1 Теоретические основы управления затратами на предприятии
1.1 Понятие затрат и их классификация
1.2 Методы учета и анализа затрат на предприятии
1.3 Основные методы и подходы к управлению затратами
2 Оценка эффективности системы управления затратами
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Структура и состав затрат магазина 891 «Евроопт»
2.3 Анализ затрат магазина 891 «Евроопт»
3 Рекомендации по оптимизации и снижению затрат магазина 891 «Евроопт»
Список использованных источников
1 Теоретические основы управления затратами на предприятии
1.1 Понятие затрат и их классификация
Каждая организация в установлении своей стратегии определяется, обычно, на получении прибыли. Но его деятельность с минуты основания связана с различными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В литературе зачастую используются такие термины как «затраты», «расходы», «издержки». В повседневной работе понятие «издержек», «затрат» и «расходов» применяются как синонимы, однако экономический смысл их различается. Над этими вопросами работали такие ученые как Грушина О.В., Кутер М.И., Рязанцев Е.Е., Керимов В.Э., Соколов Я.В. и т.д. Отличия в содержании этих категорий определены целями, для каковых они применяются в учете, анализе и управлении. Неверное определение этих понятий может изменить их экономический смысл. В своей базе все эти понятия обозначают одно и тоже – затраты предприятия, связанные с выполнением конкретных операций, однако их нужно различать.
Если рассматривать зарубежные и отечественные источники, то можно сказать, что нет одной однозначно выбранной терминологии рассматриваемых понятий, однако, в них заключена различная смысловая нагрузка.
Белобжецкий И.А. определяет «затраты как выраженную в денежной форме совокупность потребленных в процессе производства и реализации природных и топливно-энергетических ресурсов, материалов и покупных полуфабрикатов, а также затрат на оплату труда, амортизацию (износ) основных средств и расходов» [6].
Также затраты можно исследовать как отток активов или возникновение обязательств. Но, если организация признает уменьшение экономических выгод, то оно обязано признать выгоды от исполнения определенного типа деятельности и тогда можно сказать, что часть таких затрат будут признаны уже расходами.
При изучении понятия затрат заметно различие в зависимости от их экономического предназначения, то есть по их важности в процессе воспроизводства. Данное разделение имеет огромное значение не только для их синтетического учета, но и для нахождения источников финансирования.
В соответствии с данным критерием можно выделять:
Данное разделение имеет большое значение не только для их синтетического учета, но и для нахождения источников финансирования.
В соответствии с данным критерием можно разделять:
– затраты на производство и реализацию, которые образовывают себестоимость. Источниками их воспроизводства являются денежные средства, полученные за продажу готовой продукции или товаров;
– затраты капитального характера, которые представляют собой обновление средств производства и представляют собой вложения в основные средства, нематериальные активы и т.д. Эти затраты воспроизводятся за счет прибыли, кредитов банка и т.д.;
2 Оценка эффективности системы управления затратами
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Компания «Евроопт» позиционирует себя как крупнейшего оператора продовольственного рынка Республики Беларусь с развитой инфраструктурой, логистическими центрами и персоналом высокой квалификации и предлагает для:
- покупателей - разумное решение при выборе места для повседневных покупок по лучшим ценам;
- сотрудников - стабильность и уверенность в завтрашнем дне, возможность приобрести опыт и повысить свой профессионализм;
- общества - надежную, стабильную и быстроразвивающуюся организацию, которая активно принимает участие в общественной и благотворительной деятельности Беларуси.
Основой устойчивого и активного развития сети «Евроопт» является эффективная маркетинговая политика, включающая 4 ключевых элемента:
1. Низкие цены. Их предложение достигается за счет прямых, без посредников, закупок больших партий товаров у белорусских и зарубежных производителей, применения более низких торговых наценок, эффективной собственной транспортно-складской логистики, собственного производства мясных полуфабрикатов, хлебобулочных, кондитерских, кулинарных изделий, создания дочерних перерабатывающих предприятий, внедрения передового международного опыта работы «магазинов низких цен».
2. Широкий ассортимент. Ежедневная аналитика ассортиментной матрицы товаров, постоянный поиск сезонных товаров, развитие собственного импорта товаров (самостоятельно импортируют последние из Китая, Таиланда, Венгрии, Украины, России, Италии - всего из более чем 14-ти стран) и создание собственных торговых марок обеспечивают рациональный и привлекательный торговый ассортимент.
3. Современная логистика. ООО «Евроторг» имеет 2 логистических центра, которые обеспечивают оперативность и бесперебойность поставок с дальнейшим распределением товаров по розничной сети. Данная структура владеет распределительным центром в Минске площадью более 20 тыс. м2, складом для товаров промышленной группы площадью 9 тыс. м2.
Общая площадь складских помещений составляет около 85 тыс. м2.
4. Постоянные акции и предложения. Компания еженедельно проводит специальные акции и предлагает скидки на различные группы товаров (акция «Красная цена», эксклюзивные акции совместно с поставщиками). В настоящее время работают система лояльности, включающая более 1 млн покупателей, и социальные дисконтные программы («Е-Плюс. Добрый процент», «Е-Плюс для сотрудников»).
Еженедельно в магазинах «Евроопт» проходят специальные акции и скидки на различные группы товаров. Это и еженедельная акция «Красная Цена», и эксклюзивные акции совместно с поставщиками, и многое другое.
Организационная структура магазина «Евроопт» в г. Могилеве (ул. Слободская, 131) представлена на рисунке 2.1.
3 Рекомендации по оптимизации и снижению затрат магазина 891 «Евроопт»
Издержки на реализацию немыслимо рассматривать как твердо фиксированные размеры или сферу, не предполагающую влияния. Расходы на реализацию должны быть объектом управления магазина 891 «Евроопт». Если получится снизить их путем эффективного управления без сокращения объема реализации, доходов от реализации, качества обслуживания клиентов, то создается ресурс роста прибыли для магазина 891 «Евроопт».
Эффективное управление издержками на реализацию ведет к сокращению и устранению таких издержек, которые не считаются подходящими для магазина 891 «Евроопт», так как они не способствуют росту оборота и не гарантируют достижения иных целей, то есть снижения затрат, которые не дают надлежащей отдачи.
Преуспевание магазина 891 «Евроопт» находится в зависимости от двух обстоятельств: объемов и качества исполнения функций и задач, решаемых организацией, и оптимального использования ресурсов предприятия. Так, роль экономической службы магазина 891 «Евроопт» состоит в управлении расходами на реализацию и совершенствование управления всей деятельности организации.
Эффективным является такое управление, которое гарантирует:
‒ надлежащий учет и отчетность;
‒ здравую классификацию издержек на реализацию и потенциал их полного анализа;
‒ причисление издержек на реализацию на должные подразделения, службы, функции, единичных лиц, то есть постановка меры ответственности за их потребление;
‒ моделирование и планирование расходов на реализацию, формирование сметы расходов на предстоящий период с учетом показателей и специфики работы торгового предприятия.
При формировании затрат магазина 891 «Евроопт» и его подразделений уместно обеспечить выполнение последующих условий:
‒ прирост общей суммы издержек не должен быть выше прироста доходов. Максимизирование прибыли должно достигаться при равенстве граничных затрат с граничными доходами;
‒ наименьший уровень издержек на реализацию обязан достигаться при таком объеме оборота, когда граничные издержки по своему размеру отвечают средним затратам. Предстоящий рост объемов деятельности приведет к увеличению размера средних издержек, что является неэффективным;
‒ уменьшение издержек не должно порождать ухудшение качества торгового обслуживания и, последствии снижать спрос, товарооборот, рост издержек на формирование процесса реализации товаров;
‒ размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами, прогнозные значения расходов должны быть определены с учетом ограничения по ресурсам, расчеты должны гарантировать выбор наиболее подходящих вариантов применения ресурсов;
1 Акулич, В. Исследуем себестоимость организации / В.В. Акулич // Планово-экон. отдел. – 2014. – №1. – С.30-35.
2 Артеменко, А.М. Анализ затрат на производство продукции / А.М. Артеменко // Финансовый директор. – 2013. – № 8. – С. 52-57.
3 Бухгалтерский учет : учеб.-практ. пособие для вузов / под общ. ред. Н. Н. Ладутько. – Мн. : ФУАинформ, 2001. – 832 с.
4 Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 365 с.
5 Безруких, П.С. Бухгалтерский учет / П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет – 2012. – 98 с.
6 Белобжецкий, И.А. Пособие по учету и отчетности на промышленном предприятии / И.А. Белобжецкий, А.С. Бражник. – М. - «Бедарусь», 1978. – 456 с.
7 Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / И. И. Бочкарева [и др.]; под ред. Я. В. Соколова. – М. : Велби, 2004. – 768 с.
8 Белов, А. А. Бухгалтерский учет. Теория и практика : учеб. пособие для вузов / А. А. Белов, А. Н. Белов. – М. : Книжный мир, 2004. – 748 с.
9 Григорьев, Л. Финансовый менеджмент и менеджмент качества / Л. Григорьев, Т. Якубовская // [Электронный ресурс] Корпоративный менеджмент. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
10 Дебердиева, Е. М. Планирование показателей деятельности торгового предприятия : учебное пособие / Е. М. Дебердиева, С. Н. Зольникова, Г. А. Чистякова. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. – 80 с.
11 Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л. В. Донцова и др. – M.: Дело и Сервис, 2011. – 144 с.
12 Казуева, Т.С. Управление доходами и расходами предприятия : учеб. пособие / Т.С. Казуева. – М. : Дашков и К, 2008. – 192 с.
13 Керимов, В.Э. Управленческий учет и проблемы классификации затрат / В.Э. Керимов, Е.В. Мишина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 1. С. 8.
14 Козлова, Е. П. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина. – М . : Финансы и статистика, 2003. – 752 с.
15 Кузмич, Е.А. Совершенствование методов учета затрат на производство продукции / Е.А. Кузмич, Л.В. Корватовская // Материалы XII Международной студенческой конференции. – Гродно, 2011. – С. 148-150.
16 Кургин, Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 1.
17 Лабзунов, П. Управление ценами и затратами в современной экономике / П. Лабзунова. – М.: Книжный мир, 2013. – 176 с.
18 Лапыгин, Ю.Н. Управление затратами на предприятии. Планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат : практ. руководство / Ю.Н. Лапыгин, Н.Г. и др. – М. : Эксмо, 2007. – 128 с.
19 Медведева, О. В. Экономический анализ в торговых организациях : учеб. пособие / О.В. Медведева. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 376 с.
20 Мещерякова, С.В. Формирование отпускной цены при производстве строительных материалов, изделий и конструкций в 2015 г. / С. В. Мещерякова // Планово-экон. отдел. – 2015. – № 7. – С. 51-61.
21 Мишенина, М. В. Внутренний экономический механизм предприятия / М.В. Мишенина // [Электронный учебник] / Сайт СумГУ. – Режим доступа: http://sumdu.telesweet.net
22 Мишин, Ю.А. Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности / Ю.А. Мишин. – М.: Дело и сервис, 2009. – 365 с.
23 Молчанов, С. Управленческий учет / С. Молчанов. – СПб.: Питер, 2013. – 240 с. 30-33.
24 Николаева, Г. А. Бухгалтерский учет в торговле: учеб. / Г. А. Николаева, Л. П. Блицау. – М. : Приор-издат, 2006. – 352 с.
25 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 янв. 2014 г., № 128-З Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр Минск, 2020.
26 Об установлении форм бухгалтерской отчетности: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111; в ред. Постановления Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 84 // Нац. реестр правов. актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 11, 8/24675.
27 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постан-е Мин-ва Финансов Респ. Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
28 Об утверждении Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь: Приказ Мин-ва промышленности Респ. Беларусь от 31.12.2010 № 881 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
29 Овсейко, С. В. Применяются новые критерии оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : (комментарий к постановлению Совета Мин-в Респ. Беларусь от 22.01.2016 № 48) / С.В. Овсейко // Гл. бухгалтер. – 2016. – № 9. – С. 40-42.
30 Овчинникова И. В. Анализ и аудит в отраслях : учеб. пособие / И. В. Овчинникова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2014. – 80с.
31 Постановление Минторга Республики Беларусь от 26.06.2014 №24 «О классификации форм розничной торговли» // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 19.07.2014, 8/28884.
32 Пономаренко, П. Г. Бухгалтерский учет в потребительской кооперации : учеб. для вузов. В 2 т. Т. 2 / П. Г. Пономаренко. – Мн. : Выш. шк., 2005. – 428 с.
33 Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2007. – 231 с.
34 Слагода, В.Г. Основы экономической теории: учеб. / В.Г. Слагода. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
35 Селедцова, С. Н. Методика и организация управленческого учета расходов на реализацию в организациях торговли / С. Н. Селедцова // Бух. учет и анализ. – 2009. – № 3. – С.51-55.
36 Чаленко, А.Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях / А. Ю Чаленко // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapitalrus.ru/
37 Черкасова, И.О. Анализ хозяйственной деятельности / И.О. Черкасова. – СПб: Издательский дом «Нева», 2004. – 192 с.
38 Чернов, В.А. Управление затратами производства и потребления на основе функционально-стоимостного анализа / В. А. Чернов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 53-61.
39 Шаркова, О.Э. Себестоимость: отечественная практика и международные стандарты. На что стоит обратить внимание / О.Э. Шаркова // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 1. – С. 65-73.
40 Шафранский, В. Затраты на производство и расходы на реализацию: отдельные ситуации / В. Шафранский // Гл. экономист. – 2014. – № 10. – С. 46-57.
41 Шафранский, В.М. Определяем затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) / В. М. Шафранский // Налоги Беларуси. – 2015. – № 48. – С. 67-74.
42 Шебек, С. Места возникновения затрат и центры ответственности // Финансы. – 2010. – №9. – С. 25-31.
43 Экономика предприятий торговли : учеб. пособие для вузов / Н. В. Максименко [и др.] ; под ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – Минск : Выш. шк., 2007. – 542 с.
44 Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / под ред. А.Н. Соломатина – СПБ.: Питер, 2009. – 560 с.
45 Экономика. учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2009. – 896 с.
46 Экономическая теория: учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
47 Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 592 с.