Профессиональное самоопределение старших школьников, проживающих в городской и сельской местности Диплом
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Профессиональное самоопределение старших школьников, проживающих в городской и сельской местности»
по дисциплине: «Психология»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Профессиональное самоопределение старших школьников, проживающих в городской и сельской местности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда в адаптации А.Н. Воробьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1 Мотивация профессиональной деятельности: понятие и факторы формирования
1.2 Понятие профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной научной литературе
1.3 Психологические особенности старшего школьного возраста
1.4 Особенности профессионального самоопределения учащихся, проживающих в городской и сельской местности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1 Методы и организация исследования
2.2 Анализ особенностей профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской местности
2.3 Анализ особенностей профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в сельской местности
2.4 Изучение различий профессионального самоопределения старших подростков, проживающих в городской и сельской местности
2.5 Взаимосвязь профессионального самоопределения и типа личности у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности
2.6 Рекомендации старшим подросткам по профессиональному самоопределению
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия развития личности активизировали проблему профессионального самоопределения. Старший школьный возраст представляет собой период, находящийся в центре этой проблемы, так как именно в этом возрасте появляется избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям, появляется мотивация у будущей профессиональной деятельности, закладываются основы профессиональной направленности.
В настоящее время к личности старшеклассника предъявляются высокие требования. Одним из важнейших проявлений личностного развития, а также естественным процессом старшеклассника является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение представляет собой, с одной стороны, принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, с другой – интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора.
Профессиональное самоопределение – это период принятия личностью ответственности за свой жизненный путь, начало действительно взрослой жизни, приспособлении к ее условиям, принятие ролей и форм поведения, не всегда соотносящихся с актуальными внутренними установками на конкретном жизненном этапе. Вопросы профессиональной ориентации и становления личности в рамках профессионального самоопределения молодого поколения носят фундаментальный характер, так как они затрагивают общую проблему жизненного становления личности.
Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника. Профессиональная деятельность является пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте, которому свойственна выраженная направленность сознания на будущее.
Побуждение старшеклассника к профессиональной деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой, а характер профессиональной мотивации во многом определяется степенью соответствия ожидаемого вознаграждения реально полученному. Профессиональная мотивация определяет не только правильность выбора профессионального пути, продуктивность трудовой деятельности, степень удовлетворенности результатами своего труда, но и успешность профессионального обучения, отношение к предстоящей профессиональной деятельности
Исследованию проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной науке всегда уделялось большое внимание. Профессиональное самоопределение явилось предметом изучения Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова. М.Р. Гинзбурга, Т.В. Кудрявцевой и др. Становление профессионального самоопределения личности старшего школьника рассматривается исследователями не как единичный акт выбора, а в качестве длительного процесса развития в рамках будущей профессиональной деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема профессионального самоопределения учащихся, проживающих в городской и сельской местности, остается недостаточно освещенной. Открытым остается вопрос о факторах профессионального самоопределения старших школьников, проживающих в городской и сельской местности. Противоречие между требованиями современного общества к профессиональному самоопределению учащихся и недостаточным развитием у них личностных качеств, актуальных для профессионального самоопределения, обусловило необходимость изучения настоящей темы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение подростков.
Цель исследования: выявление особенностей профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.
Гипотеза исследования: существуют различия в профессиональном самоопределении подростков; существует взаимосвязь между профессиональным самоопределением и типом личности у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения учащихся, проживающих в городской и сельской местности.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.
3. Определить различия профессионального самоопределения старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1 Мотивация профессиональной деятельности: понятие и факторы формирования
В современной психологической науке существуют различные взгляды на понимание понятия мотивации профессиональной деятельности. Мотивацию в психологической науке принято отождествлять с внутренним побуждением, с регуляцией деятельности, содержащей в себе потребности и мотивы, интересы, ценностные ориентации и притязания, оценки и удовлетворенности, то есть все то, что характеризует значимость чего-либо для индивида и направляет его деятельность в соответствии с этим.
В отечественной психологии мотивация профессиональной деятельности рассматривается как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с ней [55, с. 385].
По определению А.В. Сотниковой, профессиональная мотивация представляет собой совокупность потребностей, интересов, которые побуждают человека к профессиональной деятельности, к профессиональному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному совершенствованию. Так как мотивация – это отражение, в первую очередь, внутренних движущих сил индивида, его внутренней личностной структуры, профессиональная мотивация также выступает в качестве отражения внутренней структуры субъекта профессиональной деятельности, его стремления и готовности к совершению определенных поступков, акций на пути к удовлетворению определенных потребностей и достижения профессиональных и в целом жизненных целей [57, с. 119].
Мотивация профессиональной деятельности рассматривается как система личностных диспозиций, побуждающих, направляющих и регулирующих деятельность субъекта на рабочем месте в рамках определенной должности. Согласно А.В. Горбушиной, система мотивации профессиональной деятельности состоит из более частных субсистем, построенных на взаимодействии отдельных компонентов – конкретных мотивов, в качестве которых могут выступать следующие личностные образования: интересы, установки, ценностные ориентации, эмоции, образы цели и результат деятельности. Мотив профессиональной деятельности как сложное интегральное образование образуется из единиц элементного уровня мотивации - психологически обогащенных потребностей и стимулов [11, с. 140].
По определению Д.В. Зубайдуллиной и А.Л. Афановой, профессиональная мотивация – это побуждение индивида к профессии труду, которое выступает как результирующая система внутренних побудительных аспектов (потребности, интересы, ценностные ориентации), с одной стороны, отраженные в сознании индивида факторы внешней среды (внешние стимулы), побуждающие его к трудовой деятельности, с другой [64, с. 102].
Для понимания мотивации профессиональной деятельности необходимо отталкиваться от понятия «потребности», так как мотив является отражением потребности, то есть нужды, недостатка в чем-либо необходимом. По определению А.Г. Шмакова и А.В. Топорковой, профессиональная мотивация представляет собой стремление человека удовлетворить свои потребности в конкретных благах с помощью труда, направленного на достижение целей организации» [64, с. 103].
По мнению А.Н. Занковского, индивида побуждают следующие потребности, которые профессия способна удовлетворить:
– потребности в безопасности, которые заключаются в желании иметь надежную и стабильную работу, быть социально защищенным, иметь безопасное рабочее место, быть защищенным в экономическом плане;
– потребности в аффилиации, которые представлены в стремлении быть членом коллектива и организации, нравится другим, быть частью сплоченного коллектива, работать и общаться с дружелюбными людьми, иметь гармоничные отношения;
– потребности в уважении, которые заключаются в желании ощущать уважение со стороны коллег и начальства, получать их похвалу, получить признание за свои заслуги, иметь авторитет в организации;
– потребности в независимости и самостоятельности, которые представлены в стремлении чувствовать ответственность за себя и своих подчиненных, ощущать свободу от жесткого контроля, не быть финансово зависимым;
– потребности в достижении, что заключается в возможности выполнять обязанности лучше других, достигать трудных целей, вносить свой уникальный вклад в общее дело, успешно справляться с новыми обязанностями, постоянно развиваться и становиться лучше.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1 Методы и организация исследования
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 36 г. Минска» и на базе государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа» поселка Замосточье Минского района. Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Из них 30 учащихся 10-х классов (15 мальчиков и 15 девочек) из города, 30 учащихся 10-х классов (15 мальчиков и 15 девочек) из села. Возраст испытуемых – 15-16 лет.
Целью исследования являлось выявление профессионального самоопределения учащихся, проживающих в городской и сельской местности.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить особенности профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности;
2) определить различия профессионального самоопределения старших подростков, проживающих в городской и сельской местности;
3) определить различия профессионального самоопределения у мальчиков и девочек, проживающих в городской и сельской местности;
4) выявить взаимосвязь профессионального самоопределения и типа личности у старших подростков городской и сельской местности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление профессионального самоопределения учащихся, проживающих в городской и сельской местности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, разработка рекомендаций старшим подросткам по профессиональному самоопределению.
Гипотеза исследования: существуют различия в профессиональном самоопределении подростков; существует взаимосвязь между профессиональным самоопределением и типом личности у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.
Методики исследования:
1. Тест Д. Голланда по определению типа личности.
Назначение методики: определение социальной направленности личности (социального характерологического типа).
Шкалы методики (типы личности):
– реалистический тип;
– интеллектуальный тип;
– социальный тип;
– конвенциальный тип;
– предпринимательский тип;
– артистический тип.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. Вывод о принадлежности к одному определенному типу личности делается в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.
Опросник состоит из 42 пар профессий, из которых испытуемому предлагается выбрать одну наиболее привлекательную с его точки зрения. Каждая профессия в тестовом материале соответствует одному из 6 профессиональных типов личности. Обработка методики осуществляется с помощью ключа.
2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
Назначение методики: определение предпочитаемого типа профессии.
Типы профессий:
– «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
– «человек–техника» – все технические профессии;
– «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
– «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
– «человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Испытуемому предлагается в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ». Обработка методики осуществляется с помощью ключа. Максимальное количество по определенному типу профессии свидетельствует об интересе испытуемого к той или иной сфере профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью дипломного исследования являлось выявление особенностей профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности. В рамках работы был осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения учащихся, проживающих в городской и сельской местности.
В отечественной психологии мотивация профессиональной деятельности рассматривается как совокупность потребностей, интересов, которые побуждают человека к профессиональной деятельности, к профессиональному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному совершенствованию. Профессиональное самоопределение в работах отечественных исследователей рассматривается как процесс, как результат и как свойство личности, как составляющая личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение в зарубежной психологии рассматривается как важнейшая характеристика социально-психологической зрелости личности, один из аспектов самореализации, а также как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация Я-концепции. Старший школьный возраст представляет собой важнейший период в развитии личности. Изменение социальной ситуации развития в этом возрасте связаны с необходимостью выбора пути профессионального развития и своего жизненного пути. Профессиональное самоопределение является основным психологическим новообразованием старшего школьного возраста. Профессиональное самоопределение учащихся, проживающих в городской и сельской местности, имеет свои особенности. Проживание в городских условиях является мощным фактором социализации человека, так как создают условия старшеклассникам для осуществления профессионального выбора. В городской, в отличие от сельской местности, старшеклассники обладают потенциально широкими возможностями выбора профессии и сфер самореализации. У старшеклассников городской школы в меньшей степени, чем у старшеклассников сельской школы, выражена склонность к работе на производстве, но в большей степени – склонность к эстетике и искусству. Также у старшеклассников городской школы в большей степени, чем у старшеклассников сельской школы, выражен личностный смысл учения.
В эмпирической части работы были изучены особенности профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности. Особенностями профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в городской местности, являются: доминирование таких типов личности как артистический и конвенциальный типы, преобладание таких типов профессии как «человек-техника» и «человек-художественный образ», средний уровень мотивации к избеганию неудач и средний уровень мотивации к успеху. Особенностями профессионального самоопределения у старших подростков, проживающих в сельской местности, являются: доминирование таких типов личности как социальный и артистический типы, преобладание таких типов профессии как «человек-человек», «человек-природа» и «человек-художественный образ», высокий уровень мотивации к избеганию неудач и различны й уровень мотивации к успеху.
Определены различия профессионального самоопределения старших подростков, проживающих в городской и сельской местности. В результате статистического анализа было выявлено отсутствие значимых различий у мальчиков и девочек как из сельской местности, так и из городской среды. Хотя различия между группами старших школьников, проживающих в различной местности, а также по полу имеются, однако, они не достигают уровня значимости. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в профессиональном самоопределении подростков, проживающих городской и сельской местности, не подтвердилась.
Выявлена взаимосвязь профессионального самоопределения и типа личности у старших подростков городской и сельской местности. В группе старших подростков, проживающих в городской местности, реалистический тип личности прямо пропорционален типу профессии «человек-техника», социальный тип личности обратно пропорционален типу профессии «человек-природа», артистический тип личности прямо пропорционален типу профессии «человек-художественный образ». В группе старших подростков, проживающих в сельской местности, социальный тип личности прямо пропорционален типу профессии «человек-человек», конвенциальный тип личности прямо пропорционален типу профессии «человек-знаковая система», интеллектуальный тип личности обратно пропорционален мотивации к избеганию неудачи. Гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями профессионального самоопределения и типом личности у старших подростков, проживающих городской и сельской местности, подтвердилась.
1. Алиева, Н. Ю. Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения / Н. Ю. Алиева // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – № 2. – С. 7–12.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
3. Ананьина, Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е. В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – № 9. – С. 62–67.
4. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1. – С. 233–237.
5. Бадашкеев, М. В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М. В Бадашкеев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 20. – С. 202–203.
6. Бадашкеев, М. В. Развитие профессионального интереса у сельских школьников / М. В. Бадашкеев // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 5. – С. 65–67.
7. Богдан, Н. А. Понятие личностного и профессионального самоопределения / Н. А. Богдан // Известия Самарского научного центра РАН. – 2008. – № 2. – С. 95–102.
8. Ваньков, А. Б. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения / А. Б. Ваньков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 1. – С. 85-87.
9. Вяльшина, А. А. Выбор профессии сельской молодежью / А. А. Вяльшина, С. Т. Дакирова // Островские чтения. – 2017. – № 1. – С. 483–487.
10. Голубь, О. В. Профессиональное самоопределение в контексте социализации / О. В. Голубь // Вестник ВолгГУ. – 2013. – № 2. – С. 163–167.
11. Горбушина, А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности : метасистемный подход / А. В. Горбушина // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 138-140.
12. Грень, Л. Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л. Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 7. – С. 38–42.
13. Груздова, Е. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка / Е. В. Груздова, Л. В. Абдалина // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 1. – С. 95–99.
14. Давыдюк, Л. В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л. В. Давыдюк, О. Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85–88.
15. Долгушина, Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 2. – С. 152–155.
16. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Изд-во БГУ, 2001 – 176 с.
17. Жигулин, А. А. Социально-профессиональное самоопределение личности / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2013. – № 1. – С. 46–49.
18. Журавлева, О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О. В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159–160.
19. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Флинта, 2002. – 648 с.
20. Зеер, Э. Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала / Э. Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – № 2. – С. 141–147.
21. Зыбина, Л. Н. Психологическая сущность направленности личности / Л. Н. Зыбина // Деятельность личности. – 2005. – № 1. – С. 57–67.
22. Казанцева, А. А. Внутренняя мотивация как условие профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации / А. А. Казанцева // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. – 2017. – № 2. – С. 52–59.
23. Каленов, А. А. Особенности субъектности старшеклассников: теоретический аспект / А. А. Каленов // Образование : прошлое, настоящее и будущее : материалы науч. конф. – Краснодар : Новация, 2017. – С. 3–6.
24. Клименко, И. В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И. В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 143–151.
25. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
26. Кобазова, Ю. В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю. В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного фед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 52–56.
27. Коваленко, С. В. Психологические особенности системы базовых ценностей отношения к жизни в подростковом возрасте / С. В. Коваленко // Вестник НВГУ. – 2015. – № 2. – С. 89–93.
28. Ковзиридзе М. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи в современном обществе / М. А. Ковзиридзе // Модернизация. Инновации. Развитие. – 2010. – № 2. – С. 58–64.
29. Корявая, С. М. Ценностные предпочтения молодежи / С. М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 10. – С. 49–54.
30. Красник, В.С. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности / В. С. Красник, П. Лукиных // Вестник Института психологии и педагогики. – 2010. – № 10. – С. 116–121.
31. Кретова, Н. А. Факторы профессионального самоопределения личности / Н. А. Кретова, С. И. Вершинин // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 12. – С. 39–42.
32. Лобанова, А. В. Особенности личности городских и сельских старшеклассников в зависимости от уровня образования родителей / А. В. Лобанова. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2013. – 46 с.
33. Лукина, К. С. Особенности профессионального самоопределения и мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы / К. С. Лукина. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2015. – 57 с.
34. Максимова, З. Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / З. Максимова. – М. : 2008. – 21 с.
35. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
36. Мисиров, Д. Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Д. Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
37. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 462 с.
38. Нечаева, А. С. Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути / А. С. Нечаева // Санкт-Петербургский обр. вестник. – 2018. – № 2. – С. 22–25.
39. Овсянникова, С. Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности / С. Б. Овсянникова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 4. – С. 139–144.
40. Озерникова, Т. Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода / Т. Г. Озерникова // Известия Байкальского гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 1–10.
41. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
42. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности : системогенетический подход / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 211–216.
43. Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-пед. анализа : материалы научно-практ. конфе. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
44. Попович, А. Э. Формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Э. Попович. – М., 2004. – 21 с.
45. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
46. Пусикова, М. В. Анализ значимых факторов профессионального выбора молодежи / М. В. Пусикова // Наука и образование сегодня. – 2016. – № 5. – С. 66–70.
47. Разуваев, С. Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации / С. Г. Разуваев // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 975–980.
48. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
49. Ренева, Г. Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации / Г. Ф. Ренева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 126–132.
50. Ретивых, М. В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М. В. Ретивых // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2010. – № 1. – С. 15–20.
51. Ретунская, Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т. Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126– 130.
52. Решетников, В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В. В. Решетников // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – № 2. – С. 1163–1166.
53. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
54. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
55. Сергунина, С. В. Развитие мотивации профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры / С. В. Сергунина, Н. Г. Поваляева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 4. – С. 384–390.
56. Соловьева, В. А. Мотивационная сфера в исследованиях личности / В. А. Соловьева // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 59–63.
57. Сотникова, А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А. В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 3. – С. 118–123.
58. Стукалова, Н. А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников / Н. А. Стукалова // Science Time. – 2014. – №12. – С. 484–490.
59. Трушникова Н. М. Психологическая безопасность образовательной среды городских и сельских школ / Н. М. Трушникова. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2015. – 57 с.
60. Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 19–26.
61. Шайдуллин, Р. Б. Профессиональное самоопределение старшеклассников : проблемы / Р. Б. Шайдуллин // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2 – С. 140–146.
62. Шапкина, Е.А. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов / Е. А. Шапкина, Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – С. 1–7.
63. Шевырдяева, К. С. Особенности выявления готовности обучающихся к самоопределению в процессе учебной деятельности / К. С. Шевырдяева // Вестник ПензГУ. – 2015. – № 1. – С. 83–87.
64. Шмаков, А. Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А. Г. Шмаков, А. В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103–106.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда в адаптации А.Н. Воробьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты