4. Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли
4. Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли
В науке финансового права под пошлиной понимают вид обязательных платежей публичного права, которые граждане и организации уплачивают государственным органам за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов.
За свою многовековую историю пошлина претерпевала постоянные изменения.
Появлялись и отменялись отдельные виды пошлин: одна из старейших пошлин — судебная (за рассмотрение дел в судах и выдачу судебных решений), пошлины дорожные, мостовые, шоссейные и т.д. (за проезд по дорогам, мостам), торговые, гостиные (за право вести торговлю на рынках, держать торговые склады, взвешивать и измерять товары и т.д.), крепостные, или актовые (за внесение в официальные реестры записи различных имущественных сделок, действительность которых обусловлена фактом такого засвидетельствования), гербовые (за совершение актов, подлежащих обложению, на особой гербовой бумаге и (или) путем наклейки специальных гербовых марок), канцелярские, ранее именовавшиеся писцовыми (за выдачу различного рода удостоверений и копий документов), пробирные (за клеймение изделий из драгоценных металлов), корабельные (за заход морского судна в порт или выход его из порта) и т.д.
Тенденция диверсификации пошлин, появления новых видов пошлин, то брала верх, то уступала противоположной тенденции, когда пошлины укрупнялись и происходила их консолидация.
Например, в СССР в 1930 году, когда из значительного количества пошлин, существовавших в 1920 гг. (статистических, канцелярских, судебных, документальных, за выдачу и визирование загранпаспортов, за патенты и изобретения и т.д.), многие были упразднены, а оставшиеся объединены в единую государственную пошлину.
Нередко понятия пошлины и сбора используются как равнозначные (гербовые пошлины и гербовые сборы, статистические пошлины и статистические сборы, консульские пошлины и консульские сборы, нотариальные пошлины и нотариальные сборы и т.д.).
При этом, не устанавливая формальных различий между пошлинами и сборами, финансовое законодательство может уточнять, что пошлинный характер имеют сборы, уплачиваемые за оказание государственными и муниципальными органами (в ряде случаев иными субъектами публичной