Лингвистическая реализация стратегии визуализации в деловой презентации
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Лингвистическая реализация стратегии визуализации в деловой презентации»
по дисциплине: «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (английский язык)»
2018
251.00 BYN
Лингвистическая реализация стратегии визуализации в деловой презентации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст речи Джона Кеннеди «Inaugural Address».
Поделиться
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
ГЛАВА 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ЖАНР ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Значимость и цель деловой презентации в современном обществе
1.2 Виды деловой презентации
1.3 Структура деловой презентации
ГЛАВА 2 КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ДЕЛОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
2.1 Теоретические основы изучения коммуникативных стратегий и тактик
2.2 Стратегия визуализации
2.3 Проблема визуализации настоящего и будущего
2.4 Сторителлинг как способ реализации стратегии визуализации
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДЕЛОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
3.1 Тактики стратегии визуализации настоящего и будущего
3.2 Анализ лингвистической реализации стратегии визуализации в деловых презентациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с особенностями развития современного общества и темпом, который оно набирает, с уровнем конкуренции в различных сферах последние годы все большую актуальность приобретают вопросы организации и проведения деловой презентации и использования в ней различных речевых тактик и стратегий с целью управления общественным сознанием. С помощью определенных тактик и стратегий презентаторы воздействую на общественное мнение, влияют на ход дискуссий, референдумов, определяют рейтинг, достигают поставленных целей, заключают выгодные сделки, договоры и так далее.
В современном мире усиливается роль общения, особенно делового в сфере международных отношений. Человек, прекрасно владеющий качествами оратора и презентатора, имеет возможность стать запоминающимся, знаменитым и узнаваемым. Хорошо проведенная презентация дает возможность не только развивать свою компанию, но и развиваться самому, заводить новые полезные знакомства, продвигаться по карьерной лестнице. Как говорил Аристотель: «Красноречие есть работница убеждения» [13].
Дипломная работа посвящена определению лингвостилистических особенностей стратегии визуализации в деловых презентациях различного типа.
В данной работе определяется целенаправленность деловой презентации путем:
- рассмотрения понятия презентации, ее особенностей, типов и классификаций, характеристик и целей деловой презентации, ее роли в деятельности современных компаний, ее видов и типов;
- рассмотрения коммуникативных стратегий и тактик;
- выявления особенностей и способов проявления стратегии визуализации, ее тактик и языковых средств выражения;
- анализа проявления стратегии визуализации в деловых презентациях.
Объектом данной дипломной работы являются тексты публичных деловых презентаций.
Предмет данной работы представлен лингвостилистическими особенностями стратегии визуализации в деловых презентациях.
Целью работы является анализ лингвостилистических особенностей стратегии визуализации в деловых презентациях различного типа на английском языке.
Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть назначение презентации, ее типы и классификации;
- определить значимость деловой презентации в современном обществе;
- выделить основные характеристики деловой презентации;
- выявить назначение и классификацию коммуникативных стратегий и тактик;
- установить роль стратегии визуализации в деловых презентациях публичного выступления;
- ознакомиться со сторителлингом, его сюжетами, приемами, функциями;
- рассмотреть проблему визуализации в настоящем и будущем;
- определить и описать тактики, использующиеся в публичных выступлениях при реализации стратегии визуализации;
- установить общие элементы стратегии визуализации в различных деловых презентациях.
ГЛАВА 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ЖАНР ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Значимость и цель деловой презентации в современном обществе
В современном стремительно развивающемся и деловом мире презентации получили широкое распространение и необходимость для, того чтобы выдерживать сегодняшнюю конкуренцию. Первым и основным назначением их является представление публике чего-то нового, а также заинтересовать ее. В области продажи и услуг, например, сегодняшнего потенциального клиента или покупателя тяжело привлечь и заинтересовать. Презентация позволяет организовать необходимую информацию ярко, лаконично и с наименьшими временными затратами.
Презентация (от латинского «praesentatio») общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного [23]. Деловая презентация ‒ это инструмент, благодаря которому заключаются договора, сделки, соглашения, которые принесут пользу вашей компании [10]. Предмет отражен в демонстрации достижений, создании чего-либо нового. Ее целью является убеждение аудитории в значимости какого-либо объекта или явления, процесса. Основные задачи деловой презентации:
- убедить в важности объекта презентации, вызов заинтересованности аудитории в теме презентации и вызвать ее расположение;
- убедить потенциальных клиентов в том, что продукт – лучший на рынке, и стоит его купить;
- убедить партнеров в том, что представленное предложение выгодно, и его стоит принять;
- убедить инвесторов в том, что бизнес – выгодное вложение их денег;
- привлечь аудитории к своему товару, продукту или теме презентации;
- донести полезной и необходимой информации слушателям;
- сформировать и поддержать в глазах слушателей определенный образа компании;
- сформировать у аудитории определенную потребность и предложить способ ее удовлетворения [31].
Выделяют три основные и наиболее распространенные функции деловой презентации:
1. Информационная – сообщение определенной информации.
2. Этикетная – выполнение общепринятого ритуала (вступительное слово, демонстрация продукта).
3. Убеждающая – закрепление или изменение мнения аудитории по конкретному вопросу [31].
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут совпадать, в результате чего выступления получают комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие выступления, возможны и другие смешанные типы.
В настоящее время презентация представляет собой весьма серьезный и сложный процесс, который подстроен под теперешний темп жизни. Это связано с появлением большего количества компаний и предприятий, общественных организаций. Существует множество различных классификаций и типов презентаций.
ГЛАВА 2 КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ДЕЛОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
2.1 Теоретические основы изучения коммуникативных стратегий и тактик
Речевые действия всегда тщательно планируются. В случаях проведения презентаций это просто необходимо. Для человека, привыкшего рефлексировать по поводу собственной речи, стратегическое и тактическое прогнозирование своих высказываний - вполне осознаваемая задача. В политическом, рекламном, педагогическом, психотерапевтическом дискурсе речевое планирование достигает уровня технологий [19].
Публичное выступление относится к такому виду коммуникации, в котором практически отсутствует обратная связь между отправителем и получателем сообщения (за исключением спонтанных выкриков или возгласов), выступление нельзя корректировать по ходу, основываясь на непосредственном анализе реакции аудитории. Реакция, как правило, может проявляться лишь в последующем оказании поддержки данному политическому лидеру или же ее отсутствии, таким образом, роль стратегического планирования речи является решающей [19].
Интерпретации понятия «стратегия» варьируются в зависимости от применяемого подхода:
- текстологического;
- психологического;
- риторического;
- когнитивного;
- паралингвистического.
Стратегия может пониматься как система выстроенных «по принципу иерархии компонентов» [5, с. 9], «когнитивный план общения» [7, с. 14], «общий план, или «вектор», речевого поведения» [15, с. 6], некоторая инвариантная схема, состоящая из одного или нескольких действий, направленных на преодоление некоторой проблемной ситуации [14]. Стратегия целенаправленна, системна, интерактивна и реализуется посредством набора речевых тактик, а также реализующих речевые тактики коммуникативных ходов или приемов. В каком-то смысле стратегия не реализуется, но создается в процессе достижения цели (конкретной интеракции).
Стратегия - направление речевой деятельности, которое определяет использование частных подструктур, способствующих реализации общего коммуникативного замысла, коммуникативных целей говорящего.
Тактика - это «конкретный речевой ход (шаг, поворот, этап) в процессе осуществления речевой стратегии» [15, с. 6], представляющий собой «одно или несколько действий, способствующих реализации стратегии» [7, с. 16]. Тактика соотносится с определенным этапом в осуществлении стратегии и направлена на реализацию отдельной коммуникативной задачи данного этапа.
Целенаправленный набор стратегий, а также реализующих их тактик и приемов можно обозначить в качестве стратегического планирования речи.
Коммуникативные стратегии и тактики имеют множество видов и типов. Возможно это связано с различными назначениями и целями речевых общений.
Коммуникативные стратегии, как считает О. С. Иссерс, советский и российский филолог, можно разделить на две обширные группы:
- по характеру и глобальности целей (общие и частные);
- по функциям и характеру их содержания (основные, вспомогательные) [9].
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДЕЛОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
3.1 Тактики стратегии визуализации настоящего и будущего
При визуализации настоящего и будущего используются определенные тактики и средства их конструирования:
1. Тактика решения проблемы выражается формами будущего простого и сложного времени глаголов совершенного вида прагматического типа «будущее время конкретного единичного действия» со значением действия. Она заключается в предварительной постановке проблемы и предложении путей ее решения. Например: Сотрудничая с APS по перевозке опасных грузов автотранспортом, Вы получаете: Экономию времени – опытные сотрудники APS возьмут на себя максимум забот по организации поставки: оформление документов, контакты с Вашими контрагентами, страхование груза.
В данном случае средством эффективного воздействия является употребление терминов, названий, специальностей, слова с положительным или отрицательным оттенком, глаголы действия [8].
2. Тактика оптимизации бизнеса (убеждение в рационализации решения) выражается формами будущего времени глаголов совершенного вида прагматического типа «будущее время конкретного единичного действия» с семой оптимизации, обеспечения: улучшить, обеспечить, оптимизировать [20, с. 18 – 25].
3. Тактика маятника (сообщение сначала отрицательного, а затем положительного) выражается формами будущего времени глаголов совершенного вида прагматического типа «будущее время конкретного единичного действия» со значением обещания; эмоционально-оценочными прилагательными, причастиями со значением выгоды, ценности, эстетичности; глаголами действия со значением приобретения, обеспечения.
4. Тактика описания положительных последствий выражается формами будущего времени глаголов совершенного вида прагматического типа «будущее время конкретного единичного действия». Данная тактика направлена на информирование о положительных последствиях в случае приобретения товара либо совершения какого-либо действия. Например: Выбор изображения для офиса может стать сложным этапом. Но если соблюдать пару несложных правил, то Вы добьетесь действительно интересного и правильного результата [8].
5. Тактика райской картины (описание только положительного) выражается формами будущего времени глаголов совершенного вида прагматического типа «будущее время конкретного единичного действия» со значением возможности и приобретения. Также эта тактика выражается глаголами настоящего времени несовершенного вида прагматического типа «настоящее время воображаемого действия»; эмоционально-оценочными прилагательными, причастиями, глаголами, существительными со значением необходимости и положительных эмоций [20, с. 18 – 25]. Ее целью является нарисовать картину будущего: Только представьте в своем распоряжении кредитку «Универсальная», Вы сможете без каких-либо дополнительных согласований снять необходимую сумму наличных или приобрести понравившийся товар. Вы просто берете кредитку и покупаете то, что Вам нужно, или идете туда, куда давно мечтали пойти [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В лингвистической литературе деловая презентация представлена как новый жанр делового общения. Ее проблематика является ориентирована на изучение различных форматов коммуникации в современном развивающемся обществе. В данной работе деловая презентация была рассмотрена с точки зрения прагматических установок и способов их реализации. Отдельное внимание получила реализация стратегии визуализации. Была определена роль стилистических лексических и грамматических средств при реализации стратегии визуализации в деловой презентации.
В первой главе мы раскрыли основные теоретические особенности презентации, описали ее типы и классификации, значение и сферы реализации в современном обществе; были рассмотрены характеристики, типы и структура деловой презентации.
Во второй главе были мы раскрыли понятия коммуникативной стратегии и тактики, дали их классификации; рассмотрели отдельно значение и цель стратегию визуализации в деловой презентации, сторителлинг, как один из видов визуализации; раскрыли проблему визуализации в настоящем и будущем времени; ознакомились с тактиками реализации стратегии визуализации и языковыми средствами ее конструирования.
В третьей главе мы представили результаты исследования анализа конкретной деловой презентаций, в которой использовалась различные тактики стратегии визуализации для достижения главной цели презентации. На основании проведенного анализа можно сказать.
1. При проведении деловой презентации выступающий всегда использует несколько тактик стратегии визуализации.
2. В рассмотренном примере деловой презентации нами было выявлено 8 тактик стратегии визуализации.
3. Наиболее частотными тактиками в анализируемом примере оказались тактика райской картины будущего, тактика кооперации и апелляции эмоциями.
4. Наименее частотными оказались тактика описания положительных последствий и тактика решения проблемы.
Итак, в ходе исследования мы пришли к выводу, что деловая презентация направлена на трех участников: «мы», «они», «чужие». Вследствие чего она имеет успех только в случае использования стратегии визуализации. Благодаря большей систематизации и выгодного сочетания различных тактик и компонентов информации стратегическое планирование речи оптимизирует манипулятивное воздействие выступления.
Результаты анализа позволяют сделать вывод о неотъемлемой роли тактик в отражении стратегии визуализации в деловых презентациях.
Данная работа позволила нам рассмотреть особенности презентации, ее классификации, определить значимость и характеристики деловой презентации, ознакомиться с коммуникативными стратегиями и тактиками, рассмотреть конкретно стратегию визуализации и ее роль в деловых презентациях, установить способы реализации стратегии визуализации в речах ораторов.
Практическая ценность проведенного нами исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшем изучении особенностей деловой презентации, тактик реализации стратегии визуализации, а также в учебном процессе при изучении стилистики, лингвистики, лексикологии, грамматики и языкознания английского языка.
1. 7 базовых сюжетов сторителлинга для вашей презентации [Электронный ресурс] / SlideShare. – 2014. – Режим доступа: http://slideshare.net/Presentui/7-29951626. – Дата доступа:
2. 8 способов интересно рассказать историю [Электронный ресурс] / Блог для копирайтера. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://protext.by/blog/o-kopirajtinge-vserez/8-technik-storytellinga/. – Дата доступа :
3. Аверченко, Л. К. Понятие «воображение», его виды и формы / Л. К. Аверченко, Т. В. Андрюшина // Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 175 с.
4. Балакирева, С. М. Деловая презентация как способ продвижения товаров и услуг / С. М. Балакирева, А. А. Малышев // Российский внешнеэкономический вестник. – М.: Роспечать, 2015. – Вып. 2. – С. 89 – 98.
5. Блох, М. Я. Теоретические основы грамматики / М. Я. Блох. – М.: Высш. шк., 2000. – 239 с.
6. Визуализация: правила и ошибки [Электронный ресурс] / Единство. – РФ, 2014. – Режим доступа: http://edinstvo-gomel.by/index.php/2013-03-26-09-02-06/395-2013-08-03-08-42-50.html. – Дата доступа:
7. Гальперин, И. Р. Очерк по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. – М.: Изд-во лит. на ин. яз., 1958. – 460 с.
8. Гладко, М. А. Визуализация будущего: игра воображения или профессиональная стратегия убеждения в деловой коммуникации / М. А. Гладко. – Мн.: МГЛУ, 2017. – 5 с.
9. Грайс, Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс, пер. с англ. В. В. Туровского // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая грамматика. – М.: Прогресс, 1985. –Вып. 16. – С. 217 – 237.
10. Деловая презентация [Электронный ресурс] / Блог Андрея Остапина. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://andreyostanin.ru/blog/unikalnyie-avtorskie-razrabotki-3/post/delovaya-prezentatsiya-65. – Дата доступа:
11. Деловое общение [Электронный ресурс] / Психология и психиатрия. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://psihomed.com/delovoe-obshhenie/. – Дата доступа :
12. Демьянков, В. З. «Теория речевых актов» в контексте современной зарубежной лингвистической литературы / В. З. Демьянков // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986. – Вып. 17. – С. 223 – 234.
13. Залог успешного общения в наши дни: современное ораторское искусство и риторика [Электронный ресурс] / Vashgolos. – Москва, 2013. – Режим доступа: http://vashgolos7.ru/sovremennoe-oratorskoe-iskusstvo-i-ritorika.html. – Дата доступа:
14. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 284 с.
15. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: автореф. дис. д-ра. филол. наук / О. С. Иссерс. – Екатеринбург, 1999. – 29 с.
16. Какие бывают виды презентаций? [Электронный ресурс] / Презентациус. – Москва, 2015. – Режим доступа: http://presentazius.ru/kakie-byivayut-vidyi-prezentatsiy/. – Дата доступа :
17. Коммуникативные стратегии и тактики в публичных выступлениях (на материале речей американских и британских политических лидеров) [Электронный ресурс] / Сyberleninka. – Москва, 2009. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-v-publichnyh-vystupleniyah-na-materiale-rechey-amerikanskih-i-britanskih-politicheskih-liderov. – Дата доступа:
18. Коммуникативные стратегии и тактики комплементарных высказываний [Электронный ресурс] / Молодой Ученый. – Санкт-Петербург, 2012. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1231/. – Дата доступа :
19. Лекция 9. Коммуникативные стратегии и их реализация в речи [Электронный ресурс] / Сайт Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. – Омск, 2013. – Режим доступа: http://omsu.ru/file.asp?id=6418. – Дата доступа:
20. Нестерова, М. В. Языковые средства визуализации будущего в деловой коммуникации / М. В. Нестерова // Дипломная работа. – Минск, 2016. – 50 с.
21. Основные этапы подготовки презентации [Электронный ресурс] / Студми. Учебные материалы для студентов. – Москва, 2015. – Режим доступа: http://studme.org/64176/menedzhment/osnovnye_etapy_podgotovki_prezentatsii. – Дата доступа:
22. Презентации и нормы делового этикета [Электронный ресурс] / UFC Managment. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://bbest.ru/etdelotn/prezdelotn/. – Дата доступа :
23. Презентация [Электронный ресурс] / Открытый урок. – Санкт-Петербург, 2013. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638423/. – Дата доступа:
24. Секреты политического позиционирования «для чайников» [Электронный ресурс] / Лаборатория информационно-психологических технологий Александра Потеряхина. – Украина, 2015. – Режим доступа: http://labipt.com/secrets-of-political-positioning/. – Дата доступа:
25. Система форм времени. Академия наук СССР. Институт русского языка. Русская грамматика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/1490-1515.html.КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ. – Дата доступа:
26. Сторителлинг – мифы организационной культуры [Электронный ресурс] / Бережливый офис. – 2017. – Режим доступа: http://leanoffice.ru/mancult/ostory.html. – Дата доступа:
27. Сторителлинг – эффективный вариант неформального обучения [Электронный ресурс] / Детские библиотеки Минска. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://blog.childlib.by/ot-metodistov/storytelling/. – Дата доступа:
28. Стратегии и тактики общения [Электронный ресурс] / Психология от А до Я. – Москва, 2011. – Режим доступа: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=4. – Дата доступа:
29. Стратегии и тактики общения [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека онлайн. – Москва, 2013. – Режим доступа: http://studbooks.net/3825/psihologiya/strategii_taktiki_obscheniya. – Дата доступа:
30. Структура деловой презентации [Электронный ресурс] / Студопедия. – РФ, 2016. – Режим доступа: http://studopedia.su/20_84754_struktura-delovoy-prezentatsii.html. – Дата доступа:
31. Цель презентации. Вы точно знаете, что хотите сказать слушателям? [Электронный ресурс] / Школа эффективных продаж. – Санкт-Петербург, 2016. – Режим доступа: http://prodawez.ru/prodazi/prezentaziya/kak-tseli-prezentatsii-vliyayut-na-ee-effektivnost.html. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст речи Джона Кеннеди «Inaugural Address».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты