ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема оказания психологической помощи родителям, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, на современном этапе приобретает особое значение. Семья, которая столкнулась с болезнью ребенка, не позволяющей ему успешно функционировать в социуме, находится в состоянии стресса, игнорирование которого может иметь негативные последствия как для самих родители, так и для ребенка.
Особый научный интерес вызывает изучение личности родителей детей, имеющих отклонения в психическом развитии, главным проявлением которого являются нарушения процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми. Семьи, воспитывающие детей с аутизмом, часто оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают психологический стресс, становятся подверженными депрессии и раздражительности, появлению чувства беспомощности. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции.
Родители, который воспитывают детей с нарушениями общения, обладают рядом специфических личностных черт. Наличие затруднений в социальном взаимодействии, общении и поведении у детей с нарушениями общения вызывают специфические изменения как в поведении родителя с ребёнком, так и в его эмоциональном отношении. Ребенок с аутизмом требует повышенного внимания и заботы родителей, которые, в свою очередь, могут сильно переживать по поводу болезни, что негативно влияет на семейную атмосферу. В подобных ситуациях и взрослые, и дети и должна быть оказана всеми специалистами, которые так или иначе взаимодействуют с ребенком и его семьей нуждаются в поддержке и помощи.
Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкивается с многочисленными трудноразрешимыми жизненными проблемами. Их преодоление требует целенаправленной комплексной психологической помощи таким семьям. Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с нарушениями общения, необходимо учитывать и характерные для них личностные особенности, и специфику воспитательной позиции в отношении ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ
1.1 Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями общения
Семья традиционно рассматривается как фактор развития личностных качеств и адаптации ребенка в социум. Родители устанавливают взаимодействие с детьми, основанное на любви и направленное на удовлетворение их потребностей. Семьи, воспитывающие ребенка, имеющего нарушения в развитии, имеют свои особенности и проблемы. Особый интерес представляет изучение проблем семей, где растет ребенок с аутизмом. Эта категория детей характеризуются особенно выраженными нарушениями в общении, проблемами установления взаимоотношений с окружающими людьми (М.И. Буянов, О.В. Калинина, И.И. Мамайчук).
Рождение и воспитание ребенка, имеющего нарушения в общения, может быть деструктивным фактором, нарушающим функционирование семьи и приводящим к трансформациям этой семьи. В семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, доминирует: нарушений отношений, возникновение внутрисемейных проблем и распад супружеской системы. Семья с особым ребенком становится проблемной [28, с. 107].
Семьи, воспитывающие ребенка, имеющего нарушения в общения, имеют ряд проблем социально-психологического характера. Ряд ученых и исследователей называют следующие основные проблемы таких семей:
– проблему супружеских взаимоотношений;
– проблему слабой информированности о способах конструктивного взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения в общения, людьми из ближайшего окружения, связанную с деструктивным стилем воспитания;
– проблему социальной изоляции, связанную с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных межличностных контактов, общения с людьми, понимающих проблемы семьи, воспитывающих ребенка, имеющего нарушения в общения,
– проблему психологического стресса и неконструктивного совладающего поведения, отсутствия навыков нахождения ресурсов для преодоления нервно-психического напряжения и стресса, приводящих к психосоматическим заболеваниям [4; 28].
В работе А.М. Арутюнян рассматриваются изменения, происходящие в семьях данной категории, находят свое проявление на нескольких уровнях. Согласно автору, проблемы семей подразделяются на три категории:
– проблемы психологического уровня. Родители воспринимают рождение ребенка с нарушениями в развитии как трагедию. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», служит фактором сильнейшего стресса, которые переживают родители. Из-за длительного и постоянного стресса психика родителей оказывается под негативным воздействием, что становится детерминантной травмирующих изменений сложившихся в семье жизненных устоев и стереотипов. Надежды, которые родители возлагали ребенка, разрушаются в одно мгновение. По причине тяжелых эмоциональных состояний родители часто не могу заново обрести жененные ценности;
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Основными социально-психологическими проблемами семей, воспитывающих детей с нарушениями общения, являются: трансформация супружеских взаимоотношений; недостаточная информированность о способах конструктивного взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения в общения, связанную с деструктивным стилем воспитания; проблема социальной изоляции, связанная с отсутствием социальной поддержки и стигматизацией. Взаимодействие семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями общения, с ближайшим окружением и обществом в целом носит негативный характер, что связано со спецификой развития ребенка и переживаниями родителей сложившихся обстоятельств. На фоне отсутствия ресурсов для преодоления имеющихся проблем родители, имеющие детей с нарушениями в общении, нуждаются в психологической поддержке и психолого-педагогическом сопровождении.
2. У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, не имеет потребности в общении, избегает контактов с людьми. Нарушения в социальном взаимодействии проявляются в неспособность адекватно устанавливать взгляд, выражать свои эмоции на лиц, с помощью поз и жестов в целях регулирования социального взаимодействия, неумении поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством взаимного обмена эмоциями или общей деятельности. Недостатки развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом свидетельствуют о неспособности понимать мысли, чувства и намерения окружающих.
3. Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями в развитии, находятся в стрессовом состоянии, которое обусловлено их личностными качествами и тяжестью нарушений у ребенка. Они часто выбирают деструктивные и слабоадативные способы совладания со стрессом, что приводит к эмоциональной дезорганизации, депрессии, невротическим состояниям. У родителей детей с нарушениями в общении отмечается низкая самооценка и повышенная тревожность, ощущение беспомощности и безысходности, чувство вины и стыда, психическая напряженность.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Кличевский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Всего в исследовании приняли участие 40 родителей (матерей), воспитывающих детей с нарушениями общения, в частности, с ранним детским аутизмом.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка исследования, проводилась диагностика личностных особенностей родителей воспитывающих детей с нарушениями общения (констатирующий этап эксперимента);
2) на втором этапе проводилась разработка и апробация коррекционной программы для родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения (формирующий этап эксперимента);
3) на третьем было проводилась личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения, после участия в коррекционной программе (контрольный этап эксперимента).
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1) выявить психологический тип родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения;
2) определить индивидуально-личностные особенности родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения;
3) выявить индивидуально-личностные особенности во взаимосвязи с психологическим типом родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения.
Гипотеза исследования: коррекция негативных личностных качеств у родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения, возможно в результате реализации коррекционной программы при соблюдении ряда условий: 1) осуществление целенаправленной групповой работы по развитию положительных личностных качеств у родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения; 2) учет личностных особенностей родителей; 3) использование метода арт-терапии в совместной деятельности родителей и детей.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева) [35].
Цель: изучение личностных особенностей родителей, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.
Анкеты включает 21 утверждение, которые позволяют дифференцировать свойства личности родителей. С помощью анкеты можно выявить 3 типа родителей: 1) психосоматический тип; 2) невротичный тип; 3) авторитарный тип родителя.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большая часть родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения, имеет невротический тип. Родители, воспитывающие детей с нарушениями общения, характеризуются следующими коммуникативными свойствами личности: замкнутостью, холодностью в общении, высокой чувствительностью к любой угрозе, склонность к эмоциональной вовлеченности в происходящие события, неуверенностью в своих силах и возможностях. Они склонны занимать зависимую позицию, обладают напряженным внутренним миром, погруженностью в себя, чувством усталости и беспомощности, неспособностью справиться с жизненными трудностями. Эти родители отличаются склонностью все усложнять, заботиться о будущем, переживая по поводу возможных неудач, склонностью к тревожному, подавленному настроению, печальным размышлениям в одиночестве; отсутствием веры в себя, склонностью к самоупрекам и недооценке своих возможностей, сильному чувству долга.
2. В результате корреляционного анализа установлено, что существует взаимосвязь личностных особенностей родителей и отношения к ребенку, имеющего нарушения в общении. Родители, обладающие повышенной тревожностью, проявляют излишнюю концентрацию на ребенке. Родители, характеризующиеся замкнутостью, являются зависимыми и несамостоятельными. Родители, обладающие недостаточным самоконтролем, склонны к вступлению в семейные конфликты. Родители, обладающие авторитарным психологическим типом, устанавливают излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком. Родители, обладающие невротическим психологическим типом, проявляют чрезмерную заботу по отношению к ребенку. Родители, обладающие невротическим психологическим типом, испытывают ярко выраженное ощущение самопожертвования в роли матери. Родители, обладающие невротическим психологическим типом, переживают ограниченность интересов рамками семьи, отдавая все свое свободное время ребенку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализ литературы по теме исследования установлено, что основными социально-психологическими проблемами семей, воспитывающих детей с нарушениями общения, являются: трансформация супружеских взаимоотношений; недостаточная информированность о способах конструктивного взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения в общения, связанную с деструктивным стилем воспитания; проблема социальной изоляции, связанная с отсутствием социальной поддержки и стигматизацией.
У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, не имеет потребности в общении, избегает контактов с людьми. Нарушения в социальном взаимодействии проявляются в неспособность адекватно устанавливать взгляд, выражать свои эмоции на лиц, с помощью поз и жестов в целях регулирования социального взаимодействия, неумении поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством взаимного обмена эмоциями или общей деятельности. Недостатки развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом свидетельствуют о неспособности понимать мысли, чувства и намерения окружающих.
Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями в развитии, находятся в стрессовом состоянии, которое обусловлено их личностными качествами и тяжестью нарушений у ребенка. Они часто выбирают деструктивные и слабоадативные способы совладания со стрессом, что приводит к эмоциональной дезорганизации, депрессии, невротическим состояниям. У родителей детей с нарушениями в общении отмечается низкая самооценка и повышенная тревожность, ощущение беспомощности и безысходности, чувство вины и стыда, психическая напряженность. Личностные особенности родителей отражаются на характере их отношения к ребенку с нарушениями в общении. В зависимости от психологических особенностей и воспитательной позиции родители могут обладать психосоматичными, невротичными и авторитарными чертами.
В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большая часть родителей, воспитывающих детей с нарушениями общения, имеет невротический тип. Родители, воспитывающие детей с нарушениями общения, характеризуются следующими коммуникативными свойствами личности: замкнутостью, холодностью в общении, высокой чувствительностью к любой угрозе, склонность к эмоциональной вовлеченности в происходящие события, неуверенностью в своих силах и возможностях. Они склонны занимать зависимую позицию, обладают напряженным внутренним миром, погруженностью в себя, чувством усталости и беспомощности, неспособностью справиться с жизненными трудностями. Эти родители отличаются склонностью все усложнять, заботиться о будущем, переживая по поводу возможных неудач, склонностью к тревожному, подавленному настроению, печальным размышлениям в одиночестве; отсутствием веры в себя, склонностью к самоупрекам и недооценке своих возможностей, сильному чувству долга.
1. Александрова, Л. Ю. Комплексное сопровождение семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторопина // Вестник Новгородского гос. унверситета им. Ярослава Мудрого. – 2017. – № 2. – С. 11-15.
2. Анохина, С. А. Социальная поддержка и уровень психоэмоционального напряжения у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Анохина // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. – № 2. – С. 37-45.
3. Арутюнян, А. М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Арутюнян // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2016. – № 2. – С. 41-43.
4. Бабич, Е. Г. Социально-психологические особенности совладающего поведения родителей формирующейся личности с ограниченным состоянием здоровья : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Бабич. – М., 2011. – 18 с.
5. Басилова, Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или множественным нарушением / Т. А. Басилова // Дефектология. − 1996. − № 3. − С. 47-55.
6. Башина, В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. – М. : Просвещение, 2005. – 469 с.
7. Бурмистрова, Е. В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Е. В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образования. – 2008. – № 4. – С. 81–86.
8. Буянов, М. И. Аутизм / М. И. Буянов. – М.: Российское общество медиков-литераторов, 2001. – 88 с.
9. Высотина, Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Высотина. – СПб., 2013. – 22 с.
10. Гуслова, М. И. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов / М. И. Гуслова, Т. К. Стуре // Дефектология. − 2003. − № 3. − С. 28−31.
11. Калинина, О. В. Особенности коммуникации у детей с аутизмом / О. В. Калинина // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 6. – С. 72-75.
12. Керре, Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом / Н. О. Керре // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – № 2 (33). – С. 18-21.
13. Кондратьева, Т. В. Особенности функциональности семейных систем, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра: Эмпирическое исследование / Т. В. Кондратьева. – Самара, 2012. – 29 с.
14. Куташов, В. А. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра / В. А. Куташов, В. В. Квасова // Молодой ученый. — 2016. – № 3. – С. 279-283
15. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – 2006. – С. 93-118.
16. Маллаев, Д. М. Синдром раннего детского аутизма: медико-психологические и социально-педагогические аспекты / Д. М. Маллаев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2007. – № 2. – С. 7-28.
17. Мамайчук, И. И. Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи / И. И. Мамайчук, Е. В. Шабанова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2014. – № 2. – С. 14-19.
18. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 408 с.
19. Методика PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптация Т. В. Нещерет) // Психологические тесты / Ред. А. А. Карелин. – М., 2001. – С.130-143.
20. Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла 14PF (HSPQ) // Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла : руководство / А. Н. Капустина. – СПб., 2001. – С. 96-97.
21. Морозова, В. И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра / В. И. Морозова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3. – С. 38-46.
22. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – М. : ACT, 2007. – 511 с.
23. Нестерова, А. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, Н. А. Ковалевская // Вестник МГОУ. – 2015. – № 3. – С. 38-46.
24. Нестерова, А. А. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, В. В. Хитрюк // Вестник МГОУ. – 2018. – № 4. – С. 50-61.
25. Никольская, О. С. Аутичный ребёнок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг ; под ред. А.Г. Яковлева. – М. : Теревинф, 2016. – 288 с.
26. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен / Р. В. Овчарова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
27. Питерс, Т. Аутизм : от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. – СПб. : Питер, 2005. – 195 с.
28. Платонова, А. В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Платонова // Новая наука : От идеи к результату. − 2016. − № 12-4. − С. 107-110.
29. Рычкова, Л. С. Социально-психологические аспект реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра / Л. С. Рычкова, И. А. Нагаева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – № 2. – С. 11-15.
30. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селингман, Р. Дарлинг. / пер. с англ. – М .: Теревинф, 2009. – 368 с.
31. Семенова, Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра / Л. М. Семенова // Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – Т. 17. – С. 9-13.
32. Спок, Б. Книга для родителей от доктора Спока / Б. Спок. − М. : Попурри, 2008. – 416 с.
33. Сырова, Н. В. Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма / Н. В. Сырова, Н. С. Бережанская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. – Уфа : Лето, 2014. – С. 71-73.
34. Тиганов, А. С. Синдром раннего детского аутизма Каннера [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/36/chapter/22
35. Ткачева, В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева, И. Ю. Левченко. – М. : Просвещение. 2008. – 305 с.
36. Филиппова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
37. Шабанова, Е. В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра / Е. В. Шабанова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2013. – Вып. 3. – С. 80-86.
38. Шац, И. К. Социально-психологические проблемы семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / И. К. Шац // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 71-75.
39. Шульга, Т. И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Шульга // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 4 (45). – С.45-53.
40. Briesmeister, J. M. Handbook of parent training: helping parents prevent and solve problem behaviors / J. M. Briesmeister, С. Е. Schaefer. – USA: Wiley, 2007. – P. 63-106.
41. Donelly, L. J. Parent-child Interaction in Children with Autism Spectrum Disorder Who Vary in Symptom Severity and Level of Functioning / L. J. Donelly. – Columbia university, 2015. – 246 p.
42. Dunst, C. J. Mediating influences of social support: Personal, family, & child outcomes / C. J. Dunst, C. M. Trivette // American Journal of Mental Deficiency. –1986. – Vol. 90. – P 403-417.
43. Gill, J. Being the mother of a child with asperger's syndrome : Women's experiences of stigma / J. Gill, Р. Liamputtong // Health Care for Women International. – 2011. –Vol. 32 (8). – P. 708-722.
44. Golden, T. X. Parents in relationships with their children with autism: a qualitative study / T. X. Golden. – College of Social Work : The University of Utah, 2012. – 192 p.
45. Gray, D. E. Everybody just freezes . Everybody is just embarrassed: Felt and enacted stigma among parents of children with high functioning autism / D. E. Gray // Sociology of Health & Illness. – 2002. – Vol 24 (6). – P 734-749.
46. Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact / L. Kanner. – Nervous Child. – 1943. – V. 2. – P. 217–250.
47. Lundahl, B. W. A meta-analysis of father involvement in parent training / B. W. Lundahl, D. Tollefson // Research on Social Work Practice. – 2008. – V. 18. – P. 97-106.
48. Marsh, D. T. Families and mental retardation / D. T. Marsh. –New York: Praeger, 1992. – 452 р.
49. Sigman, M. The behaviors of parents of children with autism predict the subsequent development of their children's communication / М. Sigman, М. Siller // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2002. – Vol. 32, № 2. – Р. 77-89.
50. Sivberg, B. Coping strategies and parental attitudes. A comparison of Parents with Children with Autistic Spectrum Disorders and Parents with non-autistic Children / B. Sivberg // International Journal of Circumpolar Health. – 2002. – Vol. 61. – P. 36-50.
51. Tehee, E. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders / E. Tehee, R. Honan, D. Hevey // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2009. – № 22. – P. 34-42.
52. Wing, L. Manifestations of Social Problems in High Functioning Autistic People // High Functioning Individuals with Autism / Е. Schopler, G. Mesibov. – New York, Plenum Press, 1992. – 512 р.