ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
1.1 ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1.2 ПРОБЛЕМА ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ ПУТЕМ
1.4 ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.1 ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
2.2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
2.2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
2.2.4 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
2.2.5 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы.
На современном этапе развития общества институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей, росте числа социальных сирот и многое другое. В Беларуси распадается больше половины браков. Количество разводов за год выросло больше чем на 10% [9].
Структура современной семьи часто нарушена, что приводит к дисфункции ее функций, снижению воспитательного потенциала, снижению способности к удовлетворению потребностей супругов. Это все оказывает негативное влияние на удовлетворенность супружескими отношениями у супругов, желание иметь детей.
В последние годы распространенным явлением является сознательно бездетный брак. Многие молодые люди сознательно не заводят детей, отдавая предпочтение самореализации в карьере, свободе от обязательств, гедонистическому настоящему. Кроме того, ранний возраст, наличие материальных проблем, отсутствие жилищных условий могут выступать факторами запанированного прерывания беременности.
Негативные тенденции в брачно-семейной сфере приводят к тому, что в последние годы растет число женщин, планирующих прерывание беременности искусственным путем. Ежегодно в Беларуси проводится более 30 тысяч абортов. То есть около половины детей не доживают до момента рождения [36]. Высокий уровень абортов свидетельствует об очень низком уровне знаний о современных методах контрацепции, о недоступности контрацептивов и о низком качестве предоставляемых услуг по планированию семьи.
Прерывание беременности – это не только медицинская, но и социальная проблема, затрагивающая интересы и женщины и ее семьи: прерывание беременности, является единственным выходом для социально незащищенных групп пациенток, к которым можно отнести, в первую очередь, подростков, матерей-одиночек, безработных женщин и т.д.
Прерывание нежелательной беременности искусственным абортом представляет собой одну из наиболее значимых медико-социальных детерминант, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщины. Проблема искусственного аборта в гинекологической практике остается актуальной до настоящего времени, так как многие женщины продолжают рассматривать аборт как простую операцию, не учитывая ряд осложнений, которые могут за ней последовать.
Современный этап социокультурного развития накладывает свой отпечаток и на развитие семейных отношений. В современной семье материальный достаток и физический комфорт - недостаточные условия для счастливой семейной жизни. Стабильность и устойчивость современного брака зависят чаще всего от готовности молодых людей решать проблемы в семье, а также от культуры семейных отношений. В таких условиях становится актуальным изучение социальных установок различных категорий молодежи на создание семьи, брак, рождение детей.
В целом для молодого поколения остаются актуальными базовые семейные ценности, такие как любовь, брак, семья, дети, супружеская верность, доверительное общение с близким человеком. Главным мотивом вступления в брак у многих является любовь. Для молодежи важной обязательной составляющей семейной жизни является супружеская верность. Для большинства молодых людей необходимо наличие детей для счастливой семейной жизни. Однако, наличие ребенка не всегда является важной составляющей счастливой семьи.
Особый интерес представляет изучение семейных установок и отношения к браку женщин, прерывающих беременность искусственным путем. Незапланированная беременность может послужить поводом для обращения в медицинские учреждения в целях прерывания беременности искусственным абортом.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучением психологического аспекта проблемы прерывания беременности занимались такие ученые как В.Ф. Волгина, Е.Н. Николаева, МА.Н. Третьяк, Е.А. Сикирицкая, О.Ю. Телятникова др.
К проблеме прерывания беременности обращались такие белорусские ученые как: К.А. Астапенко, Д.С. Береговцова, А.Г. Бресский, О.В. Лысенко, И.В. Смирнова, О.В. Стасенко, М.Ю. Сурмач, Е.М. Тищенко и др.
Изучением семейных установок и отношения к браку занимались Ю.Е. Алешина, С.И. Голод, Г.В. Лагонда, С.И. Елгина, О.С. Золоторевская, С.С. Савентышева и др.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблема изучения семейных установок и отношения к браку женщин, прерывающих беременность искусственным путем, в современной психологии является недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить семейные установки и отношение к браку женщин, прерывающих беременность искусственным абортом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ ПУТЕМ
1.1. Основные взгляды на брачно-семейные отношения
Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства. Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт. В работе С.И. Голод семья определяется как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества
[13, с. 3].
Семья как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, состоит из двух основных подсистем: подсистема супружеских отношений и подсистема детско-родительских отношений. Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Семейные отношения характеризуются эмоциональной насыщенностью и эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими, совместной деятельностью и сотрудничеством со взрослым как образцом компетентности, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности, что делает семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [31, с. 12].
Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак. Брак представляют собой отношения по собственному праву. Брак является свободным равноправным союзом мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом, целью которого является создание семьи, влекущее за собой взаимные личные и имущественные права и обязанности. Официально брак регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. Таким образом, ответственность мужа и жены за качество их семейной жизни закрепляется перед законом, а государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства [16, с. 74].
Зарубежный психолог Дикс определяет брак как контракт между двумя лицами (с их центральными Эго) о таком принятии на себя конкретных социальных ролей, которое не только удовлетворяет потребности партнера в той степени, в какой они могут быть понятыми, но также в разной степени удовлетворяет требования культуры социума, частью которого они выступают. Супружеская пара функционирует на двух уровнях: на поверхностном уровне супруги могут иметь общие цели, которые видны для окружающих; на глубоком уровне супруги находятся в состоянии вражды, используя друг друга в качестве объекта проекции. Г.В. Дикс рассматривает супружескую пару как новую единицу, которая часто окружена посторонними людьми. При этом, супруги предъявляют друг другу ряд требования и ожиданий. Наличие многих «суб-личностей» и личных потребностей должны удовлетворяться супругами [16].
В основе брака лежит забота, общение, совместный семейный бюджет, взаимная материальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, организация досуга. Согласно белорусскому автору Л.И. Олифирович, создание успешного брака обусловлено адекватной мотивацией вступления в брак. К неадекватной мотивации создания брака автор относит:
– брак как возможность волнения дефицита предполагает вступление в брак супругов по причине желания перестать ощущать недостаток любви, заботы, внимания, избегая чувства одиночества и ненужности;
– брак как способ отделиться от родительской семьи, где молодые супруги путем создания собственной семьи подчерчивают свое право на самостоятельную независимую жизнь;
– брак как способ преодолеть внутренний кризис, как способ пережить несостоятельность в профессиональном плане;
– брак как попытка соответствовать социальным нормам, ожиданиям родственников, как способ избегания давления от социума;
– брак как компенсация чувства неполноценности (способ восполнить дефекты Образа-Я, повысить собственную значимость);
– брак как достижение, предполагающий получение выгоды;
– вынужденный брак, который представляет собой способ разрешить жизненные проблемы [31, с. 129].
Супружеские отношения представляют собой основу функционирования и развития семьи. По мнению белорусского автора Г.В. Лагонды, психологической основой супружеских отношений выступают брачные экспектации. Для одних людей главным в браке является удовлетворение потребности в любви, а значит, во главе пирамиды экспектаций будут находиться те, которые «обслуживают» данную потребность. В случае брака по расчету превалировать, скорее всего, будут те ожидания, которые связаны с потребностью в материальном благополучии [26, с. 85].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ ЖЕНЩИН, ПРЕРЫВАЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВЕННЫМ АБОРТОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.1.1 Организация исследований
Цель эмпирического исследования: выявить особенности семейных установок и отношения к браку женщин, прерывающих беременность искусственным абортом.
Задачи эмпирического исследования:
1) определить семейные установки женщин, прерывающих беременность искусственным абортом;
2) выявить степень удовлетворенности женщин, прерывающих беременность искусственным абортом;
3) описать социально-психологический портрет женщин, прерывающих беременность искусственным абортом.
Гипотеза исследования: существуют различия в семейных установках и отношении к браку у женщин, прерывающих беременность искусственным путем, и у женщин, сохраняющих беременность.
Время проведения: февраль – март 2020 г.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе УЗ «Гомельская Областная Клиническая Больница», в гинекологическом отделении, в присутствии психолога УЗ «Гомельская областная клиническая больница».
Всего в исследовании приняли участие 70 женщин в возрасте 20-35 лет. Выборку исследования составили 35 женщин, планирующих прерывание беременности, и 35 женщин, сохраняющих беременность.
Методики эмпирического исследования:
1. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова) [33].
2. Опросник «Измерение установок в супружеской паре»
(Ю. Е. Алешиной) [32].
3. Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) [45].
Методы математической статистики: критерий U-Манна-Уитни (компьютерная программа «STATISTICA v.8.0»).
План работы состоял в следующем:
1. Подбор методик, адекватных цели и задачам исследования;
2. Мотивирование женщин на участие в исследовании;
3. Проведение диагностики семейных установок и отношения к браку женщин, прерывающих беременность искусственным путем, с помощью тестирования;
4. Составления социально-психологического портрета женщин, прерывающих беременность искусственным абортом.
5. Интерпретация результатов исследования.
2.1.2 Методы исследования
1. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова) (Приложение А).
Цель: оценка степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.
Методика предназначена для определения степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Опросник включает 45 утверждений, которые позволяют выявить особенности взаимоотношений между партнерами. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает 15 утверждений.
Обработка данных:
Согласно ключу, определяется сумма баллов, полученных респондентом. По каждой шкале (понимания, притяжения и уважения) полученный балл может находится в диапазон 0 - 30 баллов, где 0 и 30 минимальное и максимальное количество баллов по шкале. Первые 15 утверждений относятся к шкале понимания, вторые 15 утверждений относятся к шкале эмоционального притяжения, третьи 15 утверждений относятся к шкале авторитетности.
Описание шкал методики:
«Понимание - это наличие у субъекта картины личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особенностей. Субъект, отмечающий высокое понимание, не затрудняется в интерпретации поведения, мыслей, чувств и намерений партнера, и легко может учитывать их при общении с партнером. Непонимание - отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.
Эмоциональное притяжение - привлекательность партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Низкие оценки по этой шкале характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что семейные отношения характеризуются эмоциональной насыщенностью и эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими, совместной деятельностью и сотрудничеством со взрослым как образцом компетентности, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак. Психологической основой супружеских отношений выступают брачные ожидания и притязания, наличие взаимопонимания, семейные установки, удовлетворенность браком.
Проблема прерывания беременности в психологии охватывает вопросы отношения людей к искусственному прерыванию беременности, его последствий для женщины. Существуют две позиции в отношении вопроса о прерывании естественного течения процесса беременности в организме женщины. Сторонники указывают на право женщины делать самостоятельный выбор. Противники прерывания беременности говорят о негативных последствиях. При проведении операции по искусственному прерыванию беременности оказывается огромное влияние на здоровье женщины в соматическом и в психическом состоянии.
Социальный портрет женщины, прерывающей беременность искусственным путем, можно сформулировать следующим образом: молодая женщина до 30 лет, работающая, состоящая в официальном браке, является учащейся или студенткой, не пользующаяся контрацепцией, имеющая в анамнезе роды и аборты, нежелающая иметь детей. Она психосоциально незрела и рано начала сексуальные отношения. Основными социальными причинами прерывания беременности выступают: неудовлетворенность материальным положением; жилищные условия, не соответствующие потребностям женщины; семейное положение, занятость, негативная реакция близких родственников и коллег по работе на незапланированную беременность, отсутствие социальной поддержки.
Одной из важнейших семейных установок является установка на родительство, которые начинается на этапе беременности и принятия роли матери. Этап принятия роли матери рассматривается как кризисный, характеризуется скачкообразным характером личностных изменений, дестабилизацией структур социальных связей и ее специфичностью. Несформированность семейных установок у женщин, прерывающих беременность искусственным абортом может быт связана с неготовностью к материнству. Отношение к браку у этих женщин зависит от родительских установок, социальных ожиданий, представлений о себе как будущей матери, характера взаимоотношений с партнером.
1. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.Е. Алешина – М., 1995. – 20 с.
2. Араканцева, Т. А. Исследование взаимосвязи некоторых психологических параметров супружеских отношений и гендерных характеристик супругов / Т. А. Араканцева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 3. – С. 108–114.
3. Астапенко, К.А. Право на жизнь или проблема абортов / К.А. Астапенко // Сборник работ 70-ой научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 15–18 мая 2013 г., Минск: В 3 ч. Ч. 3 / Белорус. гос. ун-т. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 119-121.
4. Белогай, К. Н. Супружеские отношения на этапе молодой семьи / К. Н. Белогай, М.В. Кускова // Вестник Кемеровского гос. университета. – 2009. – № 1 (37). – С. 72-89.
5. Береговцова, Д.С. Правовые проблемы права на жизнь в аспекте распоряжения жизнью и новейшее медицинское законодательство Республики Беларусь / Д.С. Береговцова // Веснік Брэсцкага універсітэта. – 2009. – № 4. – С. 64–68.
6. Бресский, А.Г. Анализ прерываний беременности путем искусственного аборта по данным родильного дома №1 г. Витебска / А.Г. Бресский, О.В. Лысенко, И.В. Смирнова // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2008. – № 4. – С. 1-7.
7. Бресский, А.Г. Ретроспективный анализ контингента женщин, прерывающих беременность путем искусственного аборта / А.Г. Бресский, О.В. Лысенко, И.М. Лысенко // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – № 2. – С. 64-66.
8. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
9. В Беларуси распадается больше половины браков. Количество разводов за год выросло больше чем на 10% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/647537.html.
10. Гаврилова, Е. А. Гармоничный брак как проблема психологической науки и практики / Е. А. Гаврилова // Вестник ТГУ. – 2010. – № 4, Т. 84. – С. 174-177.
11. Газазян, М.Г. Медико-социальные и этические аспекты непланируемой беременности / М.Г. Газазян, И.С. Лунева // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2001. – № 1. – С. 55-57.
12. Гиниятуллин, И. Т. Семья и ее основные функции / И. Т. Гиниятуллин // Молодежь и наука: шаг к успеху : материалы научной конференции. – Курск, 2017. – С. 33-36.
13. олод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 271 с.
14. Григорьева, М. А. Степень удовлетворенности браком в зависимости от стажа семейной жизни / М. А. Григорьева // Вестник психофизиологии. – 2013. – № 4. – С. 71-72.
15. Денисова, Е. А. Сравнительный анализ супружеской удовлетворенности в молодых и зрелых семьях / Е. А. Денисова, К. А. Агаян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 7. – С. 1-8.
16. Дикс, Г. В. Теория объектных отношений и исследования брака [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyjournal.ru/drupal_journal/articles/teoriya-obektnyh-otnosheniy-i-issledovaniya-braka.
17. Додонов, А.Н. Результаты прерывания беременности на ранних сроках медикаметозным абортом / А.Н. Додонов, М.В. Гайсина // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2009. – № 2. – С. 170-174.
18. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск, 1996. – 538 с.
19. Егорова, О. В Феномен удовлетворенности браком : основные направления исследований / О. В. Егорова // Институт психологии РАН. – 2009. – № 1. – С. 2–8.
20. Елгина, С.И. Медико-социальный портрет женщин перед прерыванием беременности в ранние сроки / С.И. Елгина, О.С. Золоторевская, В.А. Разумова // Мать и дитя в Кузбассе. – 2018. – № 2. – С. 44-47.
21. Завалко, А.Ф. Медико-социальная характеристика женщин, поступивших на искусственное прерывание беременности / А.Ф. Завалко // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – № 3. – С. 7-9.
22. Ивачев, П.В. Социальная работа в сфере охраны здоровья населения. Учебное издание. Диск по ОСМ / П.В. Ивачев. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. – 102 с.
23. Котельникова, Ю. С. Психологические факторы удовлетворенности браком в молодых семьях / Ю. С. Котельникова // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 60–63.
24. Котлярова, М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности / М.Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 1–21.
25. Лагонда, Г. В. К проблеме создания психологической теории брака / Г. В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
26. Лагонда, Г.В. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений / Г.В. Лагонда // Психология развития. – 2010. – № 3. – С. 84–98.
27. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
28. Малярская, М.М. Правда об аборте / М.М. Малярская // Формула здоровья. – 2004 – № 3. – С. 46-48.
29. Обоскалова, Т.А. Медицинские и социальные аспекты прерывания беременности / Т.А. Обоскалова, Г.И. Колпащикова // Журнал акушерства и женских болезней. – 2003. – № 2. – С. 11-19.
30. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен / Р. В. Овчарова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
31. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь,2006. – 360 с.
32. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Ю.Е. Алешиной) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/623-diagnostika-sovmestimosti-oprosnik-izmerenie.html.
33. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vsetesti.ru/887/.
34. Подобина, О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.Б. Подобина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 21 с.
35. Попова, И. С. Подходы к пониманию стабильности и удовлетворенности супружескими отношениями / И. С. Попова // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 72-74.
36. Почему в Беларуси хотят внести поправки в закон о проведении аборта? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://familyofgod.by.
37. Рыбаков, Р. П. Семейно-супружеские отношения как психологический феномен / Р. П. Рыбаков // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – № 13. – С. 40-45.
38. Савенышева, С.С. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости / С.С. Савентышева, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижакова // Мир науки. – 2017. – № 1. – С. 1-4
39. Сатир, В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М. : Апрель-Пресс, 2002. – 314 с.
40. Сидоров, И. В. Супружеские отношения как часть семейных отношений, их типология / И. В. Сидоров // Педагогика и психология : тренды, проблемы, актуальные задачи. – 2016. – № 10. – С. 1-16.
41. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
42. Стасенко, О.В. Отношение современной студенческой молодежи к искусственному прерыванию беременности / О.В. Стасенко // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3. – С. 308-310.
43. Сурмач, М.Ю. Медико-социальные факторы, определяющие репродуктивный выбор при первой беременности / М.Ю. Сурмач, Е.М. Тищенко // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2010. – № 1. – С. 5-8.
44. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.
45. Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) [Электронный доступ]. Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/158.pdf.
46. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.
47. Хабаров, С.В. Искусственное прерывание беременности и послеабортная контрацепция: тенденции последнего десятилетия / С.В. Хабаров // Вестник РУДН. – 2001. – № 2. – С. 103-108.
48. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
49. Шурыгина, Ю.Ю. Репродуктивное здоровье населения: программы планирования семьи и репродуктивные технологии / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010 – 288 с.
50. Юсупова, А.Н. Психологические особенности и репродуктивное поведение женщин, прерывающих беременность искусственным абортом / А.Н. Юсупова, В.А. Фуре, И.М. Волков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2000. – № 1. – С. 3-8.