Индивидуальный подход как условие эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками Диплом
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Индивидуальный подход как условие эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками»
по дисциплине: «Педагогика»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Индивидуальный подход как условие эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Тест на определение творческого потенциала.
Приложение Б Вопросник коммуникативных и организаторских способностей (КОС).
Приложение В Примерный перечень индивидуальных бесед.
Поделиться
Введение
Глава 1 Научно-теоретические основы принципа индивидуализации воспитательной работы со старшеклассниками
1.1 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
1.2 Структура и содержание воспитательной работы со старшеклассниками
Глава 2 Реализация индивидуального подхода в воспитательной работе со старшеклассниками
2.1 Характеристика педагогических условий эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками
2.2 Организация воспитательной работы старшеклассников с учетом индивидуального подхода
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество выдвигает перед образованием задачи воспитания творчески мыслящей личности, способной находить решение в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. В этой связи усилилась необходимость использовать в процессе воспитания эффективные приемы и методы. При традиционном подходе к воспитанию практически не учитывались индивидуальные особенности учащихся, поэтому не было возможности уделять внимание каждому ученику в отдельности. Применение же нетрадиционных приемов воспитания и обучения создает условия для осуществления индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе.
Развитие индивидуальности ученика является основой для формирования восприятия окружающей действительности, глубокого усвоения знаний, умений и навыков, практического их применения. Поэтому, воспитание личностных качеств помогает расширить культурный и духовный мир ученика, облегчает вступление в коммуникативные отношения. В функции же учителя входит педагогическое управление данными процессами, то есть он должен оптимально использовать разные формы информации, установить сотрудничество с каждым учеником, представлять материал, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся.
Основные вопросы, на которые нужно обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся – это состояние физического развития и здоровья учащихся; особенности психического развития, внимания, мышления, памяти, способностей и других сторон познавательной деятельности; особенности потребностно-мотивационной и эмоциональной-чувственной сферы; внешкольные увлечения, межличностное общение и содержание свободного времени; переживаемые трудности в учебной и других видах деятельности выявление их причин; характер обучаемости и воспитуемости, которые проявляются в степени восприимчивости педагогических влияний, а также в динамике личностного развития в целом и обучении отдельных свойств и качеств в частности.
Школьники в зависимости от условий жизни, семейного воспитания и природных задатков (связь социального и биологического) значительно отличаются друг от друга, и их становление как личностей характеризуется существенными особенностями, без учета которых трудно рассчитывать на успех обучения и воспитания. Поэтому, только глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся создает предпосылки для успешного обучения и воспитания.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что в современной системе образования, направленной на «среднего» ученика, далеко не всегда учитываются индивидуальные особенности личности. В следствие этого, процесс воспитания личности происходит опосредованно, без учета познавательного, творческого потенциала личности, ее способностей.
Вопросами воспитания личности с учетом индивидуального подхода занимались такие педагоги и исследователи, как И. Унт, И.Ф. Селиверстова,
Е.С. Рабунский, Л.А. Емельянова.
Целью исследования явилось выявление педагогических условий реализации индивидуального подхода в организации воспитательной работы со старшеклассниками.
В соответствии с целью дипломной работы были выявлены следующие задачи:
1. Изучить реализацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе, его сущность, критерии и этапы.
2. Рассмотреть структуру и содержание воспитательной работы со старшеклассниками.
3. Охарактеризовать педагогические условия эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками.
4. Проанализировать организацию воспитательной работы со старшеклассниками с учетом индивидуального подхода.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
1.1 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
Гуманизация образования, ориентированного на самого человека как высшую ценность - ключевой момент нового педагогического мышления. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, уважение к его Личности, достоинству, понимание его личностных целей, запросов, интересов, индивидуальных особенностей. Необходимым условием эффективности педагогического процесса является индивидуальный подход к учащимся. Воспитание личности в старшем школьном возрасте – важнейший этап становления личности обучающегося, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой обществом системы воспитания, заключающийся в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности. Поэтому, цель воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. И достижение поставленной цели возможно только при условии успешного моделирования образовательного процесса.
При моделировании учебного процесса основным является индивидуальный подход. Поэтому считаем необходимым выяснить основы индивидуального подхода и раскрыть значения терминов «индивидуальность» «индивидуализация» и «индивидуальный подход».
Индивидуальность – своеобразность черт отдельного учащегося, сумма лишь ему присущих качеств. В психологии проблема индивидуальности указывается в связи с цельной особенностью отдельного человека в разнообразии его желаний, интеллекта, интересов, качеств перцептивных процессов, мотивов, мыслей, настроений, переживаний, привычек, потребностей, проявлений воли, склонностей, способностей, чувств и других качеств. В их конкретном сочетании развивается целостная уникальная структура переживающей и действующей отдельной личности [24, с. 5].
Синонимом термина «индивидуальность» является термин «индивид», используемый при определении неповторимой суммы свойств, присущих отдельной личности и отличающих отдельную личность от всех других [24, с. 5].
Понятие «индивидуализация» в педагогике понимается, как регистрация индивидуальных качеств учащихся в учебном процессе, во всех его способах и формах, независимо от того, в какой мере и какие качества учитываются.
Понятие «индивидуальный подход» включает принцип обучения, индивидуализацию и реализацию данного принципа обучения [10, с. 27].
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация обучения определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [12, c. 142].
И.М. Чередов рассматривает индивидуализацию обучения следующим образом: «С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках – как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы» [11, c. 102].
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
2.1 Характеристика педагогических условий эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками
Использование индивидуального подхода в процессе воспитания старшеклассников предполагает принципиальные изменения в организации процесса обучения и воспитания, в управлении ими, в деятельности учителей.
Реализация данного подхода на практике требует соблюдения ряда педагогических условий. В справочной литературе «условие» понимается как:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [27, c. 80–82].
Педагогические условия трактуются как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Перейдем к их рассмотрению.
Проанализировав литературные источники [5; 26; 27] мы выделили восемь педагогических условий:
1. Информированность преподавателя. Обычно процесс воспитания и обучения ориентирован на средний уровень обученности и развития познавательных способностей, в результате чего не каждый обучающийся может реализовать свои потенциальные возможности. Для осуществления воспитательного процесса с учетом тех или иных индивидуальных особенностей всех учащихся учителю необходимо получить точное представление об определенных чертах личности каждого подопечного. Необходимо учитывать вербально-логическое мышление, память и внимание учащихся в процессе работы с ними. Следовательно, возрастает значимость подбора диагностических методик, помогающих установить уровень развития данных психических процессов.
2. Осознание обучающимися собственных мотивов деятельности и необходимости систематической работы по совершенствованию своих способностей. Выполнение данного условия является необходимым для осуществления перехода от учета индивидуальных особенностей учащихся преподавателем к саморегуляции каждым обучающимся своего индивидуального потенциала. При этом важную роль играет умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Инструментом саморефлексии старшеклассников служит «портфель учащегося», который содержит оценку результатов проведенных диагностических методик и перечень параметров, по которым следует осуществлять самостоятельную работу.
3. Осуществление учителем целенаправленной и систематической работы по повышению мотивации старшеклассников к самосовершенствованию и развитию у них психических процессов, оказывающих наибольшее влияние на успешность выполнения данной деятельности. Наличие саморегуляции каждым обучающимся своего индивидуального потенциала не означает отсутствие ответственности учителя за результат воспитания. Планирование и организация воспитательной работы должны следовать поставленной цели – созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
Условиями формирования мотивации и интереса являются:
- предоставление возможности в проявлении инициативы;
- организация проблемной ситуации (затруднения должны соответствовать способностям занимающихся);
- положительный эмоциональный настрой;
- осознание важности приобретаемых знаний и умений;
- совместная деятельность;
- наглядный результат деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знание человека есть первое предположение педагогики. Следовательно, всестороннее, полное, основательное и истинное знание человеческой природы – вот что должно составлять первый предмет изучения со стороны воспитателя и наставника.
В своей работе, мы, опирались на богатую историю советской педагогики Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других педагогов, которые поставили проблему индивидуального подхода на новые идеологические принципы, расширили и углубили индивидуальный подход к ребенку. Этому вопросу посвящены работы В.М. Галузинского, П.И. Горбунова, Е.С. Рабунского, Л.С. Славиной и других. В работах, содержащих анализ осуществления индивидуального подхода в системе воспитания А.С. Макаренко, Д.А. Вознюк, В.А. Сухомлинског , указывается на необходимость глубокого изучения личности воспитанника, учета его интересов, склонностей, индивидуальных особенностей.
Индивидуальный, подход в педагогическом процессе прежде всего означает понимание индивидуальности ученика, без которого, невозможно эффективное влияние не его характер, на личность в целом. Сложность практического осуществления индивидуального подхода заключается в-том, что одни и те же методы работы надо использовать по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей каждой личности.
Отметим, что большинство подобных педагогических исследований посвящено реализации принципа индивидуального подхода в обучении и меньше работ по индивидуализации воспитательного педагогического взаимодействия.
Изучив научно-теоретическую литературу по выбранной теме и проанализировав реализацию индивидуального подхода в воспитательной работе со старшеклассниками, можно сделать следующие выводы. Воспитательная система учащихся старших классов – это система, направленная на формирование у старшеклассников личностных качеств, толерантных отношений в ученической и педагогической среде, саморазвитие, нравственное и эстетическое развитие. В центре ее находится личность учащегося, которая выступает не только объектом целенаправленного педагогического воздействия, но и субъектом собственного опыта, собственного становления. В процессе индивидуально-личностного развития старшекласснику предоставляется право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития.
Так как, цель воспитательной работы – формирование личности компетентного гражданина, отвечающего запросам современного общества, готового к личностному становлению и способного выполнять систему социальных ролей. То, во многом достижению данной цели способствует использование индивидуального подхода в воспитании.
Проанализировав литературные источники удалось выделить восемь педагогических условий эффективной организации воспитательной работы со старшеклассниками:
– информированность преподавателя;
– осознание обучающимися собственных мотивов деятельности;
– осуществление учителем целенаправленной и систематической работы по повышению мотивации старшеклассников;
– создание благоприятного психологического климата;
– построение учебной и внеклассной самостоятельной работы учащихся на вариативной основе;
– педагогическое сопровождение;
– опора на инновационные технологии; разнообразие методов и форм педагогической деятельности.
1. Асомиддинов, М.М. Основы применения индивидуального и компетентностного подходов в моделировании учебного процесса / М.М. Асомиддинов / Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. – 2017. – № 1-4. – С. 101–105.
2. Белявский, А.С. Организация воспитательной работы в омском кадетском корпусе / А.С. Белявский // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 7. – С. 246–251.
3. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимся / Н.Н. Верцинская. – Минск: Нар.асвета, 1983. – C. 58–63; 124–132.
4. Войнова, О.А. Структура, содержание, специфика учебно-воспитательной работы / О.А. Войнова // Научные исследования в образовании. – 2009. – № 10. – С. 19–22.
5. Емельянова, Л.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 129–134.
6. Емельянова, Л.А. Пути обеспечения индивидуального подхода в условиях школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 4. – С. 122–130.
7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/uchitelyu/organizatsiya-vospitaniya.html. – дата доступа:
8. Лазарева, А.О. Интерактивные методы воспитательной и профилактической работы со старшеклассниками / А.О. Лазарева // Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства. – 2018. – С. 49–53.
9. Малкова, Е.М. Духовно-нравственная воспитательная работа со старшеклассниками / Е.М. Малкова, И.В. Кашуба // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки. – 2017. – С. 107–113.
10. Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А.Я. Найн. – Челябинск: УралГАФК, 1996. – 144 с.
11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1998. – 223с.
12. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 145–146.
13. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
14. Пидыбаева, М.С. К проблеме управления воспитательной работой в образовательной организации / М.С. Пидыбаева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1-2. – С. 258–260.
15. Принципы организации содержания, воспитания и социализации учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/printsipy-orghanizatsii-sodierzhaniia-vospitaniia-i-sotsializatsii-uchashchikhsia.html. – Дата доступа:
16. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е.С. Рабунский. – Изд.: Педагогика, 1975. – 184 с.
17. Рябикова, Н.Е. Основы менеджмента / Н.Е. Рябикова. – М.: Академия, 2006. – 272 c.
18. Самсонова, Е.В. Возможности для индивидуализации обучения / Е.В. Самсонова // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 180–185.
19. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
20. Селиверстова, И.Ф. К вопросу о воспитательной работе / И.Ф. Селиверстова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – С. 85–87.
21. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – С. 113–189.
22. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов: / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 70–125.
23. Синицына, И.А. Психологические основы процесса изучения иностранного языка и реализация принципа индивидуального подхода / И.А. Синицына // Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 35–36.
24. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: методические рекомендации / сост. И.В. Шманева. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – 24 с.
25. Суворова, О.В. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка / О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова, Л.А. Споткай // Приволжский научный журнал. – Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2015. – № 2. – С. 281–285.
26. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие для студентов вузов педагогических специальностей / И.Ф. Харламов. – Минск: 2002. – 272 с.
27. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация в обучении / И. Унт. – М.: Педагогика. – 1990. – С. 8–161.
28. Формы внеклассной воспитательной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov75.html. – Дата доступа:
29. Юсупова, Ф.И. Эффективность реализации индивидуального подхода к ученику в образовательном процессе / Ф.И. Юсупова // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. – 2018. – С. 37–39.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Тест на определение творческого потенциала.
Приложение Б Вопросник коммуникативных и организаторских способностей (КОС).
Приложение В Примерный перечень индивидуальных бесед.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты