ВВЕДЕНИЕ
Ни одно современное предприятие не может обойтись без различных типов запасов, которые представляют собой совокупность средств производства, хранящихся в соответствующих экономических структурах, как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Наличие на складе является одним из основных условий непрерывности процесса воспроизводства, поскольку они служат этому процессу.
Запасы также составляют значительную долю оборотных средств любого предприятия и, соответственно, составляют значительную долю капитальных вложений, поэтому важно, чтобы управление запасами осуществлялось эффективно, и чтобы инвестиции в них не были неоправданно большими.
Организация может сократить расходы на хранение, установив очень низкий уровень запасов. Тем не менее, низкий уровень запасов и их частая нехватка также могут быть дорогими для организации. В ситуации, когда появляется покупатель товара, а товара нет на складе, они говорят о нехватке товара, что часто приводит к потере покупателей. Дефицит возникает как из-за недостаточного снабжения, так и из-за ненадежного источника снабжения. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы найти компромисс между стоимостью создания инвентаря и стоимостью его хранения.
Поэтому особенно важно определить оптимальную стоимость запаса и оптимальный размер заказа на сырье, чтобы компенсировать уровень его запаса при хранении.
Нынешнее использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается как один из резервов конкурентного преимущества. Это связано с усилением конкуренции как между производителями, так и посредниками. Соответственно, увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, необходимых для их производства.
Основной проблемой, которая возникает в любой логистической системе относительно запасов, является их оптимизация, т.е. поддержание оптимального уровня запасов для каждого запаса. Основываясь на принципах и подходе логистики, это означает поддержание самого низкого уровня, который отвечает требованиям логистической системы.
Основной задачей логистики в области управления запасами является мобилизация всех потенциальных материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производства и / или клиентов (получателей) при минимальных затратах, а также для оценки и оптимизации скорости оборачиваемости запасов в существующей системе хранения и обработки продукции. Основными задачами логистики управления запасами являются определение их структуры, размеров и динамики, а также степени, в которой они обеспечивают заранее определенные потребности.
1 Управление запасами на предприятии: сущность, функции и назначение
1.1 Понятие и функции запасов на предприятии
Каждая хозяйственная деятельность компании основана и организована с целью получения прибыли, максимизации и удовлетворения потребностей населения.
В наше время успех любого предприятия во многом зависит от эффективности и темпов материально-технического снабжения. Правда, при условии, что материальный запас вовремя и полностью удовлетворяет производственные потребности необходимых ресурсов. Этот процесс должен сопровождаться постоянным мониторингом доставки материалов, их хранения и распределения на складах с целью минимизации затрат [14, с. 145].
Процесс производства материальных благ является необходимым условием формирования потребностей и желаний общества [20, с. 64]. Оптимальность их потребления и использования зависит от обилия и количества различных ресурсов на рынке, а значит, от этого зависит производительность компании.
Для непрерывной производственной деятельности предприятие должно иметь резерв материальных ресурсов для своего экономического страхования. Отдел закупок поддерживает уровень запасов компании. Основной задачей отдела закупок на предприятии является своевременное и постоянное обеспечение производства необходимыми материальными запасами адекватной комплектности и качества.
В своей книге «Логистика» А.М. Гадзинский дает следующее определение запасов: «Запасы – это промышленные и технические товары, товары народного потребления и другие товары, ожидающие входа в процесс производства или личного потребления» [14, с. 249]. Такое же определение дано в серии монографий и учебных пособий в области логистики (например, в книге П. А. Дроздова, белорусского специалиста по логистике «Основы логистики») [23, с. 78]. Другими словами, запасы являются формой материального потока, который лишен подвижности.
Т.Б Кувалдина устанавливает, что товарно-материальные запасы – это товары, которые пользуются спросом у населения и потребительских товаров, ожидающих вступления в процесс производства или личного потребления, а также находятся на разных стадиях производства и сбыта промышленной продукции [30].
По словам Т. Воронченко, товарно-материальные запасы – это продукты, которые в настоящее время находятся на разных стадиях процесса производства и сбыта, ожидая входа в производство или личного потребления [13].
В.А. Авдеев определяет запасы как запасы любого продукта или изделия, которые активно используют промышленные предприятия. Управление запасами – это комбинация правил и методов, которые позволяют регулировать и улучшать уровень запасов на предприятии и определять, какие запасы материала должны поддерживаться, периодически дополняться и насколько большим должен быть объем заказа [1].
2 Анализ системы управления запасами на предприятии
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
Охарактеризуем кратко деятельность организации, структура организации представлена в приложении Е. Согласно данным организации, на 01.01.2019 г. штатная численность работников Столбцовского райпо составляет 427 человек.
Организационная структура организации достаточно разветвленная, так в состав организации входят:
- председатель правления;
- и. о. первого заместителя председателя правления;
- председатель ревкомиссии;
- главный юристконсульт;
- секретарь;
- торгово-экономический отдел;
- бухгалтерия;
- планово-экономический отдел;
- отдел кадров;
- отдел цен;
- строительный отдел;
- отдел заготовок;
- сектор организации работы рынков;
- отдел транспорта;
- отдел организации торговли непродовольственными товарами;
- участок город Столбцы;
- участок Налибоки;
- участок Засулье;
- отдел организации оптовой торговли;
- отдел общественного питания;
- цех хлебопечения.
Каждый из участков имеет собственную структуру работников, которые представлены рабочими (продавцы, грузчики и остальной обслуживающий персонал).
Столбцовский филиал Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда является многоотраслевой организацией, которое осуществляет торговую деятельность, деятельность в сфере общественного питания, деятельность по посадке дикорастущих растений и переработке вторичного сырья, производство товаров потребительского назначения, оказание услуг, перевозку товаров и другие виды деятельности.
Столбцовский филиал Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда создан 15 июля 1924 года в соответствии с решением общего Собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей его членов. На английском языке
Общество реорганизовано путем присоединения к нему Столбцовского районного потребительского общества, Частного торгового унитарного предприятия «Заславльторг», Частного транспортного унитарного предприятия «Автобаза Минского райпо», Частного торгового унитарного предприятия «Престижное» и является их правопреемником.
Столбцовский филиал Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда является юридическим лицом, некоммерческой организацией, функционирующей в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчётные счета в банках и небанковских кредитно-финансовых учреждениях, а также печать с наименованием и штамп.
3 Разработка предложений по повышению эффективности управления запасами на предприятии
3.1 Внедрение системы планирования, учета и контроля за состоянием запасов
Как показал проведенный анализ, для Столбцовского филиала Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда имеется необходимость совершенствования сложившейся системы управления запасами и прогнозирования спроса. Современный логистический подход к организации цепи поставок и управлении ими предполагает внедрение уникальных, разрабатываемых для конкретной организации и сферы деятельности, программных продуктов на базе различных ERP, CRM и иных систем.
Возможность совместной работы с информацией о спросе – это ключ к получению наиболее точных прогнозов. Так как в процессе прогнозирования участвует несколько сторон (сотрудников, подразделений), каждая из которых работает со своим срезом информации и имеет свои полномочия, то для получения качественного результата необходимы гибкие средства моделирования, а также возможности простого обмена информацией, как в рамках самой организации, так и за ее пределами.
Задача прогнозирования – это больше, чем просто создание прогнозов для обычного спроса. При прогнозировании нужно учитывать и моделировать огромное количество факторов, влияющих на рыночную конъюнктуру (изменение спроса, цены, объемов производства, воздействие специальных акций и многое другое). Кроме того, вам необходимо управлять сокращающимся жизненным циклом продуктов и актуализировать уровни страхового запаса, учитывая реалистичность прогнозов. Также следует учитывать последние тенденции рыночного спроса.
Оперативное отслеживание нехарактерных объемов продаж (исключений), выбор наиболее подходящей стратегии прогнозирования, агрегирование и детализация прогнозов оптимальным способом и т.д. – все это требует интеллектуального подхода. Интеллектуальный подход необходим и при определении эффекта от специальных предложений, и когда прогнозирование осуществляется для небольших объемов и для продуктов с непостоянным спросом.
При составлении прогнозов необходимо рассматривать не только обобщенные данные, но и отдельные детали, исключения. Кроме того, для создания надежных прогнозов для большого количества объектов прогнозирования необходимы мощные механизмы калькуляции.
Так, для Столбцовский филиал Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда предлагается внедрить CRM-систему для обработки данных о продажах, организации взаимодействия с клиентами и прогнозирования спроса, которая позволила бы в конечном счете формировать статистически и экономически обоснованную потребность в запасах сырья, материалов и товаров в онлайн режиме.
Рассмотрим CRM-систему OMP Plus компании «OM Partners», располагающей офисом в том числе в г. Минске и работающей с внедрением современных систем управления цепями поставок по всему миру. OMP Plus действует как единая система учёта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сегодняшней трактовке запасом считаются товарно-материальные ценности, находящиеся в состоянии покоя. В свою очередь, материальный запас – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Запасы к бухгалтерскому учету принимаются как активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.
Также запасы на предприятии обеспечивают независимость производственной деятельности, ее гибкость и контроль за колебанием спроса на материалы. Также предприятие при помощи запасов формирует запас прочности для бесперебойного производства и обслуживания покупателей, даже при возникновении спорных ситуаций, связанных с экономическими процессами на рынке.
Анализ видов систем управления запасов на предприятии показал, что управление запасами предприятия объединяет стадии закупочной логистики и производственной логистики. Однако хронологически первой стадией управления запасами является управление ими в составе закупочной логистики.
Существуют две основные модели управления запасами: система с фиксированным объемом или размером заказа, называемая также моделью экономического размера заказа, или Q-моделью, и система с фиксированной периодичностью заказа, называемая периодической моделью, или Р-моделью. При этом каждое предприятие вправе самостоятельно определять модель управления запасами в соответствии со своим направлением деятельности.
Целью управления материальными запасами является достижение оптимальных вложений капитала в материалы, исключение «замораживания» денежных средств в запасах, что негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий.
В отличие от традиционной системы управления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака.
Принятие оптимального решения по управлению запасами требует учета многих факторов и всегда должно опираться на поиск логистического компромисса, обеспечивающего наряду с сокращением затрат полное удовлетворение спроса на требуемую продукцию.
Столбцовский филиал Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда является многоотраслевой организацией, которое осуществляет торговую деятельность, деятельность в сфере общественного питания, деятельность по посадке дикорастущих растений и переработке вторичного сырья, производство товаров потребительского назначения, оказание услуг, перевозку товаров и другие виды деятельности.
В хозяйственном ведении Столбцовский филиал Минского областного потребительского общества отдела промышленности г. Узда располагается: 2 крупных торговых объекта, 40 магазинов, включая автомагазины точки и павильоны, 2 магазина на рынках и 11 объектов общественного питания.
1 Авдеев, В. Планирование и управление товарными запасами в организации торговли / В. Авдеев // Товароведение продовольственных товаров. – 2008. – № 12. – С. 57-60.
2 Адаменкова, С.И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб.-метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2013. – 352 с
3 Алексеева, М.М. Логистическая деятельности фирмы: учеб. / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 394 с.
4 Альбеков, А.У. Коммерческая логистика: учеб. пособие / А.У. Альбеков, О.А. Митько. − Ростов н/Д: Феникс, 2004 − 416 с.
5 Аникин, Б.Л. Логистика: учебное пособие / Б.Л. Аникин. – Москва: ИНФРА− М., 2011 − 352 с.
6 Байбардина, Т.Н. Снабженческо-сбытовая деятельность: учеб. пособие / Т.Н. Байбардина [и др.]. – Минск: ЗАО «Техноперспектива», 2004. – 319 с.
7 Батурина, Н.А. Инвестиционная привлекательность вложений в запасы сырья и материалов хозяйствующего субъекта / Н.А. Батурина // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 11. – С. 20-22.
8 Бауэрсокс, Доналд Дж., Клосс, Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Доналд Дж Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. – Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 640 с.
9 Березенков, В.В. Коммерческая деятельность: учебник / В.В. Березенков. – Москва: Атри, 2011. – 405 с.
10 Богдановская, Л.А. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун. – Минск: Выш. шк., 2011. – 363 с.
11 Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 280 с.
12 Волнин, В.А. Модели определения оптимального размера партии запасов: вариации модели EOQ и модель EPR / В.А. Волнин, А.А. Королева // Финансовый менеджмент. – 2012. – № 1. – С. 26-36.
13 Воронченко, Т.В. Современные методы анализа и управления запасами предприятия / Т.В. Воронченко // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 6. – С. 33-39.
14 Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А.М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
15 Гедро, Г.К. Разработка методики и моделей управления изменениями бизнес-процессов / Г.К. Гедро. Автореф. дисс. канд. тех. наук. – М.: Омега, 2008. – 487 с.
16 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
17 Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити–Дана, 2014. – 616 с.
18 Горелик, О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие / О.М. Горелик. – М.: КНОРУС, 2007. – 272 с.
19 Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник / В.Я. Горфинкель – 6–е изд., перераб. и доп. – М.: Золотой фонд российских учебников, 2013. – 536 с.
20 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – С. 178.
21 Демидова Е.Р. KPI в управлении запасами предприятия // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 373-378.
22 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
23 Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Минск, 2008. – 211 с.
24 Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие / П.А. Дроздов. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – С. 103.
25 Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В Дыбская. – М.: Инфра-М, 2014. – 559 с.
26 Еловой, И.А. Логистика: учеб.-метод. пособие / И.А. Еловой. – 2-е изд., перераб. И доп. – Гомель: БелГУТ,2011. – 165 с.
27 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность: Даниил Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
28 Кириченко, Т.В. Финансовый менеджмент; Учебник / Т.В. Кириченко. – М.: Издательеко-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 484с.
29 Корсаков, А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ /А.А Корсаков. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 69 с.
30 Кувалдина, Т.Б. Учет товарных запасов в организациях торговли / Т.Б. Кувалдина// Аудиторские ведомости. – 2007. – №1. – С. 47–53.
31 Курганов, В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. – Москва: Книжный мир, 2009. – 512 с.
32 Лайсонс, К. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок / К. Лайсонс, М.Джиллингем. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 282 с.
33 Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика/ Г.Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 221 с.
34 Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. И. Маргунова и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 507 с.
35 Мельник, М.В. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. – М.: Форум, 2009. – 192 с.
36 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
37 Миротин, Л.Б., Сергеев, В.И. Основы логистики: учеб. пособие / Л.Б. Миротин, В.И. Сергеев. – М.:ИНФРА, 2009. – 198 с.
38 Модель оптимального размера заказа // Интернет портал «Logistic–forum.lv» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logistic–forum.lv/ menegment/optimalnij–razmer–zakaza–uilson
39 Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / Н.К. Моисеева. – Москва: Инфра-М, 2010. – 527 с.
40 Неруш, Ю.М. Логистика. Учебник / Ю.М. Неруш. – М.: ЮНИТИ. 2000 – 250 с.
41 Николайчук, В.Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
42 Новиков, О.А. Логистика: учеб. пособие / О.А. Новиков, С.А. Уваров. А.Е. Сергеев − СПб.: Бизнес-пресса, 2004 − 208 с.
43 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 с изм. и доп. от 01.01.2013 г.// Консультант Плюс: Беларусь.Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
44 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь № 133 от 12.11.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
45 Организация и управление закупочной логистикой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-car.ru/page_3.php
46 Пигунова, О.В. Коммерческая деятельность предприятия: учеб. пособие / О.В. Пигунова, Е.П. Науменко. – Мн.: Вышэйш. шк., 2014. – 255с.
47 Рогова, Е.М., Финансовый менеджмент: учебник / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 540 с.
48 Романовский, А.И. Корпоративные финансы: учебник для вузов / М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
49 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – Минск: ИНФРА-М, 2015. – 378 с.
50 Семенов, В.М. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.М. Семенов. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
51 Сербул, И.Т. Логистика складирования: Учебно-методическое пособие. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 169 с.
52 Склад и логистика / А.В. Черновалов; под ред. А.В. Черновалова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 360 с.
53 Сковронек, Ч. Логистика на предприятии: учеб.-метод. пособие / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский; пер. с польск. И.Д. Рудинского − Москва: Финансы и статистика, 2008 − 400 с.
54 Статистические годовые данные по ценам // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/otrasli–statistiki/tseny/ godovye–dannye_3/indeksy–tsen–proizvoditelei–promyshlennoi–produktsii
55 Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник / А.Н. Стерлигова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 430 с.
56 Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
57 OMP [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://omp.com/ solution