ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений коммерческий успех предприятия зависит не только от производственных мощностей, но в большей степени от успешного управления сбытом продукции, что обеспечивает эффективное управление продажами с использованием современных маркетинговых инструментов для продажи продукции, продвижения продаж.
Особую актуальность в условиях рыночной экономики приобретают вопросы повышения эффективности управления сбытовой деятельностью перерабатывающих предприятий. От успеха реализации сбытовой политики зависят экономические результаты хозяйственной деятельности и выживание предприятия в конкурентной борьбе.
Проблема управления сбытовой деятельностью в настоящее время является особо актуальной, так как в условиях рыночных отношений, когда отмечается усиление конкурентной борьбы в различных областях производства и реализации продукции, важно не только произвести товар высокого качества в определенном количестве, но и организовать эффективные каналы сбыта произведенной продукции. В противном случае даже качественная продукция может оказаться нереализованной, что принесет убытки из-за их долгого хранения, потери потребительских качеств и прочих причин.
Эффективная сбытовая деятельность не только влияет на объем получаемой предприятием прибыли, но и формирует положительный образ предприятия в глазах общественности, имидж предприятия, что опять же положительно сказывается на его деятельности. В настоящее время в условиях замедления роста внутреннего рынка и нарастания проблем на ключевом экспортном рынке России роль сбытовой деятельности возросла еще больше, поэтому необходимо уметь экономически грамотно ее осуществлять.
Эффективная сбытовая деятельность не будет существовать, если предприятие ограничивается отдельными, не связанными между собой мероприятиями в области продвижения продукции. Это приведет только к бессмысленным затратам ресурсов, что только повысит себестоимость продукции и снизит возможную прибыль. В настоящее время, в условиях высокой конкуренции, предприятию необходим комплекс мероприятий в области сбыта. А это возможно только в том случае, если осуществляется целенаправленное управление сбытом.
Таким образом, необходимость изучения процессов управления сбытовой деятельностью в современных условиях и недостаточная изученность проблем организации сбыта предприятиями обусловили актуальность и целесообразность выбора данной темы как предмета исследования.
Цель представленной дипломной работы – разработать направления совершенствования организации сбыта продукции ОАО «Стародорожский механический завод».
1 Теоретические основы сбыта продукции
1.1 Сущность, роль и функции сбытовой деятельности
Работа предприятий в современных рыночных условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции.
Сбыт – это комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию) [11, c. 113].
Проведя анализ литературы, можно сделать вывод, что понятие «сбыт продукции» у разных ученых описывается по-разному. Сбыт понимается как в широком, так и узком смысле слова.
М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров трактуют сбыт в широком смысле, с позиций комплексного и системного подходов. Они отмечают, что сбыт, представлен всей совокупностью функциональной деятельности, осуществляемой после завершения производственной стадии по окончании изготовления продукции вплоть до непосредственно продажи товара покупателю, доставки его потребителю и послепродажного обслуживания [3, с. 203].
Завьялов П.С. пишет, что сбыт в широком смысле слова – это все операции с момента выхода товара за ворота предприятия до момента передачи купленного товара покупателю.
В узком понимании сбыт – это только конечная операция, т.е. общение (деловые контакты) продавца с покупателями, все же операции относятся к товародвижению [25, c. 96].
Д.И. Баркан в своей работе определяет сбыт как сферу деятельности предприятия-производителя, имеющей своей целью реализацию продукции на соответствующих рынках» [1, с.25].
Гранкина Н.А. утверждает, что выбор канала сбыта – это одно из важнейших решений предприятия. Выбранный канал сбыта влияет на все остальные решения в области маркетинга [46, c. 23].
В XIX веке - первой трети ХХ века сбыт рас¬сматривался как важная функция производства и потребления и представлял собой доставку про-дукта из мест производства в места потребления. Во второй трети и особенно во второй половине ХХ века активно начинает развиваться маркетинг, и сбыт становится одной из функций маркетинга. Сбыт начинает как бы навязывать производству свою функцию: производить лишь то, что может быть сбыто.
Среди авторов, исследующих понятие сбыта в маркетинговом аспекте, сложились следующие подходы к его определению (таблица 1.1).
2 Организация и оценка эффективности сбытовой деятельности ОАО «Стародорожский механический завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Стародорожский механический завод» создано на основании приказа Минского областного территориального фонда государственного имущества от 20 ноября 2009 г. № 14 путем преобразования республиканского унитарного предприятия «Стародорожский механический завод» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Юридический адрес организации: Республика Беларусь, Минская обл., г. Старые Дороги, ул. Кривошеина, 1.
Общая площадь территории 2,6 Га, производственная 4000 м2.
Предметом деятельности является производство и реализация продукции производственно-технического и социального назначения, товаров народного потребления, комплектующих изделий и полуфабрикатов, другой продукции, предусмотренной планами предприятия, направленной на получение прибыли.
В соответствии с целями Общество осуществляет следующие виды деятельности:
-производство прочих пластмассовых изделий;
-ковка, прессование, штамповка, профилирование, порошковая металлургия;
-обработка металлов и нанесение покрытий на металл;
-обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
-производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и разработки карьеров;
-производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей.
Основным видом деятельности ОАО «Стародорожский механический завод» является производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и разработки карьеров.
Организационная структура ОАО «Стародорожский механический завод» представлена в приложении А.
Общество в своей структуре имеет цех механической обработки и сборки потребительских товаров, а также участки по ремонту оснастки и оборудования завода, гальванического покрытия.
Производство основной продукции и вспомогательного производства находятся в одном производственном корпусе - это участок механической обработки, участок сборки потребительских товаров, участок литья изделий из пластмассы, участок штамповочных деталей, а также участки по ремонту оснастки и оборудования.
Цех механической обработки имеет производственные мощности по металлообработке (токарной, фрезерной, холодной высадке, штамповке, слесарной обработке, изготовление деталей из реактопластов, термопластов, резиновых смесей весом от 1 до 1300 г.)
Основными видами сырья и материалов в деятельности предприятия являются резина, пластмассы, металл, проволока, которые закупаются у поставщиков РБ (г. Борисов ОАО «Резинотехника», г. Бобруйск ОАО «Беларусьрезинатехника», г. Минск ЧУП «Полимерпласт», ОДО «Белхимпекс», ОДО «Касмет», ООО «Белтранссталь», г. Речица ОАО «Метизный завод», а также поставляются комплектующие с ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»).
Энергоснабжение завода осуществляется от воздушной линии электропередач ВЛ-10кВ мощностью 500 кВт.
Водоснабжение осуществляется от заводской артезианской скважины. Имеются резервные подключения к городской сети водоснабжения.
3 Совершенствование организации сбыта продукции ОАО «Стародорожский механический завод»
3.1 Концепция перспективного развития сбытовой деятельности ОАО «Стародорожский механический завод»
По результатам проведенного анализа организации и эффективности сбыта в ОАО «Стародорожский механический завод» можно следующим образом обобщить выявленные проблемы и возможные направления их решения в организации (таблица 3.1).
Анализируя представленные в таблице 3.1 направления решения сложившихся в ОАО «Стародорожский механический завод» проблем в организации и управлении сбытом продукции, можно отметить, что для организации необходим качественный пересмотр всей сбытовой стратегии и политики с переходом от узко-ориентированной производственно-хозяйственной деятельности, связанной с одним заказчиком, к полноценной работе со всем рынком. То есть ОАО «Стародорожский механический завод» необходимо развивать рынки сбыта, наращивать маркетинговые усилия по воздействию на потенциальных покупателей и стимулированию сбыта, внедрять современные технологии, обеспечивающие эффективную организацию сбытового процесса и взаимодействие с потенциальными и существующими клиентами на уровне, отвечающем современным требованиям.
В целом, такая концепция развития в целом хозяйственной и, в частности, сбытовой деятельности ОАО «Стародорожский механический завод» предполагает последовательную реализацию следующих мероприятий, содержание которых отражено в таблице 3.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сбыт – это комплекс мероприятий по доведению продукции до конечного покупателя с целью мак¬симально удовлетворить его потребности. Сбыт в современном понимании в большей степени относится к системной организации маркетинговой и логистической работы предприятия, является функциональным продолжением внутрипроизводственной логистики и формирует самостоятельную область логистики, целью которой является продвижение готовой продукции, в условиях неопределенности факторов внешней и внутренней среды, в сопровождении необходимого сервиса от производителя до потребителя, в том числе с привлечением промежуточных участников цепи, с целью получения коммерческой выгоды.
Содержание функций сбыта продукции включает три направления: планирование (прогнозирование), организацию, контроль и координацию сбыта.
Организация и планирование сбыта предполагают упорядочение всех работ во времени и пространстве в процессе доведения продукции от производителя до потребителя. Основными элементами планирования сбыта являются: прогнозирование конъюнктуры, прогнозирование объемов сбыта, разработку финансовой сметы, установление норм сбыта, выбор каналов распределения и организацию коммуникаций с посредниками и покупателями.
Организация сбыта предполагает создание на предприятии определенной, соответствующей требованиям рынка и целям компании, системы управления сбытом. Любая организационная структура сбыта представляет собой сложную систему, которая имеет экономическую, коммерческую, социальную и техническую значимость как для производителя, так и для потребителя. От того, какая будет принята и использована организационная структура сбыта, во многом зависят результаты деятельности не только сбытовой службы, но и организации в целом. Взаимодействие и взаимозависимость производителя и потребителя на конкретном рынке являются главными факторами построения адаптивных организационных структур сбыта. В каждой отдельно взятой организации можно по-своему рационализировать систему сбыта исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития.
Распределительная сеть предприятия при построении системы сбыта может включать следующих субъектов: распределительные органы фирмы-производителя; сбытовых посредников; сбытовых партнеров. В качестве сбытовых посредников, как правило, выступают оптовые и розничные предприятия, обладающие экономической и юридической самостоятельностью. Эти предприятия разрабатывают самостоятельную, независимую от фирмы-производителя сбытовую политику и мероприятия по ее проведению. Тогда как органы фирмы-производителя, например, отделы по продаже и реализации товара, не имеют такой самостоятельности. Несмотря на наличие целого ряда положительных моментов в организации сбытовой работы через посредников, необходимо принимать во внимание, что при выборе посредника требуется большая осторожность и осмотрительность, поскольку может быть поставлена под угрозу не одна или несколько сделок, а качество сбытовой деятельности предприятия на рынке и ход коммерческих операций в целом.
Основным видом деятельности ОАО «Стародорожский механический завод» является производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и разработки карьеров.
1. Акулич, И.Л. Специфика продвижения комплексной технологической продукции на внутреннем рынке Республики Беларусь / И.Л. Акулич, А.С. Сверлов, С.В. Основин // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы : сборник научных трудов / [под общ. ред. И.Л. Акулича] ; Белорус. гос. экон. ун-т [и др.]. - Минск : А.Н. Вараксин, 2018. - С. 4-8.
2. Акулич, И.Л. Конкурентные стратегии на внешнем рынке: электронный учебно-методический комплекс / И.Л. Акулич, В.С. Зеньков [Электронный ресурс]. – Минск: БГЭУ, 2019. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/59582
3. Акулич, И.Л. Трансформация классической концепции маркетинга в концепцию маркетинга взаимоотношений / И.Л. Акулич [и др.] // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2018. — Вып. 11. - С. 20-25.
4. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа / И.Г. Альтшулер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 450 с.
5. Барабаш, В.В. Реклама и маркетинг / В. В. Барабаш, В.Л. Музыкант – М.: ПАИМС, 2013. – 298 с.
6. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник. – 2-е изд., испр. – СПб.: Высш. шк. менеджмента: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – 907 с.
7. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
8. Баркан, Д.И. Эффективное управление сбытом / Д.И. Баркан. – М.: Академия, 2015. – 347 с.
9. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 219 с.
10. Бауэрсокс, Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – 2-е изд. – Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2015. – 640 с.
11. Берзин, И.С. Маркетинговый анализ / И.С. Берзин. – М.: КНОРУС, 2014. – 480 с.
12. Бобкова, В.М. Логистика распределения: конспект лекций / В.М. Бобкова. – СПб., 2015. – 91 с.
13. Болт, Д. Практическое руководство по управлению сбытом / Д. Болт. – М.: Изд-во «Экономика», 2015. – 272 с.
14. Боттаев, Ж.Х. Совершенствование стратегии сбыта сельскохозяйственной продукции на предприятиях АПК (на материалах КБР): дисс. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2013. – 176 с.
15. Браун, К. Практическое пособие по стимулированию сбыта / К. Браун. – М.: Экономика, 2014. – 254 с.
16. Бурцев, В.В. Каналы сбыта / В.В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом – 2014. – №4. – С. 19-24.
17. Бурцев, В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации / В.В. Бурцев // Эко¬номический анализ: теория и практика. – 2017. – №6. – С. 7-15.
18. Бурцев, В.В. Анализ результатов продаж компании: методология и практический пример / В.В. Бурцев // Управление продажами. – 2015. – № 5. – С. 20-22.
19. Вашко, И.М. Экономика инноваций: учеб. пособие / И.М. Вашко, А.Д. Луцевич, Г.З. Суша. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 339 с.
20. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2016. – 296 с.
21. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 484 с.
22. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
23. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
24. Голубин, Е. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта / Е. Голубин. –М.: Вершина, 2015. – 135 c.
25. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – С. 9-11.
26. Голубков, Е.П. Генерация идей как этап процесса разработки нового продукта / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и зарубежом. – 2014. – № 2. – С. 17-23.
27. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2014. – 624 с.
28. Гранкина Н.А. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции / Н.А. Гранкина, Е.В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 21-25.
29. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 472 с.
30. Данченок, Л.А. Основы маркетинга: учебник / Л. А. Данченок. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права., 2013. – 239 с.
31. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т.П. Данько. – М.: Инфра, 2015. – 280 с.
32. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 531 с.
33. Ефремов, В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №2. – С. 17-21.
34. Жудро, М.К. Внешнеэкономическая деятельность: практикум : учеб. пособие / М.К. Жудро, М.М. Жудро. – Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 160 с.
35. Жудро, М.К. Инвестиционное проектирование: учеб.-метод. пособие / М.К. Жудро [и др.]; под общ. ред. М.К. Жудро, А.А.Гец. – Минск: БГЭУ, 2017. – 205 с.
36. Жудро, М.К. Конструирование бизнеса в условиях электронной экономики / М.К. Жудро // Становлення механiзму публiчного управлiння розвитком сiльських територiй як прiоритет державноi полiтики децентралiзацii: матерiали Всеукр. наук.-практ. конф. / редкол.: О. Скидан [и др.]. – Житомир : ЖНАЕУ, 2017. – С. 11 –15.
37. Жудро, М.К. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск : БГЭУ, 2018. – 650 с.
38. Жудро, М.К. Экономика организаций: практикум : учеб. пособие / М.К. Жудро, М.М. Жудро. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. - 319 с.
39. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 496 с.
40. Зимина, Т.В. Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития / Т.В. Зимина // Маркетинг в России и зарубежом. – 2013. – № 4. – С. 26-25.
41. Зуйченко, К.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции на предприятиях общественного питания / К.В. Зуйченко // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 20-24.
42. Казаков, С.П. Сбытовая политика фирмы / С.П. Казаков. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 47 с.
43. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
44. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2013. – 433 c.
45. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – Изд-во: Проспект, 2015. – 440 с.
46. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М: Прогресс, 2016. – 570 с.
47. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / М.Н. Крейнина. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 250 с.
48. Кузнецова, Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
49. Кураков, Л.П. Экономика и право: словарь-справ. – М.: Вуз и школа, 2014. – 58 с.
50. Мазманова, Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. / Б. Г. Мазманова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – №3. – С. 17-20.
51. Маркетинг: учебник для вузов / под ред. В.А. Щегорцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 447 с.
52. Морозова, Е.А. Организация сбыта на малых мясоперерабатывающих предприятиях / Е.А. Морозова // Мясная индустрия. – 2010. – №7. – С. 9-11.
53. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта: учеб. пособие / В.Н. Наумов. – М., 2009. – 51 с.
54. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/
55. Николайчук, В.Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 978 с.
56. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 383 с.
57. Официальный сайт ОАО «Стародорожский механический завод» [Электронный ресурс] // ОАО «Стародорожский механический завод». – Режим доступа: http://www.sdmz.fps.by/
58. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг». – 6-е изд. – М.: Издательство «Омега Л», 2014. – 656 с.
59. Пермякова, Е.А. Сущность понятия «стратегия сбыта» / Е.А. Пермякова // Успехи современной науки. – 2017. – №2. – С. 17-19.
60. Попова, Ю.С. Основные виды посредников и их роль в сбытовой политике предприятия / Ю.С. Попова // XIII Державинские чтения Мат-лы всероссийской научн. конференции преподавателей и студентов, посвященной 100-летию университета. – Тамбов, 2018. – 450 с.
61. Протасеня, В.С. Особенности современного экономического развития и изменения в маркетинге / В.С. Протасеня // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы X Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18-19 мая 2017 г. : в 2 т. – Минск : БГЭУ, 2017. — Т. 2. — С. 49-50.
62. Протасеня, В.С. Управление сбытом: электронный учебно-методический комплекс / В.С. Протасеня [Электронный ресурс]. – Минск: БГЭУ, 2019. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/2095
63. Романов, А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. – 293 с.
64. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
65. Сергеева, О.Ю. Стратегия управления сбытом промышленного предприятия в рыночных условиях / О.Ю. Серова // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 174-182.
66. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 387 с.