди разных уровней и разных возрастов, при этом соединив «высокий» и «низкий» пласты романтизма. У изучаемого писателя романтизм носит четко выраженный, структурированный и логический характер. Действия героев А. Грина и сюжеты его произведений показывают уклонение от обыденного, монотонного, равномерного присутствия. Герои А. Грина имеют свою цель: стремление и рвение к особенному, своеобразному, непривычному, яркому.
А. Грин образовал свою систему в русло романтизма, что отождествлялось с его пониманием мира. Гриновское творчество можно назвать постоянным поиском единства с миром, стремление к идеалу, опережающему действительность. В основе романтизма А. Грина, по утверждению В. И. Хрулева, «...лежит понимание мира, включающее всю сложность и взаимодействие духовного и материального, внутреннего и внешнего, сознательного и ирреального» [33, с. 3].
1. Появление неоромантизма как тенденции в литературе середины 19 века.
Понятие неоромантизма пришло в литературу из немецкого языка, а точнее от слова «Neuromantik». Неоромантизм принято считать одним из понятий, которое имеет бессчетное количество определений, применяемых писателями и критиками рубежа XIX века и XX века для изображения преобразования культуры из «старое» в «новое», «современное», «модерное», «молодое».
Значительными представителями данного направления можно назвать: Редьярда Киплинга, Оливье Генри (Уильям Сидней Портер), Джека Лондона, Артура Конан-Дойла, Роберта Льюиса Стивенсона.
Проблема неоромантизма принадлежит к числу самых сложных и трудоемких для освоения в науке о культуре. Несмотря на то, что сам термин «неоромантизм», согласно некоторым источникам, появился уже в конце 19 века, он так и не получил с тех пор однозначного толкования, хотя в 20 веке неоднократно возникал в различных научных контекстах. Возможно, это происходило оттого, что понятие неоромантизма оказалось отодвинуто в тень столь более актуальными феноменами, как модернизм, авангардизм или даже символизм. Активно занимаясь судьбами реализма в 20 веке, ученые по большому счету «не успели» дойт до неоромантической проблематики. В результате этого на данный момент по этой проблеме отсутствует богатая библиография, посвященная теоретическим аспектам вопроса. Практически все, кто пишет о неоромантизме, соглашаются с тем, что речь идет об эпохе рубежа веков, а сам феномен имеет отношение к литературе, живописи, музыке, отчасти философии, в остальных аспектах, особенно по поводу художественной специфики неоромантизма, между исследователями наблюдаются значительные разногласия, колеблются обоймы привлекаемых имен, проявляются неоднозначности трактовок и дифинитивные неясности.
1.1 Отличительные признаки неоромантизма от других тенденций в литературе.
Неоромантизм как тенденция имеет свои отличительные черты. Одно из отличий называют неприятие действительности. Также для упомянутого направления характерна сильная личность, духовно неукротимая. Романтизм и максимализм чувства, страсть, напряженность фабулы еще одни из характерных черт для данной тенденции.
Неоромантизм подает литературу в действии: скорбь по красоте, неудовлетворение повседневным пониманием, воспевание силы и мужества – все это отражает тенденции названного направления. Неоромантизм можно считать, как пробу восстановить романтическое отождествление обыденности, понимании мира.
Ведущим признаком неоромантизма является необычность темы, которая больше удовлетворяет предпочтения огромного числа читателя.
Рассматриваемая тенденция ориентировалась в первую очередь на молодого читателя, реализовывая только любовь к жизни, яркое ощущение окружающего мира.
Неоромантические герои поступали «далеко не в тепличной среде, сталкивались при посредстве увлекательного сюжета с чрезвычайными обстоятельствами, требующими напряжения всех сил, энергичных, самостоятельных решений и действий» [1, с. 356].
Если говорить об структуре ценностей, то для неоромантизма были свойственны сопротивление духовной пассивности и нравственным шаблонам, необходимости личности в независимости, в самореализации, не связанной никакими повседневными условностями. Все эти составляющие как для тенденции непосредственным образом переплетается с ценностями как духовных, так и физических сил, которые демонстрируются в борьбе с враждебным окружающим миром и в победе над сильнейшими и опасными противниками [23, с. 203].
1.2 Неоромантизм – художественное направление в русской литературе начала 20 века.
История художественной культуры есть процесс изменения, становления и накопления, благодаря чему выстраивается духовная связь настоящего с прошлым и будущим. Прошлое частью своей живет в настоящем, а настоящее должно знать о своем прошлом, даже отвергая его – в противном случае оно рискует оказаться не чем – то новым, а хорошо забытым старым.
Указанные обстоятельства следует особенно внимательно учитывать исследователю русского искусства. Известно, что развитие художественной и теоретической мысли в России на всем протяжении ее существования определялось резким размежеванием сословных, классовых, национальных и религиозных сил. Русская культура в полной мере испытала на себе воздействие внутренних противоречий истории, начиная с петровских реформ и кончая назреванием в стране одновременно и демократической, и социалистической революций. Вольнодумство конца 18 столетия и позднейшие споры западников и славянофилов, «хождение в народ» и утонченный эстетизм декадентских журналов и выставок – вот лишь некоторые вехи идейно – художественной жизни страны, вобравшей в себя результаты европейского культурного развития и расположенной на стыке главных мировых цивилизаций.
2. Художественная картина мира в прозе А. Грина.
2.1 Нравственно-эстетические, философские идеалы и категории в художественной картине мира А. Грина.
Развитие творчества А. Грина отличается от обыденных штампов. Русские реалисты чаще всего начинали с романтических произведений, и только потом подходили к пониманию реалистического постижения действительности. А. Грин прошел обратный путь – от реализма к романтизму.
В ранних произведениях романтического направления писатель не выходил за границы реального бытописания. В 1908 году вышла в свет его первая книга рассказов «Шапка-невидимка». Как писал один из критиков, Корнелий Зелинский, А. Грин, прочитав свою же книгу, отложил ее с чувством полнейшего разочарования, неудовлетворенности с тем впечатлением безнадежной стеснительности, какое постигает человека, когда он занят не своим делом.
В скором времени исследуемый автор написал свой первый «необыкновенный» рассказ «Остров Рено» и с того момента все реже и реже обращался к реалистическому направлению. Данное написание больше походило на зарождение своей религии. Ее содержанием стала игра с картинами повседневной жизни, которые, оставляя впечатление чего-то существующего в действительности, на самом деле нужны «для удаления от реальной действительности в замкнутый мир фантазии» [16, с. 140].
В. Е. Ковский в монографии «Романтический мир Александра Грина», написанной в 1969 году, говорит о том, что «Грин покинул реализм, потому что его романтизм по сравнению с его реализмом открывал несравненно более широкие художественные перспективы. Грин был одним из художников, чье творчество осталось в русле прогрессивного романтизма» [13, с. 140].
2.1.1 Добро и зло в произведениях А. Грина.
А. Грина зачастую будоражили моральные категории. Его интересовала природа и содержание добра. Например, для писателя главенствующими, прежде всего, были человечность, сострадание и, конечно же, зла. Сюда входили всевозможные догмы, чёрствость, лицемерие, которое никак не понимал, и не принимал сам А. Грин. Данная категория, добра и зла, проходила красной нитью через все творчество исследуемого автора.
Мы решили обратить внимание и проанализировать данную тему в повести-сказке А. Грина «Алые паруса». В ней мы можем четко увидеть резкое разграничение людей на два, скажем так, мира. Один мир мечтательной Ассоль и второй мир – мир обитателей, которые ее окружающих. Из произведения известно, что у девочки рано умерла мать, а отец ее стал делать и продавать игрушки, тем самым зарабатывая на жизнь для себя и Ассоль. Игрушки, которые окружали Ассоль, несомненно, формировали ее характер, отражали ее отношение к миру. Однако в реальной жизни ей пришлось встретиться со сплетнями и злом. Достаточно обоснованно, ҹто мир, который был в действительности, испугал ее. Пытаясь спрятаться от злой реальности, стремясь сохранить в своем сердце чувство красивого, она поверила в красивую сказку об алых парусах, которую рассказанную ей волшебник. Этот добрый и несҹастный человек, естественно, желал ей только хорошего, а в итоге получилось совсем наоборот: сказка обрекла на страдания и разочарования Ассоль. И тем не менее только сказка дала ей силы не опуститься в болото обывательской жизни. Там, в этом мире, жили люди, которые даже не знали и уж тем более не понимали, что такое мечта. Эти люди могли тыкать пальцами и потешаться над любым человеком, который мог жить, думать, ҹувствовать не так, как жили, думали и чувствовали те люди. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее удивительной мечтой, они считали деревенской дуроҹкой. Нам кажется, эти люди были очень несчастны. Они узко мыслили, не понимали, что можно быть более чувственными, сами желания их были также узкими и не имели никакой фантазии, но в подсознании они страдали от мысли, ҹто им ҹего-то не хватает.
2.1.2 Категории чудесного, возвышенного и низменного в гриновской картине мира.
Хотелось бы начать с того, что со времен начала революций за А. Грином установилось имя так называемого подражателя западному приключенческому жанру, сторонника западных литературных моделей, который призывал своих читателей к побегу из России и русской литературы.
Такое замысловатое проявление, как сотворение литературной страны Грина – Гринландии – необходимо изучать как чудесное и возвышенное в творчестве самого автора. Следует отметить, что Гринландия – это не просто экзотическая страна, не нечто осознаваемое, что дает нам впечатление величины, возможно даже святости, выходящее за рамки красоты, не абстрактное место действия, не дань «необычной обстановке», свойственной романтическому стилю.
Страна Грина с особой мелодикой названий городов, жарой, океаном и горными вершинами, страна экзотическая и в то же время совершенно реальная вплоть до будничного, детального описания дороги – это своеобразный творческий манифест. В сущности, в Гринландии заключен весь Грин. Появившись на творческом горизонте Грина в 1909 году в рассказе «Остров Рено», Гринландия мгновенно оказалась в центре художественно-философской системы Грина. Остров Рено является не просто пассивным экзотическим фоном – он символизирует иррациональную, хаотическую свободу. В рассказе «Далекий путь» А. Грин выдвигает концепцию второй родины, утверждая, что свободный выбор является основой человеческой натуры, квинтэссенцией человеческой свободы.
Возьмем такое произведение как «Бегущая по волнам» – роман А. Грина 1928 года, одно из последних крупных произведений писателя. Написан в романтическом жанре – это роман о «несбывшемся».
2.1.3 Неоромантические, пространственные символы и мотивы в произведениях А. Грина.
Александр Грин был преданным и надежным наследником романтизма. У него получилось воссоздать романтический мир для общества, в котором находятся люди разных уровней и разных возрастов, при этом соединив «высокий» и «низкий» пласты романтизма. У изучаемого писателя романтизм носит четко выраженный, структурированный и логический характер. Действия героев А. Грина и сюжеты его произведений показывают уклонение от обыденного, монотонного, равномерного присутствия. Герои А. Грина имеют свою цель: стремление и рвение к особенному, своеобразному, непривычному, яркому.
Для героев произведений рассматриваемого писателя характерно не только единство и сильные чувства, но и раздвоенность личности и разума. Если мы говорим о традициях романтизма, то не стоит забывать о том, что для данного направления характерны жестокость, благородство, неразгаданные загадки. Все эти черты присутствуют и в творчестве Александра Грина: резкое столкновение характеров, порывов, желаний, вторжение рока, неразгаданные загадки, удивительное благородство и невероятная жестокость, интерес к «обратной» стороне души.
К примеру, возьмем произведение «Ночью и днем». Герой, командир взвода, превращается по ночам в дикаря-туземца и убивает со звериной ловкостью своих подчиненных. Еще одно из произведений Александра Грина – «Волшебное безобразие».
Заключение.
В дипломной работе нами были решены следующие задачи:
1) раскрыть содержание понятия «художественная картина мира»;
2) выявить особенности мировоззрения А. Грина, запечатленные в его художественной картина мира;
3) исследовать образ Гринландии, его основные компоненты;
4) рассмотреть нравственно-эстетические, философские основы и идеалы, воплощенные в художественной картине мира произведений А. Грина.
Можем сделать следующие выводы:
1) неоромантизм как тенденция – это по большей части эстетическое и этическое недовольство против обесчеловечивания личности и ответное действие на натурализм и крайности деградации. Например, в Великобритании неоромантизм определялся как преобразование английской традиции «авантюрного романа», то есть романса;
2) неоромантизм как тенденция имеет свои отличительные черты. Одно из отличий – неприятие действительности. Также для упомянутого направления характерна сильная личность, духовно неукротимая. Романтизм и максимализм чувства, страсть, напряженность фабулы еще одна из характерных черт для данной тенденции. Ведущим признаком неоромантизма является необычность темы, которая больше удовлетворяет предпочтения огромного числа читателя;
3) неоромантизм как тенденцию отличает от всех других направлений так называемое «двоемирие». Фундаментом миропонимания личности, как в романтизме, так и в неоромантизме является значительное столкновение между идеальным представлением о мире и самой реальностью. Эта разница в литературе неоромантизма имеет название «двоемирия», базой которого считается система драматического и даже трагического разногласия идеала и действительной жизни;
1. Белогорская, Л. В. Пространственные доминанты романного мира Александра Грина /Л.В.Белогорская // Мова і культура. (Науковий журнал). – К.: Видавничий Дім Дмитра Бураго, 2013. – Вип. 16. –Т. IV(166) – С. 356-360.
2. Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М.: Республика, 1994. – Т. 2. – 226 с.
3. Березин, В. Слово об Александре Грине / В. Березин // Нева. – 2006.– № 5. – С. 201–210.
4. Бойко, М. Н. «Неоромантизм» в творчестве Александра Грина / М. Н. Бойко // Мифы эпохи и художественное сознание: Искусство 30 -х. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2000. – С. 93 – 121.
5. Вопросы романтизма в советском литературоведении / ред. Н. А. Гуляев. – Изд-во Казан. ун-та, 2000. – 359 с.
6. Григорьева, Л. П. Традиции фантастического в новеллистке А. Грина / Л. П. Григорьева // Литературный процесс: традиции и новаторство: Межвузовский сб. научных трудов. – Архангельск, 1992. – С. 149-159.
7. Грин, А. С. Алые паруса. Блистательный мир. Золотая цепь / А. С. Грин // Сочинения в 3 томах. Т.1. Блистательный мир. – М.: Терра, 1996. – 352 с.
8. Грин, А. С. Блистающий мир / А. С. Грин // Грин А. С. Собр. соч. в 6 т. Москва: Правда, 1965. Т.3. – С. 66–214.
9. Грин, А. С. Собрание сочинений: в 6 т. / А. С. Грин. – М.: Правда, 1965. – Т.3. – 448 с.
10. Дегтярева, Т. О. Художественный мир А. С. Грина в литературоведческом дискурсе / Т. О. Дегтярева // Філологічні трактити. – 2011. Т. 3. – № 2. – С. 16 - 21
11. Дунаевская, А. К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве Александра Грина / А. К. Дунаевская. – Рига: Зинатие. – 168 с.
12. Зелинский, К. Грин / К. Зелинский // В изменяющемся мире. Портреты, очерки, эссе / К. Зелинский. – М.: Советский писатель, 1969. – С. 183–199.
13. Иаков – Лакснесс, Краткая литературная энциклопедия. – Т. 3. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 976 с.
14. Иваницкая, E. H. Мир и человек в творчестве А. С. Грина / Е. Н. Иваницкая. – Ростов: Рост. гос. ун-т, 1993. – 57 с.
15. Иванова, Л. П. Пособие по спецкурсу «Отображение языковой картины мира автора в художественном тексте» (на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин») / Л.П. Иванова. – К.: Освіта України, 2000. – 54 с.
16. Кобзев, H. A. Роман Александра Грина: Проблематика, герой, стиль / Н. А. Кобзев. – Кишинев: «Штиинца», 1983. – 140 с.
17. Кобзев, Н. А. О портрете в романах А.С. Грина / Н. А. Кобзев // Вопросы русской литературы. Республиканский межведомственный научный сборник. – Львов,1975. – Вып. 1. – С. 86–92.
18. Ковский, В. Е. Романтический мир Александра Грина / В. Е. Ковский. М.: Наука, 1969. – 296 с.
19. Козин A. JI. Неоромантическия философия художественной культуры (К характеристике мировоззрения русского символизма) / А. Л. Козин // Вопросы философии. 1980. – №7 – С. 143-154.
20. Кудрин, В. Миры Александра Грина / В. Кудрин // Наука и религия. – 1993. – № 9. – С. 46-47.
21. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987.
22. Логвин, Г. П. Идеализация в поэтике А. С. Грина / Г. П. Логвин // Филологические науки. – 1987. – № 3. – С.70-72.
23. Лопуха, А. О. Поэтика фантастического у А. С. Грина / А. О. Лопуха // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск: ПГУ, 1988. – С. 56-58.
24. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1996. –367 с.
25. Луков, В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
26. Мейлах, Б. С. Философия искусства и художественная картина мира / Б. С. Мейлах // Вопросы философии. – 1983. – № 7. – С. 3-33.
27. Михайлова, Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество / Л. Михайлова. – М.: Художественная литература, 1972. – 192 с.
28. Паустовский, К. Жизнь Александра Грина / К. Паустовский // Собрание сочинений. – Т. 8. – М: Худ. Лит. 1970. – С. 67–83.
29. Словарь русского языка: в 4 т.– М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. – Т. 4 – 1080 с.
30. Толмачев В. М. Неоромантизм / В. М. Толмачев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – С. 640–646.
31. Федоров, Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. – Рига, 1988. – С. 30-32.
32. Хрулев, В. В. Условный и реальный мир Александра Грина / В. В. Хрулев // Филологические науки. 1976. – № 6. – С. 3 – 13.
33. Хрулев, В. И. Философско-эстетические принципы романтизма А. С. Грина / В. И. Хрулев // Филологические науки. – 1971. – № 1. – С. 3–13.