Правовое регулирование оказания платных услуг в здравоохранении
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Правовое регулирование оказания платных услуг в здравоохранении»
по дисциплине: «Гражданское право»
2019
301.00 BYN
Правовое регулирование оказания платных услуг в здравоохранении
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ, СУБЪЕКТЫ ИХ ОКАЗАНИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗМЕЗДНЫХ УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ ВОЗМЕЗДНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
ГЛАВА 2 ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ВОЗМЕЗДНЫХ УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ (ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТОРОНЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТОРОНЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ФОРМЫ)
ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЫТЕКАЮЩАЯ ИЗ ОТНОШЕНИЙ ОКАЗАНИЯ ВОЗМЕЗДНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Оказание медицинской помощи гражданам имеет огромное значение в любой стране. Законодательством определено, что медицинская помощь – это комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание или восстановление здоровья и включают в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга есть медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний. Таким образом, медицинская услуга – это объединенное выражение медицинской помощи. Н. Вялых выделяет одно различие между представленными понятиями. Он отмечает, что медицинская услуга в отличие от медицинской помощи имеет возмездный характер и действует в рамках рыночного механизма. Но, так как в большинстве развитых и развивающихся стран бесплатной медицинской помощи не существует вообще, нет необходимости разводить данные понятия [1]. Он дает следующее определение медицинской помощи – совокупность профилактических, диагностических, консультативных, лечебных, реабилитационных мероприятий, которые оказываются медорганизациями и медперсоналом в целях сохранения, улучшения и поддержания здоровья конкретного человека, отдельной общности и социума в целом [1]. М. Горева считает, что более верным будет использовать понятие «социальное обслуживание» взамен понятию «медицинская помощь». М. Горева утверждает, что понятие медицинской помощи должно использоваться для определения набора жизненно необходимых медицинских манипуляций и действий. То есть медицинская помощь есть экстренная, неотложная, первая помощь. Ее могут оказать не только профессиональные медики, но и лица, не имеющие соответствующего образования. А медицинское обслуживание – это взаимодействие производителя и потребителя по поводу оказания медицинской услуги. Медицинская услуга включает и элемент помощи, и элемент обслуживания [2]. Обслуживание проявляется не именно в облегчении страданий, а в дополнении сервисных параметров, которые ориентированы на удовлетворение потребностей пациентов. Обслуживание есть взаимодействие пациента и врача, в котором действуют принципы равноправия сторон и равной заинтересованности [2].
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ, СУБЪЕКТЫ ИХ ОКАЗАНИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗМЕЗДНЫХ УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ ВОЗМЕЗДНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Процесс зарождения и развития института обязательств по оказанию услуг берет свое начало еще в римском праве. Выделялись договоры locatio conductio operarum (наем услуг), имеющий содержанием выполнение именно отдельных услуг по указанию нанявшего, и locatio conductio operis (наем работы или подряд), имеющий целью предоставление подрядчиком готового результата работы. В отечественной правовой системе, как справедливо отмечает Д. И. Степанов, до 19 века изучение обязательств об оказании услуг не было подвержено влиянию римской частноправовой традиции в той мере, как это имело место в западной культуре [1, с. 91]. Основные научные направления в теории гражданского права по вопросу выделения договоров об оказании услуг сформировались в семидесятые годы 20-го века. Суть дискуссии состояла в делении гражданско-правовых договоров и обязательств на отдельные группы путем разграничения договоров на оказание услуг и договоров на выполнение работ. Группа авторов в лице И. Л. Брауде, М. К. Александрова-Дольника, полагали, что услуги являются предметом договора подряда, как работа и результат работы [2, с. 63]. Ученые второй группы признавали подряд разновидностью договора услуг. Вслед за Ю. Х. Калмыковым началось бурное развитие учения о так называемых договорах обслуживания [3, с. 116]. В свою очередь, А. Ю. Кабалкин отрицал возможность существования правовой категории договоров по оказанию услуг [4, с. 91]. Принципиально иную позицию занимали О. С. Иоффе [5, с. 24], О. А. Красавчиков [5, с. 42]., Е. Д. Шешенин [5, с. 63], которые выделяли обязательства об оказании услуг в отдельную группу обязательств. Гражданские кодексы РСФСР 1922, 1964 гг. не содержали норм об оказании услуг. Вместе с тем согласимся с тезисом о том, что в юридическом построении конструкций обязательственного правоотношения следует учитывать присутствие признаков объекта — услуги, отличающих ее от иных объектов, а она (услуга), как и любой объект гражданского права, обладает определенными квалифицирующими признаками А. В. Тихомиров выделяет следующие характеристики услуги [7, с. 55]: неосязаемость или нематериальный характер услуги; неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость; неспособность услуг к хранению. Услуга не носит овеществленный характер, что позволяет говорить о ее нематериальном характере. Наравне с другими материальными объектами услуга не поддается изучению, невозможно заранее предугадать исход услуги, оценить услугу с точки зрения применимости или неприменимости к индивидуально-определенному объекту. Услугу невозможно как книгу посмотреть, потрогать, изучить содержание, оценить качество полиграфии. Однако полезный эффект услуги не существует отдельно от процесса его производства, а процесс производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер. Например, ощущается боль после продолжительной болезни; лицо, получившее направленное лечение, выздоравливает. Эффект от потребления услуг зависит не только от условий ее производства, но и от условий ее потребления. Полезный эффект услуги — это результат совместных усилий ее производителя и потребителя. Врачу высшей категории невозможно провести надлежащее лечение пациента при отказе выполнять предписания врача. В связи с чем, представляется правомерным выделение нематериального характера услуги в качестве главного характеризующего признака. В свою очередь, А. А. Сироткина указывает на то, что «услуга является материальным благом, поскольку создает полезный эффект материального характера», правда отмечая тот факт, что эффект материальный носит не овеществленный характер [8, с. 11]. Создание эффекта материального характера, полагаем, является последствием надлежащего оказания услуг, результатом восприятия, и не может относиться к характеризующим признакам. Применительно к услугам медицинским не всегда представляется возможным говорить о полезном эффекте материального характера, несмотря на то, что услуга всегда направлена на положительный результат, это не всегда достижимо. Результат услуги имеет большое значение для самого пациента, но не всегда может гарантироваться исполнителем услуги. Каждый гражданин в силу своих специфических особенностей, как физического, так и духовного характера воспринимает оказание услуг индивидуально, что ведет к достижению различных результатов. Достижение эффекта от услуги возможно лишь лицом, которому она была оказана, в связи с чем, передача эффекта другому лицу не возможна. Возникновение и оказание услуги имеет место только при существовании лица, получающего такую услугу (адресата услуги).
ГЛАВА 2 ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ВОЗМЕЗДНЫХ УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ (ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТОРОНЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТОРОНЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ФОРМЫ)
Отличительной чертой белорусского здравоохранения являются гарантии получения установленного объема бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения всем слоям населения. В стране внедрены 6 социальных стандартов в области здравоохранения, все они выполняются: норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя; норматив обеспеченности врачами первичного звена; норматив обеспеченности больничными койками; норматив обеспеченности аптеками; норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи; норматив обеспеченности автотранспортом [3]. На основе государственных минимальных социальных стандартов в административно-территориальных единицах Республики Беларусь разрабатываются территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан (территориальные планы). Их основой является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определяемый ежегодно Министерством здравоохранения Республики Беларусь [3]. Таким образом, с правовой точки зрения, мы можем говорить о необходимости использования государственных регуляторов в обеспечении финансовой доступности медицинской помощи, которыми являются государственные минимальные стандарты. Но не в коей мере на законодательном уровне нельзя финансовую доступность подменять бесплатностью медицинской помощи. У пациента должен быть гарантированный на уровне законодательства выбор качественной медицинской помощи исходя из его индивидуальной финансовой обеспеченности. В контексте инновационного социально-экономического развития общества проблема демографической безопасности Республики Беларусь не теряет своей актуальности. Современное состояние медицины позволяет лицам, которые не имеют возможности естественным путем зачать и (или) родить ребенка, на договорной основе прибегнуть к методам вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ). Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (далее – Закон о ВРТ) не регламентирует условия договора оказания медицинских услуг по применению ВРТ, что предопределяет применение к его содержанию норм о договоре оказания медицинских услуг, а также общих правил о договорах и сделках. Условие о предмете является существенным для любого вида договора; если стороны не пришли к соглашению в отношении предмета договора, он считается незаключенным. В Законе о ВРТ вспомогательные репродуктивные технологии относятся к методам оказания медицинской помощи, которые в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993г. № 2425-XII «О здравоохранении» определены как комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи. Таким образом, понятие медицинской помощи является более широким по отношению к медицинским услугам. При применении ВРТ целью медицинской помощи является преодоление бесплодия у пациента (пациентов). Конкретный метод ВРТ является способом достижения данной цели, т.е. частью медицинской помощи. Ввиду этого полагаем, что применение ВРТ необходимо рассматривать как медицинскую услугу, и, соответственно, предметом договора оказания услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий будет выступать применение определенного вида ВРТ. Существенными условиями договора являются также условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида (п. 2 ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Согласно п. 4 Положения о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», договор, заключаемый с государственным учреждением здравоохранения при оказании услуг по акушерству и гинекологии (в т.ч. на применение криоконсервации и хранения сперматозоидов, яйцеклеток и эмбрионов, искусственной инсеминации, экстракорпорального оплодотворения), должен содержать в качестве обязательного условие об объеме и стоимости медицинских услуг.
ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЫТЕКАЮЩАЯ ИЗ ОТНОШЕНИЙ ОКАЗАНИЯ ВОЗМЕЗДНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)
Развитие системы здравоохранения является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Вопросы оказания медицинских услуг сами по себе и проблемы ответственности за дефекты оказания медицинских услуг в современной науке достаточно востребованы. Многие ученые: юристы, врачи, экономисты, посвящают им свои работы, касающиеся разнообразных аспектов указанной темы. Любое исследование должно начинаться с анализа нормативно-правового регулирования общественных отношений и понятийного аппарата в рассматриваемой области, который неизбежно приводит нас к первой проблеме, которая заключается в разграничении понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги». В нормативных правовых актах в системе законодательства используются такие понятия, как «медицинская помощь» и «медицинские услуги», при этом нередко авторами научных публикаций осуществляется неправильное их применение, смешение и даже отождествление [6]. Таким образом, следует скорее говорить о правах потребителей на качество, на безопасность, на информацию об исполнителе, на оказание медицинских услуг в установленный договором срок и прочих, и представляется возможным сделать вывод о том, что защита прав потребителей может иметь место только при оказании медицинской помощи в форме медицинских услуг, а не медицинской помощи в целом. Законодательное определение медицинской услуги позволяет выделить три признака, отражающих ее специфику объекта гражданских правоотношений. Первый признак: медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство. Вторым признаком медицинской услуги выступает ее направленность: выявление болезни или патологического состояния, определение диагноза и его этиологии; облегчение, снятие или устранение причин, симптомов и проявлений заболевания, восстановление работоспособности. Третий признак, который мы обнаруживаем в нормативном определении, – наличие самостоятельного законченного значения. Что понимается под данной формулировкой – достижение положительного результата лечения или же выполнение в полном объеме медицинского вмешательства в человеческий организм, законодатель не раскрывает, что приводит к неопределенности на практике. Ответ на поставленный вопрос необходимо искать в общей теории услуги объекта. Преобладающим является мнение, что при оказании услуг, большее значение имеет сам процесс какой-либо деятельности, а не ее конечный результат. Таким образом, под наличием самостоятельного законченного значения необходимо понимать выполнение исполнителем медицинской процедуры в полном объеме в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Медицинская услуга представляет собой профессиональную деятельность. Данный признак обусловлен особой значимостью объекта воздействия услуги – организма человека. Индивидуальный характер услуги проявляется в персонификации деятельности исполнителя, по отношению к каждому отдельному пациенту. Как мы уже ранее отмечали, полнота выполнения медицинской услуги определяется исходя из завершенности произведенных процедур. Из этого вытекает следующий признак – отсутствие гарантированного результата услуги. Механизмы выздоровления пациента, представляет собой сложный процесс, итог которого зачастую зависит от множества факторов – это и профессиональные знания, и навыки врача, и качество применяемых медикаментов. Во многом последствия зависят и от действий самого пациента: полноты сообщенной им информации при назначении лечения, выполнений медицинских рекомендаций. Свою сложность вносит обстоятельства, о которых, ни врач, ни пациент не могут предполагать. К ним можно отнести, к примеру, нетипичные реакции организма на препараты, скрытые болезни. Таким образом, при оказании услуги медицинский работник может только предполагать достижение положительного результата. Как и все услуги, медицинские услуги характеризуются неосязаемостью [4]. Можно сделать вывод, что признаками медицинской услуги являются:
- содержанием услуги выступает медицинское вмешательство
- цель – поддержание и восстановление здоровья человека;
- оказание медицинской услуги считается оконченным, при выполнении в полном объеме стандарта оказании помощи, в рамках которого она осуществляется;
- медицинская услуга представляет собой разновидность медицинской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие безопасности медицинской услуги и медицинской помощи тесно связано с полнотой и правильностью их оказания, наличия в них недостатков. При этом термин «недостаток медицинской услуги или помощи» также отсутствует, но он необходим как для облегчения квалификации преступлений, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, так и для применения договорной ответственности при гражданско-правовых отношениях, то есть при заключении договора о возмездном оказании медицинских услуг. Определение «недостатка» в Законе «О защите прав потребителей» применяется к имущественному вреду, но не к вреду, причиненному жизнью и здоровью потребителя. То есть, недостаток медицинской услуги относится как к качеству медицинской услуги, так и распространяется на медицинскую услугу как товар, выраженный имущественным ущербом – оплатой по договору оказания медицинских услуг. В сфере гражданско-правового регулирования определение недостатка именно медицинской услуги предоставит новые правовые возможности для потребителя, например, на безвозмездное устранение недостатка медицинской услуги, уменьшение цены оказанной услуги, полное возмещение убытков или расходов по устранению недостатков оказанной медицинской помощи.
2. О цели применения новации (прекращение обязательств новацией). Рассматривая возможные способы неденежного обеспечения (удовлетворения), то есть соглашения об обмене и различий между соглашением об обмене, названным в белорусском законодательстве, и обменом сделками, а также между указанными сделками и зачетом, мы не можем не учитывать Вопрос о разнице между правовыми явлениями мы назвали новацией или компенсацией как средством прекращения обязательств, урегулированных в белорусской правовой системе. В связи с поставленной нами задачей следует отметить, что обязательства по двум договорам купли-продажи без расчетов по указанным договорам, то есть без использования средств для возмещения (удовлетворения), могут быть прекращены не взаимозачетом, а новацией. замена двух договоров купли-продажи на одно бартерное соглашение. (То же самое относится и к возможности такого прекращения обязательств, например, по договору купли-продажи и договору об оказании платных услуг (договору подряда), путем введения их в денежную сделку.)
1. О государственных минимальных социальных стандартах: Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 N 322-3 (ред. от 04.01.2014 N 106-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
2. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Республики Беларусь от 14.06.2007 N 239-3 (ред от 04 01 2014 N 106-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
3. О донорстве крови и ее компонентов: Закон Республики Беларусь от 30 11 2010 N 197-3 (ред. 13.12.2011 N 325-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
4. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-ХІІ 3 (ред. от 10.07.2012 N 426-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
5. О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека: Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-3 (ред от 04.01.2014 N 130-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
6. О лекарственных средствах: Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 N 161-3 (ред. от 22.12.2011 N 326-3 ) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
7. О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г, N 408-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
8. О погребении и похоронном деле: Закон Республики Беларусь от 12.11.2001 г. № 55-3 (ред. от 13.07.2012 N 407-3, с изм. от 31.12.2013 N 97-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
9. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-3 (ред. от 29.12.2012 N 14-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
10. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-3 (ред. от 25.11.2011 № 323-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
11. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-3 (ред. от 12.12.2013 N 84-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
12. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 г. №322-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
13. О радиационной безопасности населения: Закон Республики Беларусь от 05.01.1998 N 122-3 (ред. от 04.01.2014 N 106-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
14. О ратификации Базового соглашения между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией здравоохранения об установлении технического консультативного сотрудничества: Закон Республики Беларусь от 19.07.2000 N 425-3 / Базовое соглашение между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией здравоохранения об установлении технического консультативного сотрудничества (от 17.04.2000) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
15. О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 355-3 / Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств (от 01.04.2009) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
16. О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 19.07.2006 N 158-3 / Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь (от 06.03.2008) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
17. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
18. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий: Закон Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-3 (ред. от 04.01.2014 N 106-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
19. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 16.11.2010 N 192-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
20. О трансплантации органов и тканей человека: Закон Республики Беларусь от 04.03.1997 N 28-3 (ред. от 13.07.2012 N 407-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
21. Об использовании и защите эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла, отличительных сигналов, а также наименований "Красный Крест", "Красный Полумесяц", "Красный Кристалл": Закон Республики Беларусь от 12.05.2000 N 382-3 (ред. от 03.07.2011 № 282-3) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
22. Об оказании психиатрической помощи: Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 N349-3. 153-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
23. Об оказании психологической помощи: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
24. Положение о Комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
25. Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013г. № 569 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
26. Всеобщая декларация прав человека: принятая и провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. - Минск: Представительство ООН в Республике Беларусь, 2000. - 30 с.
27. О модельном законе «О предпринимательстве»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, 27 ноября 2015 г., N 43-8[Электронный ресурс]: 15 марта 1994 г., с измен, и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
28. Конституция Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 15 марта 1994 г., с измен, и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
29. Гражданский кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г., № 218-3: принят палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г., № 439-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 11 января 1999 г., № 218-3: принят палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 де. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г., № 439-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
31. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Республики Беларусь, 1 июля 1999 г. № 278-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 24.12.2015 г. // Эталон 6.0 – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск 2019.
32. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апреля 2003 г.. № 194-3: принят палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Законов Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г., № 439-3, от 09.01.2017 № 16-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
33. Уголовный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-3: принят палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г., № 407-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания: Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июня 2008 г., N 329// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
35. Об оказании психиатрической помощи: Закон Респ. Беларусь, 7 января 2012 г.,N 349-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
36. О регистре населения: Законом Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., N 418-З// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
37. О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности : Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 2004 г., N 13// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
38. Баймакова, И. Обеспечение защиты персональных данных / И.Баймакова. - М.: 1С Паблишинг, 2010. - 214 с.
39. Борисюк, В. А. Игромания как основание ограничения гражданина в дееспособности / В. А. Борисюк, О. А. Дзюрич //: в 2 ч. / под общей редакцией В. В. Здановича. - Брест : БрГУ, 2011. - Ч. 2. - 262 с.
40. Исаева, Т. В. Становление и формирование институтов гражданской правоспособности и дееспособности в России XIX — начала XX века : автореферат диссертации на соикание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.01 / Исаева Татьяна Вячеславна. - Саратов, 2011. - 25 с.
41. Михайлова, И. А. Гражданская правосубъектность физических лиц: проблемы законодательства, теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / И. А. Михайлова; Моск. акад. экономики и права. – М., 2011. – 301 с.
42. Невзгодина, Е. Л. Гражданское право / Е. Л. Невзгодина. – М.: Томск, 2010. – С 19–31.
43. Нечаева, А. М. О правоспособности и дееспособности физических лиц / А.М. Нечаева – Минск : РИОР, 2011. – С. 230.
44. Орловский, Т. Е. Гражданское право / Т. Е. Орловский, С. М. Корнеев. – Минск. – 2011. – С. 113.
45. Остапенко, А. В. Дееспособность граждан как гражданско-правовая категория : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.03 / Остапенко Алексей Викторович. - Волгоград, 2011. - 30 с.
46. Савина, И. В. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / И. В. Савина; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2013. – 383 с.
47. Сергеев, А. П. Гражданское право / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – Минск, 2009. – 106 с.
48. Тарасова, А. Е. Особенности участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А. Е. Тарасова, Рос. гос. ун-т. – Ростов н/Д., 2012. – 732с.
49. Хватова, М. А. Гражданская правосубъектность физических лиц в Российской Федерации : (проблемы теории и практики) : монография / М. А. Хватова. - Москва : Юрлитинформ, 2014. - 285 с.
50. Борисов, В.В. Значение градаций дееспособности для характеристики статуса субъекта гражданского права / В.В. Борисов // Общество и право. – 2009. - № 1. – С. 108-113.
51. Белькова, Е.Г. Гражданская дееспособность / Е.Г. Белькова // Известия ИГЭА. – 2007. - № 1. – С. 47-50.
52. Пунько, Т.Н., Кулак, М.Н. Гражданское право: курс лекций / Т.Н. Пунько, М.Н. Кулак. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 353 с.
53. Ермоченко, Р.П. Основы права: учеб.-метод. пособие / Р.П. Ермоченко, Т.М. Шаршакова – Гомель: ГомГМУ, 2015. – 224 с.
54. Остапенко, А.В. Законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь: сравнительный анализ положений о дееспособности граждан (физических лиц) / А.В. Остапенко // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2010. - № 2. – С. 101-104.
55. Чигир, В.Ф. Вступительная статья к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / В.Ф. Чигир // Науч. ред. и предисл. д-ра юрид. наук, проф., засл. юриста Республики Беларусь В.Ф. Чигира. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – С. 7-123.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты