Введение
Актуальность темы исследования. Исследование национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь в условиях глобализации является чрезвычайно актуальной темой. Глобализация, в силу своей масштабности и динамичности, создает новые вызовы и угрозы для национальной безопасности, требующие внимательного анализа и понимания. В условиях всеобщего доступа к информации, международной экономической интеграции и быстрого развития технологий становится крайне важным понимать, как эти факторы влияют на национальные интересы и безопасность страны.
Республика Беларусь, как и любое другое государство, сталкивается с вызовами глобализации в различных сферах, включая экономику, политику, культуру и безопасность. Понимание того, какие именно интересы страны становятся приоритетными в условиях глобализации, а также какие угрозы она может встретить на своем пути, необходимо для разработки эффективных стратегий обеспечения национальной безопасности.
Исследование данной темы также позволяет понять, какие действия и меры могут быть приняты на государственном уровне для защиты национальных интересов и обеспечения безопасности страны в условиях глобализации. Это может включать в себя как национальные стратегии и политики, так и сотрудничество с международными партнерами и организациями.
Таким образом, исследование национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь в условиях глобализации является не только актуальной, но и необходимой задачей для понимания вызовов и возможностей, с которыми сталкивается страна в современном мире.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности в Республике Беларусь в условиях глобализации.
Предметом исследования выступают нормы белорусского законодательства, регулирующие вопросы национальной безопасности и связанные с ними обязательства и права граждан и организаций.
Целью исследования является анализ эффективности действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и выявление потенциальных проблем и недостатков, требующих корректировки и усовершенствования.
Задачи исследования таковы:
1. осуществить оценку состояния национальной безопасности Республики Беларусь на современном этапе: проблемные аспекты;
2. исследовать правовое регулирование национальной безопасности Республики Беларусь;
3. исследовать проблематику национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь;
4. предложить усовершенствование и перспективы развития национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь;
5. изучить современные механизмы противодействия угрозам кибербезопасности в условиях глобализации;
6. исследовать будущее кибербезопасности в правовом поле в условиях глобализации.
Методологическая основа дипломной работы включает: методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой исследования послужили работы Демичев, Д. М., Демьянкова, А. В., Денисова, М.А., Вольфович, А. Г., Николичев, Д.Н., Азимкова, К. А., Веруш, А.И., Головенчик, Г.Г. и др.,в которых исследуются вопросы теории и практики темы исследования.
Нормативную основу исследования составили Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере темы исследования.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
[...]
Глава 1 Теоретические основы национальной безопасности государства
1.1 Оценка состояния национальной безопасности Республики Беларусь на современном этапе: проблемные аспекты
Основы государственного обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь сформулированы в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь утвержденной Решением Всебелорусского Народного Собрания от 25 апреля 2024 г. № 5, в соответствии с которой под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1].
Перед тем как представить проект новой редакции Концепции национальной безопасности на утверждение Всебелорусскому народному собранию, глава государства Беларуси утвердил его на заседании Совета Безопасности в феврале 2023 года. Он поручил организовать общественное обсуждение этого проекта, которое проходило на протяжении года через более чем 70 дискуссионных площадок по всей стране. Обсуждения включали представителей государственных органов, организаций, образовательных учреждений, профсоюзов, религиозных и общественных объединений, а также экспертов и научное сообщество.
Текст концепции также был опубликован на Национальном правовом интернет-портале Беларуси для максимального охвата аудитории. В январе текущего года на заседании Совета Безопасности были представлены конкретные предложения, вынесенные на обсуждение в результате публичных консультаций. Они касались различных аспектов, включая защиту института семьи, социальную ответственность бизнеса, развитие регионов и другие вопросы.
В соответствии с обновлённой Концепцией, обеспечение национальной безопасности представляет собой непрерывную деятельность, которая направлена на защиту личности, общества и государства от угроз как внутри страны, так и за её пределами. Это также включает в себя осуществление национальных интересов и создание условий для стабильного развития страны.
Объектами национальной безопасности являются сбалансированные интересы личности, общества и государства, их достижение и поддержание в различных областях жизни в стране.
Цель обеспечения национальной безопасности заключается в достижении и поддержании уровня защиты личности, общества и государства от угроз, который обеспечивает стабильное развитие и реализацию национальных интересов страны.
Приоритетные задачи включают повышение эффективности государственной политики в этой области, сохранение баланса интересов, борьбу с угрозами как внутри страны, так и за её пределами, модернизацию механизмов реализации национальных интересов и обеспечения устойчивого развития.
Принципы обеспечения национальной безопасности включают законность, соблюдение прав и свобод граждан, гуманизм, гласность, сбалансированность, единство интересов развития, комплексный подход, участие в международных системах безопасности, разграничение ответственности государственных органов, приоритетность правовых, политических, экономических и информационных мер, консолидацию усилий субъектов обеспечения безопасности, оперативность и превентивность мер по борьбе с угрозами.
В политической сфере нейтрализация внутренних угроз национальной безопасности осуществляется путем принятия своевременных и эффективных мер по устранению условий, способствующих возникновению политической и социально-экономической напряженности в обществе. Это включает в себя практическое осуществление принципов демократического правового государства, улучшение механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, развитие человеческого потенциала, и взаимную ответственность личности, общества и государства за обеспечение национальной безопасности.
На пути нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности в политической сфере ставится ряд задач:
• Улучшение механизмов защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление национального единства и гражданского мира.
• Реализация принципов народовластия и открытости государства для общества в соответствии с конституционными нормами.
• Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и права собственности.
• Повышение уровня удовлетворения национальных интересов и соблюдения прав личности.
• Дальнейшая демократизация общественных отношений и развитие механизмов государственно-частного партнерства.
[...]
Глава 2 Система государственного регулирования национальной безопасности и национальных интересов республики: проблемы и перспективы развития
2.1 Проблематика национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь
Под угрозой информационной безопасности понимается случайная или преднамеренная деятельность людей или физическое явление, которые могут привести к нарушению безопасности информации.
К числу наиболее опасных угроз устойчивости и безопасности функционирования национальной информационной инфраструктуры можно отнести использование информационно-коммуникационных технологий:
– для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на ущемление суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;
– для подготовки и осуществления террористических актов, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
– для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ [1, c. 40].
Опасность угрозы использования информационно-коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на ущемление суверенитета, нарушение территориальной целостности государств подтверждается не только общей тенденцией повышения социальной опасности злонамеренного использования таких технологий. Программные компоненты вредоносных информационно-коммуникационных технологий за сравнительно короткое время эволюционировали от относительно безобидных вирусов 1990-х гг. к программам, обеспечивающим фишинг и сетевые DDoS-атаки и далее – к вредоносным программам типа Stuxnet, Flame, Duqu, Gauss и др. Такие информационно-коммуникационные технологии могут быть применены, например, для нарушения функционирования объектов критической инфраструктуры общества и государства.
По мнению некоторых специалистов, война следующего поколения будет иметь целью «...разгром бесконтактным способом экономического потенциала любого государства, на любом удалении от противника». Она «будет кардинально отличаться от войн предыдущего, четвертого поколения еще и тем, что вся мощь агрессора направляется лишь на безусловное поражение объектов экономики противника путем одновременного нанесения мощнейших информационных ударов и массированных ударов непилотируемого высокоточного оружия различного базирования» [10, c. 14]. Если исходить из этого прогноза, то тенденция расширения «злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий» в военно-политических целях представляется долговременной и носящей стратегический характер.
Угроза использования информационно-коммуникационных технологий для подготовки и совершения террористических актов еще не стала фактором современной международной и национальной политики, но, по мнению специалистов, способна им стать в ближайшем будущем. Существенную роль в реализации такого сценария развития событий может оказаться получение международными и отечественными преступными организациями доступа к вредоносным информационно-коммуникационными технологиями, методам их использования, а также к разведывательным данным государств, активно работающих в области развития «информационного оружия». В этом случае террористические организации потенциально станут способными оказывать негативное воздействие на критически важные объекты информационной инфраструктуры многих стран мира [11, c. 199].
Все большую социальную опасность представляет угроза использования информационных технологий для совершения преступных деяний и, прежде всего, корыстного характера. Количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, во всех государствах мира продолжает увеличиваться, а правовые средства противодействия им оказываются недостаточно эффективными.
На уровне коммуникационной инфраструктуры сети Интернет-угрозы могут проявляться в следующей форме:
– произвольное изменение условий функционирования или правил оказания информационных и коммуникационных услуг национальными провайдерами сетей под воздействием политических факторов.
[...]
Глава 3 Кибербезопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности Республики Беларусь
3.1 Современные механизмы противодействия угрозам кибербезопасности в условиях глобализации
В условиях глобализации, кибербезопасность становится неотъемлемой составляющей функционирования современного мира. Она представляет собой комплекс мер и механизмов, направленных на защиту информационных ресурсов, данных и инфраструктуры от киберугроз. Современные технологии предоставляют огромные возможности для улучшения жизни людей и развития бизнеса, но одновременно они создают новые уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками для кибератак.
Одним из основных механизмов противодействия угрозам кибербезопасности является разработка и внедрение современных систем защиты информации. Это включает в себя разработку программных и аппаратных средств, которые способны обнаруживать и блокировать кибератаки, а также защищать данные от несанкционированного доступа. Кроме того, важным аспектом является обеспечение обучения и подготовки специалистов в области кибербезопасности, которые могут оперативно реагировать на угрозы и разрабатывать новые методы защиты.
Еще одним важным механизмом является сотрудничество между государствами, международными организациями и частным сектором в области кибербезопасности. Только путем объединения усилий и обмена информацией можно эффективно бороться с глобальными киберугрозами, такими как кибершпионаж, кибертерроризм и киберпреступность. Это включает в себя разработку международных стандартов и правил поведения в киберпространстве, а также совместные операции по пресечению киберпреступности.
Кроме того, важно постоянно совершенствовать законодательство в области кибербезопасности и улучшать механизмы правоприменения. Это позволит обеспечить эффективное наказание за киберпреступления и содействовать предотвращению новых атак. Также необходимо уделять внимание сознательному использованию информационных технологий и повышению киберграмотности среди населения, чтобы снизить риск попадания в ловушки кибермошенников и фишеров.
Эффективное противодействие угрозам кибербезопасности в условиях глобализации требует комплексного подхода, включающего в себя технические, организационные, международные и правовые меры. Только таким образом можно обеспечить безопасное и устойчивое функционирование информационного пространства в современном мире.
Кроме того, важным аспектом является непрерывное исследование новых угроз и уязвимостей в киберпространстве. Быстрые темпы развития информационных технологий требуют постоянного обновления и адаптации механизмов защиты. Непрерывное мониторинг и анализ активности в сети позволяют оперативно выявлять новые угрозы и разрабатывать соответствующие противодействующие меры.
Важным направлением также является повышение осведомленности и ответственности пользователей. Часто кибератаки осуществляются благодаря небрежности или неполной осведомленности пользователей о возможных угрозах. Проведение образовательных кампаний и распространение информации о методах защиты от киберугроз помогают повысить уровень киберграмотности и снизить риск инцидентов.
Инновационные технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, также могут быть использованы в борьбе с киберугрозами. Алгоритмы машинного обучения способны обнаруживать аномальное поведение в сети и автоматически реагировать на потенциальные атаки, что улучшает эффективность систем защиты.
В глобальной цифровой экономике предприятия и люди сталкиваются с ростом риска в области цифровой безопасности и защиты личной информации. Мир, подключенный к сети, открывает все новые возможности для международных киберпреступников. Автоматический анализ информационных запросов пользователей в интернете, данные с личных «умных» гаджетов, трансакции по банковским картам, электронная переписка и мессенджеры создают блок исчерпывающей информации о человеке, которую можно похитить и использовать в корыстных целях [23, c. 81].
Следует отметить, что в белорусских документах вопросам кибербезопасности пока уделено явно недостаточное место. Например, среди задач формирования в Республике Беларусь цифровой экономики, перечисленных в Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2021-2025 гг., борьба с киберпреступлениями и повышение кибербезопасности не значатся вообще.
[...]
Заключение
Выполнив основные задачи работы, следует сделать следующие выводы:
1. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2020 г., экономическая безопасность страны представляет собой состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов от внутренних и внешних дестабилизирующих явлений. В основу национальных интересов страны в экономической сфере положены устойчивый экономический рост и увеличение конкурентоспособности белорусской экономики в результате её структурной перестройки.
Рассмотрев внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, можно предположить, что значение внутренних угроз для национальной экономики ничуть не меньше, чем значение внешних угроз. В частности, если длительное время не решать проблему внутренних угроз экономики, то в дальнейшем это ослабит экономику и вызовет появление новых внешних угроз, бороться с которыми будет намного сложнее. Однако большинство внутренних угроз экономической безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, что позволит определить эффективные меры по их устранению и предупредить появление внешней угрозы.
2. В непростых условиях глобальной трансформации современного мира и его перехода к новой системе международных отношений, выстроенная в стране система обеспечения национальной безопасности доказала свою эффективность, а взвешенная политика по защите национальных интересов позволила сохранить баланс в отношениях с основными центрами силы.
Кроме того, заложенная в действующей Концепции методологическая основа и система обеспечения национальной безопасности не утратили свою практическую значимость. В этой связи представляется, что реализация актуализированных положений Концепции, адаптированной к тенденциям изменения обстановки в мире в среднесрочной перспективе, послужит дальнейшей консолидации общества, сохранению и развитию республики как независимого суверенного государства. В этой связи уполномоченным государственным органам, прежде всего координаторами по обеспечению национальной безопасности в различных сферах, важно учитывать изложенные проблемные аспекты при выработке подходов в рамках совершенствования положений Концепции
3. Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают: разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности; определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства; нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности; обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь; создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.
В социальной сфере Республика Беларусь достигла высокого уровня развития человеческого потенциала. В 2020 г. по данному показателю наша страна занимает 53-е место среди 189 стран и территорий мира (в 2021 г. – 65 место), входит в число 66 стран с очень высоким уровнем человеческого развития, опережая другие государства СНГ. Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. В стране завершено формирование основ информационного общества, заложена правовая основа информатизации, принята Концепция информационной безопасности, одной из главных целей которой определено достижение информационного суверенитета. Оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил. Продолжается последовательная реализация мероприятий военного строительства в соответствии с требованиями передовой военной науки.
Результаты проведенных в Государственном секретариате Совета Безопасности комплексных исследований различных аспектов национальной безопасности, анализ зарубежного опыта и оценки ведущих отечественных экспертов в различных областях знаний показывают, что базовые положения Концепции, прежде всего касающиеся архитектуры существующей системы обеспечения национальной безопасности, не исчерпали свой потенциал.
4. В частности, во внешнеполитической сфере необходимо скорректировать формулировки существующих индикаторов, расширить их перечень с учетом новых факторов и ввести показатели внешнеполитической безопасности, связанные с вопросами санкций, ограничений, критических резолюций международных организаций в отношении Беларуси и так далее.
Во внутриполитической сфере для повышения качества оценки ее состояния необходимо проведение регулярных социсследований по всему спектру вопросов, касающихся реализации внутренней политики государства. Это позволит изучать общественное мнение и формировать его, а также обеспечивать обратную связь государства и общества.
[...]
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Решением Всебелорусского Народного Собрания от 25 апреля 2024 г. № 5 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
3. Денисова, М.А. Экономическая безопасность: отечественные и зарубежные подходы к определению понятия, классификации ee уровней и видов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21072006
4. Беларусь в цифрах 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/4a6/17lzwjez5wrikz92fyx8f2w0qlhm97me.pdf.
5. Беларусь в цифрах 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/3ea/3ea6979cf337350c836d0392847ccd3c.pdf.
6. Годовой отчет о состоянии государственного долга Республики Беларусь за 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.by/upload/gosdolg/publication/report_2021.pdf
7. Демьянкова, А. В. Национальная экономика и некоторые проблемы экономической безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] / А. В. Демьянкова, науч. рук. Л. П. Зенькова // Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации : сборник научных статей III международной научно-практической интернет-конференции, 31 марта 2021 г.: научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Т. П. Афонченко, Т. С. Алексеенко; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. – Гомель, 2021. – С. 124–127.
8. Вольфович, А. Г. О состоянии национальной безопасности Республики Беларусь на современном этапе / А. Г. Вольфович // Основные направления совершенствования системы национальной безопасности : тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 19 нояб. 2021 г. / ред. кол. С. Я. Аземша [и др.]. – Минск : СтройМедиа-Проект, 2021. – С. 11–18.
9. Зубко, Н.М. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур, А.Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2019. – 224 с.
10. Удалов, Д.В. Угрозы и вызовы цифровой экономики / Д.В. Удалов // Экономическая безопасность и качество. – 2018. – № 1(30). – С. 12-18.
11. Боева, Д.А. Проблемы информационной безопасности Республики Беларусь / Д.А. Боева // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования: Сборник материалов, Воронеж, 27 февраля 2021 года – 24 2022 года. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2022. – С. 198-201.
12. Зимницкая, А.С. Информационная безопасность и киберпреступления в Республике Беларусь / А.С. Зимницкая // Студент: наука, профессия, жизнь: Материалы VIII всероссийской студенческой научной конференции с международным участием: в 4 ч., Омск, 26–30 апреля 2021 года. – Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2021. – С. 150-153.
13. Василевская, В.Э. Кибербезопасность как ведущее направление государственной политики / В.Э. Василевская // Передовые технологии и материалы будущего: Сборник статей IV Международной научно-технической конференции. В 3-х томах, Минск, 9 декабря 2021 года. – Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2021. – С. 56-60.
14. Ильина, М. Ю. Перспективы сотрудничества государств - членов ЕАЭС в области информационной безопасности / М. Ю. Ильина // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2022. – № 1(39). – С. 119-127.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218- З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп.: в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г., № 195-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
16. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 26 мая 2021 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
17. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: в ред. от 30.06.2022 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
18. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 455-З: в ред. 10.10.2022 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
19. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 9 ноября 2020 г., № 575: в ред. 24.01.2014 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
20. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Республики Беларусь, 28 декабря 2009 г., № 113-З: в ред. от 08.11.2018 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
21. Ключко, Р. Н. Уголовная политика в сфере охраны информационной безопасности личности, общества, государства: концептуальные подходы / Р. Н. Ключко // Современный мир и национальные интересы Республики Беларусь : Материалы международной научной конференции, Минск, 17 декабря 2021 года / Редколлегия: Е.А. Достанко (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 150-155.
22. Ключко, Р.Н. Информационная безопасность и кибербезопасность как объекты уголовно-правовой охраны / Р.Н. Ключко // Интеграция и развитие научно-технического и образовательного сотрудничества – взгляд в будущее: Сборник статей II Международной научно-технической конференции. В 3-х томах, Минск, 11–12 декабря 2019 года. – Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2020. – С. 53-56.
23. Кузьменкова, Т. Н. Право на безопасность в информационной сфере в системе прав и свобод человека / Т. Н. Кузьменкова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя D. Эканоміка, сацыялогія, права. – 2022. – № 2(60). – С. 97-103.
24. Николичев, Д.Н. Кибербезопасность как часть комплексной безопасности государства в условиях современных вызовов и угроз / Д.Н. Николичев, А.М. Федорова // Категория законного интереса в отраслях публичного и частного права: сборник научных статей. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 81-83.
25. Прогнозирование и моделирование развития национальной экономики и внешней экономической деятельности // Гуманитарные науки. Сборник научных трудов. Выпуск 11; под науч. ред. М. В. Мясниковича, П. Г. Никитенко / Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – 479 с.
26. Советникова, О. П. Информационная безопасность и киберпреступления в Республике Беларусь / О. П. Советникова // Тенденции экономического развития в XXI веке : Материалы III Международной научной конференции, Минск, 01 марта 2021 года / Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 999-1001.
27. Тулейко, Е. В. Обоснование регулятивных механизмов защиты национальных интересов в экономической сфере в условиях цифровизации / Е. В. Тулейко // Экономическая безопасность. – 2021. – Т. 4. – № 4. – С. 1053-1068.
28. Хайдаров, Р. Д. Цифровизация общества как ключевой фактор обеспечения кибербезопасности государств в период глобализации / Р. Д. Хайдаров // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. – 2022. – № 1. – С. 98-103.