Дипломатическая служба Испании Диплом
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Дипломатическая служба Испании»
по дисциплине: «Международные отношения»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Дипломатическая служба Испании
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международные отношения
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы дипломатической службы Испании: источники, историография, методы исследования
1.1 Историография теоретических основ дипломатической службы Испании
1.2 Источники и методы исследования
Глава 2 Становление дипломатической службы Испании
2.1 В период правления Франко
2.2 После правления Франко
Глава 3 Роль МИД во внешнеполитическом механизме Испании
3.1 Особенности функционирования МИД Испании на современном этапе
3.2 Структура и особенности функционирования испанских представительств за рубежом
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена международным положением Испании, которая является одним из ключевых членов Европейского союза и военно-политического блока НАТО. Преамбула Конституции Испании провозглашает мирную внешнюю политику по отношению ко всем странам мира, при этом, отводя приоритетное значение, как политическим, так и дипломатическим отношениям со странами-членами Евросоюза, своими историческим собратьям Иберо американского направления, странам средиземноморья. Средиземноморское направление дипломатического ведомства Испании представляется важным в силу не только географического положения, но и политико-экономического сотрудничества между странами Средиземноморского побережья. Эти страны объединяет не только членство в одних и тех же международных организациях, но также история, которая основывается на взаимообогащении культур, традиций и обычаев соседствующих стран несмотря на то, что между ними можно провести четкую линию отличий. Вследствие развитости торговых отношений, страны ведут непрерывный диалог на высоком уровне, проводят встречи на уровне президентов, премьер-министров и других высокопоставленных лиц. С целью углубления сотрудничества Испании был создан специальный форум, получивший свое название от известного испанского города, столицы автономного округа Каталонии, Барселоны «Барселонский процесс», который представляет собой платформу для обсуждения острых вопросов региона, проблем его участников, а также служит центром объединения усилий и обменом мнений средиземноморских стран. Отдельное слово о месте в дипломатических отношениях Испании должно быть сказано и о таком государстве Африканского континента, как Марокко. Неудивительно, что эта страна приобрела для Испании такое важное геополитическое значение, ведь она находится в непосредственной близости от юга Испании. Основная деятельность дипломатического ведомства Испании в отношении данного региона направлена на помощь в решении таких гуманитарных проблем, как нелегальная миграция и контрабанда наркотиков. Испания является открытой и приветливой страной, она поддерживает дипотношения со всеми странами Организации Объединённых Наций. Говоря о внешнеполитических сношениях Испании, необходимо отметить регион Латинской Америки, занимающий в них особое место. Такое положение дел, без сомнения, обусловлено исторической связью Испании с данным регионом.
Глава 1 Теоретические основы дипломатической службы Испании: источники, историография, методы исследования
1.1 Историография теоретических основ дипломатической службы Испании
Среди русскоязычных источников, особенно хорошо описывающих политические перемены государства в XX веке, отдельное внимание заслуживает исследование Майского И. М. «Испания. 1918-1972. Исторический очерк». В своей работе автор дает систематизированный анализ всех структурных преобразований только формировавшегося на тот момент МИДа Испании, анализирует функции и полномочия внешнеполитического ведомства в конкретно рассматриваемом промежутке времени, а также дает свои оценки и суждения действиям, предпринимаемым правительством Испании. Работа российского профессора Пожарской С. П. «Тайная дипломатия Мадрида», посвятившей свою научную деятельность изучению истории Испании, послужила незаменимым ресурсом, написанным на основе архивов и находящихся в закрытом доступе источников. Используя методы анализа и синтеза, автор работы описала достаточно нелегкий для страны период приход к власти Франко и установления диктатуры, а также исследовала особенности внешней политики после окончания Второй мировой войны вплоть до смены политического режима. Еще один автор, изучавший послевоенный внешнеполитический курс Испании, оказал помощь в написании данной научной работы. Сагомонян А. А. и его труд «Испанский узел «холодной войны»: Великие державы и режим Франко в 1945-1948 гг.» дали полную оценку и сформировали представление о направлении внешней политики Испании в отношении европейских стран. Помимо вышеперечисленных ученых-историков и исследователей, посвятивших свои работы в основном внешней политике франкистского периода, следует отметить также ученых, раскрывших суть постфранкистского внешнеполитического курса. Среди наиболее известных авторов следует отметить Буторину О. В., Викторова И. В., Волкову Г. И., Давыдова В. М., Данилевич И. В и других. В их работах наиболее полно раскрывается суть внешнеполитической деятельности после падения диктатуры, рассматривается эволюция внешнеполитического ведомства Испании, дается подробное описание только что образованных структур, их функций и полномочий. Отдельное внимание заслуживает монография профессора Красикова А. А. «Испания и мировая политика: полвека дипломатической истории», которая послужила одной из основ данной научной работы. Его работа поэтапно описывает эволюцию внешнеполитического направления страны, а также показывает внешнеполитическую структуру изнутри, со всеми ее разделениями и учреждениями. Работа охватывает полувековые хронические рамки: с 1939 года по 1989. Наиболее полный анализ внешнеполитического опыта Испании представлен в исследованиях испанских специалистов Марта Телло, Мануэль Монтоббио, Селестино дель Ареналь, Пабло Барбера и Хавьера Арреги. В этом отношении большое значение для настоящего исследования имели две работы: исследование известного журналиста и директора Департамента связей с общественностью фонда «Граждане и ценности» Марты Тейо «Аналитические центры в Испании: испанская модель» и совместная работа Пабло Барбера и Хавьера Арреги «Природа и влияние аналитических центров на политический процесс в Испании». Известный российский дипломат, историк и политолог, академик Российской академии наук А.В. Торкунов пишет, что в условиях, когда существуют «группы интересов» с различными представлениями о характере внешнеполитической стратегии страны, эффективность механизма внешней политики государства, способность разрабатывать и осуществлять разумную и сбалансированную внешнюю политику значительно ослабляется. Поэтому различные общественные силы и институты играют разные роли на разных этапах формирования внешней политики [12]. В Испании исследованием дипломатической службы занимается группа авторов, многие из которых бывшие дипломаты. В первую очередь необходимо выделить Мигеля Очоа Бруна, в прошлом директора Дипломатической школы Испании, чрезвычайного и полномочного посла, который известен как автор большого количества работ по истории испанской дипломатии, современной дипломатии, подготовке кадров для дипломатического ведомства страны. Среди его работ выделяется еще незаконченное многотомное издание по истории испанской дипломатии, представляющее особый интерес для исследования становления дипломатических институтов страны. Также необходимо выделить Хесуса Нуньеса, чрезвычайного и полномочного посла, который имеет ряд работ по. современному состоянию дипломатической службы Испании.
Глава 2 Становление дипломатической службы Испании
2.1 В период правления Франко
Народы, населявшие Пиренейский полуостров, сравнительно давно, использовали дипломатические методы в решении международных проблем. Конечно, дипломатия того времени может лишь отдаленно напомнить нам о современной дипломатии, однако сам факт существования дипломатических отношений в глубокой древности, хотя и на примитивном уровне, указывает на то, что современная Испания является наследником и преемником богатых дипломатических традиций. Наличие такого рода дипломатических контактов подтверждается тем фактом, что в конце второго тысячелетия до нашей эры финикийцы прибыли на полуостров, а чуть позже древние греки. Именно в это время (X-VIII вв. До н.э.) состоялись первые контакты коренных жителей Пиренеев (иберийцев, кельтов и басков) с греками и финикийцами. Древние греки и финикийцы, которые вели активную морскую торговлю, понимали важность наличия городов на пересечении основных средиземноморских торговых путей и поэтому стремились основать свои поселения на территории современной Испании [41]. Следующий важный период в развитии дипломатии в Пиренеях начался после захвата полуострова карфагенянами в 237 году до нашей эры. После поражения Рима во время первой Пунической войны карфагеняне высадились с севера Африки, чтобы создать для себя плацдарм и продолжить борьбу с Римом. Через два года римляне появились в Пиренеях. С этого момента уже начинают появляться сравнительно надежные источники и факты о дипломатической деятельности на территории полуострова, оставленные римскими историками. Карфагеняне умело сочетали военные и дипломатические методы в захвате иберийских и кельтских земель. Дипломатические методы использовались карфагенянами и в отношениях с более серьезным и искушенным противником, например, Римом. В 231 г. до н.э. римляне отправили посольство в Пиренеи, захваченное карфагенянами. Во главе посольства был консул Папирио. Ему пришлось выяснить дальнейшие планы карфагенян и предупредить о возможности их нападения на греческие поселения в Испании, с которыми у римлян был союз [23]. В 226 г. до н.э. карфагеняне подписали договор с римлянами, который установил границу влияния на реке Эбро на полуострове [34]. Однако, несмотря на все дипломатические усилия, непримиримая вражда карфагенян и римлян привела к началу второй Пунической войны (218-2016 гг. До н.э.). Причиной войны стал захват карфагенянами греческого города Сагунто. Римляне, которые гарантировали безопасность греческих поселений, воспользовались этим предлогом для начала военных действий. После окончания войны, когда карфагеняне во главе с вождем Ганнибалом были окончательно побеждены римлянами, начинается римский период в истории Испании. За полвека режим Франко, установленный в стране в результате гражданской войны 1936-1939 годов, определил всю ее историю, внутреннее развитие и внешнюю политику. Его влияние несомненно повлияло на эволюцию и дипломатическую службу Испании. Во времена правления генерала Франко историю испанской дипломатии можно разделить на два этапа (1939-1959) (1959-1975), которые, в принципе, тесно связаны с внутренней эволюцией политической системы государства. На первом этапе, после прихода к власти Франко, чистка чиновников МИД, проводимая на идеологической основе, имела серьезные негативные последствия для дипломатической службы Испании. Для осуществления внешнеполитической линии франкизма новому режиму требовались надежные дипломатические кадры. Одним из первых законов, подписанных Франко еще в годы гражданской войны и открывших путь к беззаконию, стал закон от 21 января 1938 года. В соответствии с этим законом были введены правила проверки лояльности сотрудников Министерства Иностранные дела новому режиму. Для этой цели был создан Трибунал, подчиненный Секретариату международных отношений (внешней политики) Министерства иностранных дел и лично главе государства. В функции трибунала входила проверка и отбор сотрудников центрального аппарата Министерства иностранных дел Испании и его зарубежных агентств. По закону многие прогрессивные и талантливые испанские дипломаты были уволены со службы [41]. В первые годы франкизма, оставаясь главным органом внешней политики страны, МИД продолжал играть значительную роль во внешнеполитическом механизме Испании, хотя его влияние на формирование внешней политики страны было ограниченным. Эта тенденция уже отражена в законе от 30 января 1938 года. В нем основные задачи министерства сводились к осуществлению внешней политики, осуществлению протокола и поддержанию отношений со Святым Престолом.
Глава 3 Роль МИД во внешнеполитическом механизме Испании
3.1 Особенности функционирования МИД Испании на современном этапе
В настоящее время наблюдается тенденция к расширению дипломатических кадров и повышению степени участия отраслевых министерств во внешней политике государства. Согласно данным за 2005 год, около 8 200 сотрудников центрального государственного аппарата были вовлечены во внешнюю политику Испании, из которых 33,1% были заняты в Министерстве иностранных дел и сотрудничества, 33% в Министерстве промышленности и торговли и туризма составляли 17,3% и были сотрудниками министерства обороны. Около 9610 сотрудников работают в центральном аппарате Министерства иностранных дел и сотрудничества [31]. К началу 2000-х гг. Была сформирована следующая структура испанского Министерства иностранных дел: министр иностранных дел, в канцелярию которого входят Кабинет министров, Управление дипломатической информации, специальный кабинет по анализу и прогнозированию внешней политики, а также Верховный совет министерства. иностранных дел. Два государственных секретаря подчиняются непосредственно министру иностранных дел и Европейского союза (CIPES) и Секретариату по международному сотрудничеству и Иберо-Северной и Южной Америки (CICY). Специальная миссия по иностранным делам и общей безопасности, функциональные департаменты Министерства, европейский департамент, Генеральный департамент ООН по безопасности, разоружению и техническим вопросам, а также географические департаменты Европы и Северной Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ибероамерика. Информация подчиняется Главному управлению по экономическим связям и Главному управлению по науке и культуре. В структуру министерства также входят два автономных органа: 1) Испанское агентство по международному сотрудничеству, которое отвечает за два общих департамента: один за сотрудничество со странами Иберо-Америки, второй - с арабскими странами; 2) Институт Сервантеса, подотчетный министерству [29]. Однако трансформация международных отношений в 2000–2010 гг., Которая привела к изменению внешнеполитических стратегий большинства государств, появлению новых игроков на международной арене, интенсификации процессов глобализации, росту новых вызовов и угроз, и возможности научно-технического прогресса и информационных технологий, правовой реформы и институциональной структуры внешней политики и дипломатической службы Испании. К предпосылкам внешнеполитических реформ конца первого десятилетия XXI века. Можно объяснить последствия углубления европейской интеграции, что вызвало ряд изменений правового характера. Существенно обновленная правовая база ЕС потребовала переподготовки испанских дипломов, поскольку, работая в различных правовых аспектах, они, помимо своих базовых знаний, должны обладать специальными знаниями и навыками в области международного права, законодательства принимающей страны, общих Права ЕС и национальные (испанские) права. Однако серьезной проблемой было отсутствие надлежащего планирования внешней политики и межведомственная координация. В то время как ведущие страны мира уже имели нормативную базу и соответствующие основополагающие документы в области внешней политики, в Испании до 2014 года не было ни одного основного закона, регулирующего эту сферу государственной политики, а основные внешнеполитические документы , В связи с этим было решено провести масштабные реформы. Комиссия объявила о шести столпах реформы, включая координацию, модернизацию, профессионализм, специализацию, однородность и упрощение процедур. На основе этих основ Комиссия сформулировала 70 конкретных предложений для будущей институциональной реформы в таких областях, как планирование и координация, распределение людских и материальных ресурсов, в области информационных технологий и телекоммуникаций, а также в правовой сфере [ 12]. Чтобы решить проблему недостаточного внешнеполитического планирования, возникла необходимость изменить подходы в работе правительства и государственного аппарата. Было предложено разработать совместные внешнеполитические планы действий, которые будут гармонизировать деятельность различных министерств и ведомств. Разрабатывая эти планы, авторы видят необходимость выделить задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Документы должны быть сформированы с учетом имеющихся материальных и человеческих ресурсов. В целях повышения уровня межведомственной координации было предложено придать новый импульс деятельности Совета по внешней политике и уделить особое внимание проблеме с кадрами. Что касается бюджетного и финансового планирования, комиссия пришла к выводу, что у дипломатической службы достаточно финансовых ресурсов для реализации своих целей, но следует обратить внимание на проблему перераспределения средств на основе принципов ответственности и прозрачности.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Отношения между государственными органами в области внешней политики регулируются наряду с Конституцией Испании от 7 декабря 1978 года отдельными положениями ряда законов, королевских указов, ведомственных актов. По сути, эти документы обеспечивают их правовой статус, компетенцию и определенные функции. Принятие в 2014 году Закона о государственной внешней политике и внешней службе стало важным шагом в совершенствовании регулятивной составляющей внешней политики, позволившей дополнить нормативную базу и четко разграничить компетенции субъектов внешнеполитического процесса и упорядочить отношения в этой области. Закон о государственной внешней политике и внешней службе дополняет Конституцию Испании 1978 года и позволяет определить роль каждого субъекта в организации внешней политики.
2. Испанская дипломатическая служба по праву занимает одно из самых видных мест среди дипломатических служб государств мира. История ее становления насчитывает не одно столетие. Испания стала одним из первых европейских государств, перешедших на так называемую итальянскую дипломатическую модель, ставшую прообразом современной дипломатии. В дальнейшие годы испанская дипломатическая служба продолжала стремиться использовать те организационные формы и методы работы, которые соответствовали требованиям той или иной исторической эпохи. В последней четверти ХХ века, после ликвидации диктаторского режима в стране, Испания, в том числе и благодаря своей активной дипломатической деятельности, смогла в относительно короткие сроки вернуться в «большую» мировую и европейскую политику. Испанской дипломатической службе удалось довольно успешно адаптироваться, как к новым внутренним, так и внешним реалиям. МИД Испании стал одним из наиболее влиятельных внешнеполитических ведомств мира.
3. Испанская дипломатическая служба является одной из старейших и наиболее выдающихся в мире. Конституция 1978 года закрепляет исключительную компетенцию государства в области внешней политики и политики безопасности и устанавливает ведущую роль правительства в области внешней политики. На министерство иностранных дел Испании возложены функции, присущие министерству внешней политики в демократическом обществе. Внешняя политика стала предметом обсуждения во всем обществе, в результате чего возникла концепция внешнеполитического консенсуса, и значительные полномочия в сфере внешней политики были предоставлены представительным и судебным органам власти.
1. Бычкова, Л.В. Современные социально-демографические тенденции развития Мексики и Никарагуа/ Бычкова Л.В., Кузьмина В.М., Переверзев А.В.// Известия Юго-Западного государственного университета. – Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2016. – № 4 (21). – С. 218-233.
2. Исаева, Ю.В. Россия и Италия: история дипломатических отношений/ Ю.В. Исаева // В сборнике: Развитие молодежи в современных условиях: духовность, патриотизм. – 2014. – С. 4448.
3. Касьянов, М.Ю. Современная дипломатическая служба/ М.Ю. Касьянов // В книге: Сборник тезисов 3-й Всероссийской интернет-конференции «Грани науки 2014». – М., 2014. – С. 61-62.
4. Конституция Испании 1978г.: офиц. перевод Пере Романа / Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995. – 12 с.
5. Кузьмина, В.М. Анализ международных ситуаций/ Кузьмина В.М.// учебное пособие. – Курск, 2016. – 543 с.
6. Кузьмина, В.М. Блоковая дипломатия второй половины ХХ века/ Кузьмина В.М., Бесходарный В.Н.// В сборнике: Развитие молодежи в современных условиях: духовность, патриотизм, профессия, Сборник трудов научных статей и докладов Международной конференции студенческих научных обществ и молодых ученых светских и духовных учебных заведений. редакторы: А.А. Чертова, В.И. Тимошилов, А.В. Андросов. – 2014. – С. 3437.
7. Кузьмина, В.М. Культурно-дипломатические традиции при ведении переговоров в Германии/ Кузьмина В.М., Новикова А.В.// В сборнике: Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы, Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. – 2014. – С. 122-124.
8. Кузьмина, В.М. Особенности межкультурного взаимодействия при ведении деловых переговоров в Великобритании/ Кузьмина В.М., Поддубный А.В.// В сборнике: Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. – 2014. – С. 136-138.
9. Кузьмина, В.М. Региональные подсистемы международных отношений в XXI веке/ Кузьмина В.М. – Курск, 2016. – 654 с.
10. Кузьмина, В.М. Теория и история дипломатии/ В.М. Кузьмина // Юго-Западный государственный универистет. – Курск, 2015. – 515 с.
11. Томилин, С.А. Отражение в деловых переговорах национально-культурных особенностей Италии/ Томилин С.А.// В сборнике: Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы, Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. – 2014. – С. 190-191.
12. Конституция Испании 1978 г. ст. 97, 149.1.3, 149.1.18. [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM. –
13. Косяк, Е.В. Эволюция дипломатической службы Испании в конце XX в начале XXI века. [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwigsrf_xcvXAhXi PZoKHcoiAloQFggnMAA&url=http%3A%2F%2Fjournals.rudn.ru%2Finternationalrelations%2Farticle%2Fdownload%2F10741%2F10192&usg=AOvVaw1JvfjsYE33oLsF0ywUhW5h.
14. Протокол 721-го пленарного заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе от 12 июня 2013. Заявление делегации Испании о принятии Стратегии национальной безопасности 2013 [Электронный ресурс]. – 2019. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/fsc/102763?download=true.
15. Протокол 873-го пленарного заседания Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе от 7 июля 2011г. Заявление делегации Испании о принятии Стратегии национальной безопасности 2011 [Электронный ресурс]. – 2019. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/pc/81881?download=true.
16. Словарь академик [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа https://geoeconomy.academic.ru.
17. Plan África 2006-2008 / Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación., Dirección General de Comunicación Exterior. – junio de 2006. – 30 p.
18. Ley Orgánica 6/1980, de 1 de julio, por la que se regulan los criterios básicos de la Defensa Nacional y la organización militar (Vigente hasta el 08 de Diciembre de 2005).
19. Constitución Española de 1978: texto consolidado [Electronic Resource]. – 2019. – Mode of access: http://www.boe.es/buscar/pdf/1978/BOE-A-1978-31229-consolidado.pdf.
20. Conversaciones entre el Primer chino Zhu Rongji y el Presidente español Aznar [Electronic Resource]. – 2019. – Mode of access: http://spanish.china.org.cn/xi-sp/1.htm.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты