Половая идентификация дошкольника
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Половая идентификация дошкольника»
по дисциплине: «Психология»
2018
301.00 BYN
Половая идентификация дошкольника
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Методы и методики эксперимента.
Приложение 2 Результаты исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Исследование половой идентификациии в психологии
1.1.1. Половая идентификация как результат половой социализации и полового воспитания
1.1.2.Половая идентификация: теоретические подходы
1.1.3.Стадийность развития личности детей в плане психосексуального проявления детской сексуальности
1.1.4. Динамика формирования половой идентификации у детей раннего дошкольного возраста
1.2. Сексологический подход к динамике отклонений психосексуальной дифференциации
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ДЕТСКОЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
2.1. Методология и методики исследования
2.2. Результаты и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Актуальность выбранной темы определяется тем, что в области исследования психологического пола, на сегодняшний день собрано не достаточное количество данных, в особенности, в области вопроса половой идентичности у детей дошкольного возраста.
Гармоничное целостное развитие личности возможно только с учётом соблюдения условий и особенностей её половой принадлежности. На сегодняшний день, в сознании общества вопрос полноценного, всестороннего изучения вопросов, имеющих отношение к психологии пола, стоит всё острее. Не менее востребованным является и вопрос выявления и решения ряда вопросов, связанных с данной отраслью психологии, проблема актуально как для всей нашей культуре в целом, так и для системы психологического образования, в частности.
Образующаяся в процессе и в итоге половой осознанности, половая идентичность, является наиболее важным компонентом в структуре самосознания ребёнка. Усвоение той или иной модели полового поведения происходит в процессе поло¬вой идентификации. Соответствие или несоответствие модели поведения и переживаний субъекта, тем моделям, которые существуют в обществе для мужского и женского поведения, являются одними из ведущих особенностей личности. С выражением этих характеристик в психике, связан качественно новый, особенный уровень обуславливания поведения личности (А А.Личко, Д.Н Исаев, В.Е.Каган и др.). На ряду с этим, в настоящее время наблюдается разрушение старых традиционных полоролевых стереотипов. Связанно это явление с переменами в общественной деятельности и характере труда, и кроме того с появлением социального равенства между женщинами и мужчинами (В.В. Абраменков, И.С.Кон и др.). Маскулинность и феминность являются полоролевыми особенностями для мужчин и женщин – сегодня эти особенности принято считать независимыми, ортогональными характеристиками, разнообразные комбинации которых оказывают разное воздействие на мужское и женское приспособление и устройство в социуме (С. Бем, Е. Маккоби, К.Джеклин, Дж,Стоккард, М.Джонсон, и др ).
Вопрос усвоения полоролевых образов и формирования половой идентичности крайне остро возникает в допубертатном возрасте, когда половое созревание становится основой, стержнем, вокруг которого выстраивается самосознание (Э.Эриксон, И.С.Кон, и др).
То, к какому полу принадлежит человек, оказывает прямое влияние на становление личности, на формирование её интересов, становление специфической системы мнений и представлений о себе как человеке принадлежащему к определённому полу, включающей особенные, характерные для мужчины и женщины нужды, мотивы, направленности (Э.Эриксон, Х.Биллер, П.Колберг, В.Е.Каган, Д.Джонсон).
Отождествление ребёнком себя со своим полом является крайне интересным направлением для изучения в психологии развития, это связано с тем фактом, что все, или почти все онтогенетические параметры по своей сути являются не только возрастными, но половозрастными, а также впервые ребёнок осознает своё собственное «Я» через категорию половой принадлежности (И.С. Кон и др). В итоге, в дошкольном возрасте знание закономерностей особенностей и тенденций формирования у детей полового самосознания имеет важное теоретическое и практическое значение, оно поможет выяснить психологические механизмы этого процесса.
С этой точки зрения, выявление особенности половой идентификации ребёнка, выявление наполнения и методологических подходов к проблеме полового просвещения и психосексуального воспитания дошкольников, является очень важным вопросом в изучении сознания ребёнка и в целом в системе воспитания, что и подчёркивает актуальность настоящего исследования.
Проблема: Низкий уровень разработанности проблематики полового воспитания и связанная с этим стихийность процесса формирования детской половой идентичности, обусловленная незнанием биологических и социальных факторов.
Цель: Изучение особенностей половой идентификации детей дошкольного возраста и раскрытие основных закономерностей развития.
Объект исследования: Дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в семьях и посещающие дошкольное учреждение
Предмет исследования: Особенности половой идентификации детей и ее динамики.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Исследование половой идентификациии в психологии
Изучению вопроса психосексуальной дифференциации и половых различий с 70-х годов XX века ежегодно посвящается множество публикаций.
Анализ исследований половой идентификации в зарубежной возрастной психологии:
Здесь рассматриваются работы, выполненные в русле биогенетического направления (Ст.Холл, В.Штерн), психоанализа и сопряженных исследований (3.Фрейд, Ж.Лакан, Ф.Долто, Б.Спок, Ф.Додсон, У.Бронфенбреннер и др.), в русле социологизаторского направления (А,Бандура, Дж.Мани, Е.Дж.Белотти, В.Мишель, П.Муссен и др.), а также в русле познавательного подхода (Л.Кольберг, Ф.А.Кац).
После того как 3.Фрейд обозначил понятие "идентификация" с целью объяснения психологии развития личности индивида, традиционно все западные исследователи, которые занимаются изучением психологических характеристик половых различий детей, используют это понятие. 3.Фрейд отмечал, что, являясь врожденными, мужские и женские особенности проявляются в характере формирования детской сексуальности. У мальчиков она направлена на мать, а у девочек на отца. На ряду с этим, опасение и восхищение ребенка родителем принадлежащем к своему полу является содержанием идентификации. Через отождествление с родителем одного с ним пола (и с Богом) происходит социализация ребёнка, ребенок становится социальным (3. Фрейд, 1924,1925).
Солидарны с взглядами 3.Фрейда П.Муссен, Дж.Конжер, Дж.Каган, они в своих работах причиной и мотивами идентификации называют чувство неполноценности, побуждающие стремление обладать чертами родителя одного с ребёнком пола, а также стремление к любви и привязанности со стороны родителя противоположного с ребёнком пола. Ребёнок отождествляет себя с родителем того же пола, если он (родитель) воспринимается как сильный, компетентный и заботливый, именно поэтому мальчики чаще отождествляют себя с отцами, а девочки одинаково часто инициируют себя и с матерями, и с отцами.
Другие исследователи не придают такого большого значения биологически обусловленной детской сексуальности в половом осознании, большее значение они отдают социальным факторам. Например, У.Бронфенбреннер, Е.М.Хетхерингтон считают, что в образовании поло¬вой идентификации ребенка огромное значение имеет отношения родителей между собой. Для С.Кох важным и особенным оказалось наличие в семье разнополых детей. Б.Спок утверждает, что если ребёнок наблюдает и участвует в эмоционально-положительных взаимоотношениях, он усваивает не только стереотипы поведения (через подражание), но и обучается чувствовать примерно то же, что и родитель одного с ним пола, по мнению исследователя, то отношение которое формируется у мальчика к матери схоже с теми чувствами, которые проявляет к ней отец.
Ф. Додсон уделяет внимание влечениям во взаимоотношениях между ребёнком и родителями («семейный роман», «семейный треугольник»). В таких отношениях дети выбирают модели для подражания. При этом тождественность полу у Ф. Додсона - не простое подражание, а именно идентификация, содействующая Я-концепции ребенка. Особое значение он при¬дает познанию ребенком половых различий - это оценивается как принципиальный момент психологической дифференциации полов.
Представители социологизаторского направления дают свои варианты понимания половой идентификации, близкие к понятию "подражание". А.Бандура (1969, 1973) считает, что желание ребенком вознаграждений приводит его к подражанию родителей своего пола. О.Х.Моури (1950): желание вознаграждений способствует тому, что мальчик находит модель самого себя в образе отца, девочка - в образе матери. В.Мишель (1966) считает, что подражание зависит от уровня развития представлений ребенка о собственной поло¬вой принадлежности. Е.Дж.Белотти различает два вида активности ребенка в процессе половой социализации: подражание типичным для пола моделям и идентификацию с родителем своего пола как одну из важнейших потребностей в дошкольном возрасте. Социальные ожидания и воспитание способствуют активизации этой потребности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ДЕТСКОЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
2.1. Методология и методики исследования
Внешнее наблюдение даёт по отношению к детям дошкольного возраста с нормальным развитием чрезвычайно мало материала, скорее отдельные эпизоды. При этом оно может уловить лишь внешние проявления, отдельные поступки, заключения о сексуальном характере которых проводятся в большинстве случаев по аналогии со взрослыми.
Преимущество эксперимента над простым наблюдением общеизвестно, но при изучении детской сексуальности пользование экспериментом вызывает сомнение, особенно если речь идёт об искусственном вызове исследуемого явления, сексуальных поступков и переживаний [1, с. 71].
Таким образом, в эксперименте изучения детской сексуальности приходиться рассчитывать только на ассоциативный эксперимент, да и тот имеет не основное, а дополнительное значение.
Объект: Дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в семьях и посещающие дошкольное учреждение
Предмет: Особенности половой идентификации детей и ее динамики.
Период эксперимента: с 22.01 по 30.03
Исследование было реализовано на базе ГУО "ясли-сад №138 г Минск". В нем приняло участие 200 детей, среди которых 100 (50 мальчиков и 50 девочек) – младшего дошкольного возраста (возраст детей на момент исследования – 2-3 года) и 100 (50 мальчиков и 50 девочек) – дети старшего дошкольного возраста (возраст детей на момент исследования – 4-6 лет)
В результате поиска ответов на поставленные задачи в ходе исследования использовались следующие методики (методы и методики эксперимента представлены в Приложении 1.):
1. Усвоение поведения, соответствующего половой принадлежности.
Метод экспериментальных ситуаций использовался с целью выявления проявлений дифференциации интересов мальчиков и девочек в их выборах игрушек, действий и мотивировок, в предпочтениях предметов взрослых. Экспериментальные ситуации организовывались с каждым ребенком индивидуально при обычных условиях в групповых помещениях. В экспериментальной ситуации "свободный выбор игрового материала" выявлялись предпочитаемые мальчиками и девочками игрушки и игры с ними. Ребенку предлагались четыре подноса с игрушками: машиной, посудой, куклой, кубиками. Сначала он называл все игрушки, а затем выбирал для игры два подноса с наиболее привлекательными для него.
В соответствии со стереотипами взрослых игрушки делились на игрушки для мальчиков, для девочек и нейтральные. Далее представлены показатели выбора, который делали которого мальчики и девочки в отношении каждой группы игрушек (ребёнок выбирал игрушку и взаимодействовал с ней более 10 минут)
2. Динамика выбора детьми ролей в сюжетных играх.
Методом включенного наблюдения выявлялись факты дифференциации сюжетов игр, игровых ролей и игрового общения мальчиков и девочек, взаимодействия между ними в повседневном быту и труде. Анализировались высказывания и действия детей, обнаруживающие рефлексию ими дифференциации интересов по полу в играх и общении. Анализировалось поведение детей в естественных ситуациях, провоцирующих проявление отношения к физическим признакам полов.
В процессе игр создавались ситуации выбора ребенком той или иной роли в соответствии с его нравственными представлениями, степенью осознания своего "Я", умением наиболее ярко проявить свою половую роль. Наиболее эффективными в этом плане оказались игры типа: "Семья", "Именины", "Поликлиника", "Магазин" и т.п., которые отображали сюжеты, построенные на уже знакомом материале. При организации игр были соблюдены два основных условия: использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой и наличие большего числа персонажей, чем участников, что давало возможность свободного выбора ролей детьми (Рисунок 2.1.2).
В индивидуальных беседах у детей выявлялись представления и оценки особенностей образа-Я мальчиков и девочек, мужчин и женщин, желание быть таким же, как представители его пола, уточнялось понимание ребенком внутрисемейных и внутригрупповых отношений с точки зрения принадлежности к полу родителей и сверстников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Как показали результаты теоретического анализа и экспериментального исследования, половая идентификация может рассматриваться как отождествление ребенком себя с представителями своего пола. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие половой идентификации, она осуществляется через ориентацию мальчика на отца, девочки - на мать, на близких взрослых и сверстников одного с ребенком пола и является механизмом генезиса дифференциации интересов мальчиков и девочек. Дифференциация интересов выражается в предпочтении типичных для пола способов деятельности, общения, познания. Ориентация на представителей своего пола закономерно определяет типичные для пола предпочтения.
2. В исследовании выявлены факторы, способствующие возникновению половой идентификации. Главными из них являются: положительное отношение взрослых к половой принадлежности ребенка, их ориентации относительно поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, знание ребенком атрибутов пола (одежды, прически, манер поведения, особенностей строения лица, других частей тела), придание значимости интересам и другим особенностям взрослых и сверстников одноименного пола, желание ребенка быть таким как они. Описанные ориентации ребенка обусловлены характером семейного воспитания.
3. Признаки осознания своего "Я", половой принадлежности, осознание пола и формирование половой ориентации закладываются в дошкольном возрасте и характеризуются определенными закономерностями:
- полнота, глубина, широта и четкость определения своей половой принадлежности у детей 3-5 лет обосновываются различными мотивами, обусловленными возрастно-половыми особенностями развития;
- в формировании самосознания и половой принадлежности у дошкольников определяющее значение имеют условия общественного и семейного воспитания, а также формы и особенности общения детей в дошкольных учреждениях;
- в случае отсутствия целенаправленного формирования половой принадлежности и полового самосознания у детей наблюдаются негативные проявления: грубость, эгоистические наклонности, нездоровый интерес к вопросам пола и т.п.;
- осознание и осмысление половой идентификации имеют свои возрастные особенности, в 3-4 года нравственно-половой аспект осознания своего пола отсутствует, в 5-6 лет дети уже полностью осмысливают свой биологический, а в подавляющем большинстве и психический пол.
4. Возрастные границы возникновения половой идентификации размыты - они приходятся на конец раннего и начало дошкольного возраста. В конце раннего и начале дошкольного возраста (2-4 года) у ребенка возникает потребность ориентироваться на близких представителей своего пола. Ориентация детей этого возраста на представителей своего пола является одной из форм элементарного рефлексивного поведения, когда активность ребенка зависит не только от прямых требований, но и от ожиданий окружающих. Дифференциация интересов по полу в этом возрасте находит выражение в предпочтениях в играх, в выборе игрушек и тем рисунков мальчиков и девочек. Отношение детей к физическим различиям полов можно охарактеризовать как естественную любознательность.
5. В дошкольном возрасте (5-7 лет) благодаря развивающейся рефлексии происходит идентификация ребенка как с близкими и любыми взрослыми и сверстниками, так и с представлениями об эталонах поведения одноименного пола. Это не только простое количественное увеличение числа объектов половой идентификации, но ее качественное изменение. Формирующийся в процессе половой идентификации образ мальчика (девочки) корректируется в соответствии с новыми объектами идентификации, присваивается и обобщается ребенком ("мы - мальчики", "мы - девочки"), конкретизируется и индивидуализируется в его самосознании ("я - мальчик Петя", "я - девочка Катя").
6. Методы «свободного выбора игрового материала», «использования предметов по их функциональному назначению» могут быть использованы как диагностические. Эти методы позволяют выявить психологические особенности половой идентификации ребенка в дошкольном возрасте.
7. Было установлено, что полоролевая идентичность детей дошкольного возраста зависит от уровня самосознания личности ребенка. Большое влияние на полоролевую идентичность оказывает развитие у ребёнка навыков межличностного общения и в частности эмпатии.
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.,1995.
2. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола. Психология личности - тексты, - «Моек, университет»., 1999.
3. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. Соотношение биологического и социального в человеке. - М.,2003.
4. Белопольская Н.Л. Психологические исследования половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом. //Дефектология, 1998, 1.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., «Прогресс».
6. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности// Избр. сочинения, под.ред. А.В.Петровского, т. 1., -М., «Педагогика», 2000.
7. Большая советская энциклопедия. -3-е изд., М., «Советская энциклопедия», 2007.
8. Буянов М.И. Беседа о детской психиатрии. - М., «Политическая литература», 1999.
9. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола//Сборник научных текстов, АПНССР, М.,2006.
10. Васильченко Г.С. Общая сексопаталогия - М.,1997.
11. Вейнингер О. Пол и характер, - М.,1991.
12. Гримак П.П. Резервы человеческой психики. - М., «Политическая литература», 1997.
13. Данилюк С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома// автореферат., М., 1993
14. Джеймс У. Психология - М., «Просвещение», 2011.
15. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании - М., «Знание», 2001.
16. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности//Серия мастера психологии, С-Питербург,1997
17. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. -М., «Медицина», 2002.
18. Исаев Д.Н., Каган В.Е Половое воспитание и психогигиена пола у детей - Ленин¬град, «Медицина», 1989.
19. Исаев Д.Н., Каган В.Е Психогигиена пола у детей - Ленинград, «Медицина», 2000.
20. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье - М., «Советский спорт», 2008.
21. Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков, - Ленинград, 2006г.
22. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. - М., «Знание», 1999 .
23. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., «Педагогика», 1998 .
24. Казарян С.Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста// автореферат, Ереван, 2004.
25. Колесов Д.В Физиолого-педагогические аспекты полового созревания.-М, «Педагогика», 1978 .
26. Колесов Д.В Беседы о половом воспитании. -2-е изд., доп., М., «Педагогика», 1999
27. Кон И.С. Введение в сексологию - М., «Медицина», 1990.
28. Кон И.С. Какими они себя видят, - М., «Знание», 2000.
29. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии- 1981, №2.
30. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., «Просвещение».
31. Кон И.С. Психосексуальное развитие и половая социализация, - М. «Медицина», 1998.
32. Кон И.С. Ребёнок и общество - М., «Наука».
33. Крыгина Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома/ автореферат., М., 2008.
34. Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания - М., «Медицина», 2004.
35. Лендрет Г.А. Игровая терапия: искусство отношений - М., «Международная педагогическая академия», 1994.
36. Молль Д-Р. А. Половая жизнь ребёнка. -М., «Новая жизнь», 1909.
37. Нагаев В.В., Бызова В.М. Сексуальное воспитание, - Сыктывкар, 2000.
38. Нагаев В.В., Обросов И.Ф. Медицинская и педагогическая сексология.
39. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание - М., «Просвещение», 2001.
40. Петленко В.П. Валеология человека//5-ый том, Санкт-Петербург - Минск, 1997.
41. Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте// автореферат.
42. Потёмкина О.Ф. Психология сексуальности, - М., 2007.
43. Психика и пол детей и подростков в норме и патологии// под ред. Исаева Д.Н., Ленинград, 1986.
44. Психологический словарь//под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф Ломова, М., «Педагогика», 1983.
45. Развитие личности ребёнка//под. ред. Фонарёвой A M., М., «Прогресс», 1987.
46. Раншбург И. Психосексуальное развитие. - М.,1987.
47. Раншбург И.,Поппер П. Секреты личности - М., «Педагогика», 1983.
48. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков// Вопросы психоло¬гии», 1999,2.
49. Социльная идентификация личности. - М., РАН институт социологии, 2000.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Методы и методики эксперимента.
Приложение 2 Результаты исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты