1.2 Особенности организации самостоятельной работы школьников при изучении иностранного языка, педагогические условия формирования навыков самостоятельной работы
Список использованных источников
1.2 Особенности организации самостоятельной работы школьников при изучении иностранного языка, педагогические условия формирования навыков самостоятельной работы
Организация самостоятельной работы – это действия учителя и ученика, которые направлены на создание определенных педагогических условий с целью своевременного и успешного выполнения заданий. Организация самостоятельной работы отвечает на следующие вопросы: Что, когда, где и при помощи каких средств должно быть выполнено [Шаламов 2000].
В связи с этим, организация самостоятельной работы – трудоемкий процесс, особенно со стороны учителя, поскольку требует разработку системы заданий, особого плана учебного процесса, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельного познания незнакомого материала, поисковой и исследовательской работы, анализа выбранного материала и определения формы его представления, что, в конечном итоге, способствует развитию творческих способностей детей [Минакова, с. 377].
Н.Ф. Коряковцева выделяет 4 основные формы организации самостоятельной работы по иностранному языку:
- Самостоятельная работа над языковыми средствами (языковым материалом) в целях накопления языковых средств;
- Работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры;
- Самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами;
- Самостоятельная речевая практика.
Самостоятельная работа над языковыми средствами (языковым материалом) предполагает ведение учащимся тетради-словарика, в который он записывает слова и выражения по темам.
Сегодня самыми удобными являются онлайн-словари, т.к. в них учащийся может найти перевод слова, толкование на иностранном языке, а также выражения с данным словом.
Второй вид самостоятельной работы – работа над текстом. Учащиеся знакомятся с различными видами текстов (публицистические, художественные, научно-популярные и т.д.) с целью выполнения самостоятельных заданий к ним (например, записи выражений из текста, анализ текста, комментарии к тексту). Данный вид обеспечивает адекватное понимание и использование языковых средств в коммуникации.
Под самостоятельной тренировочной работой над языковыми средствами понимается практика в восприятии речи на слух. Учащиеся прослушивают песни, диалоги и монологи на иностранном языке, смотрят фильмы. Данный вид практики носит познавательный характер. Важно отметить, что самостоятельное восприятие речи на слух должно быть регулярным и носить образовательный характер. Восприятие речи на слух способствует развитию навыков говорения.
Четвертый вид самостоятельной работы – практика письменной речи. Учащиеся должны уметь правильно заполнять анкету, составлять резюме, писать автобиографию, письма личного и делового характера. Преподаватель должен развить у учащихся навыки письменной речи (правильно делать тезисы, комментарии, план-конспект, сочинения, статьи и т.д.) [Коряковцева, с. 56].
По времени проведения И.А. Гиниатуллин выделяет два вида организации самостоятельной работы в обучении иностранному языку для учащихся: кратковременную и перспективную.
Кратковременная самостоятельная работа направлена на небольшой объем и малую отсроченность контроля:
1) Самостоятельное выполнение отдельных заданий в аудитории;
2) Выполнение домашних заданий по подготовке к текущим занятиям;
3) Выполнение лабораторных работ по практическому курсу иностранного языка в компьютерном кабинете, на занятиях/после занятий или дома по электронным копиям. Данный вид самостоятельной работы является эффективным и не теряет своей актуальности на сегодняшний день.
Перспективная самостоятельная работа большего объема и с большей отсроченностью контроля:
1) регулярные групповые речевые практикумы, управляемые специальными занятиями КСР (контроля самостоятельной работы); – практикум самостоятельного чтения художественных текстов; – практикум самостоятельного чтения прессы и публицистики; – практикум самостоятельного чтения профессионально ориентированных текстов.
2) практикум самостоятельного восприятия речи на слух.
3) практикум межкультурного сопоставления определенных феноменов в жизни своей страны и страны изучаемого языка [Гиниатуллин, с. 122].
Данная классификация является объемной и достаточно полной, подчеркивает многообразие видов самостоятельной работы в обучении иностранному языку, а также показывает, насколько важно выполнение самостоятельной работы для учащихся в целях качественного овладения иностранным языком.
1. Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 200 с.
2. Гиниатуллин, И.А. Самостоятельная работа в обучении иностранному языку как специальности / И.А. Гиниатуллин // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 120–126.
3. Ермякина, Н.А. К вопросу об организации самостоятельной работы обучающихся в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузах МВД России / Н.А. Ермякина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. – № 3. – С. 70–75.
4. Канищева, М.А. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка / М.А. Канищева // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков. – 2018. – С. 59–63.
5. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. – М: АРКТИ, 2002. – 176 c.
6. Культуроведческие аспекты языкового образования. Сборник трудов / под. ред. В.В. Сафоновой. – М.: Еврошкола, 1998 – 165 с.
7. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. – 253 с.
8. Минакова, Л.Ю. Организация самостоятельной работы обучающихся как фактор активизации интереса младших школьников к изучению иностранного языка / Л.Ю. Минакова, А.В. Ярощук // Язык и культура. – 2018. – С. 377–382.
9. Москалева, И.С. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка / И.С. Москалева // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. – 2017. – № 6. – С. 74–84.
10. Шаламов, В.В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ahey.narod.ru/sborniki/pch4/pch4-shalamov.htm. – Дата доступа:.
11. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 2006. – 373 с.