2 Маркетинговые исследования рынка кондиционеров г. Москвы
2.1 Общая характеристика рынка кондиционеров и тенденции его развития
2.2 Анализ спроса
2.3 Анализ конкуренции и цен
3 Совершенствование работы ООО «Центр Климат» на основе маркетинговых исследований
3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности использования методов маркетинга в ООО «Центр Климат»
3.2 Оценка экономического эффекта от введения мероприятий по повышению эффективности использования методов маркетинга в ООО «Центр Климат»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2 Маркетинговые исследования рынка кондиционеров г. Москвы
2.1 Общая характеристика рынка кондиционеров и тенденции его развития
Российский рынок кондиционеров потребляет в настоящее время около четверти миллиона кондиционеров в год. При этом прослеживается определенная тенденция: темпы роста продаж кондиционеров в Москве увеличиваются примерно на 10-15 процентов в год. Общий объем продаж на российском рынке кондиционеров составляет на текущий момент более одного миллиарда долларов. Ведущие эксперты в области продаж климатической техники оценивают рынок кондиционеров в России как один из самых перспективных во всем мире, учитывая при этом устойчивые темпы роста российской экономики и крайне низкую степень насыщенности отечественного рынка кондиционеров.
Рынок кондиционеров - это одна из немногих отраслей производства, которая в значительной степени зависит от климатических колебаний температуры воздуха в том или ином регионе. В сезон знойного лета продажи кондиционеров резко возрастают на триста-четыреста процентов по сравнению с более умеренным сезоном. Стоит погоде испортиться, и спрос на кондиционеры резко падает.
Такая особенность рынка кондиционеров в значительной степени затрудняет создание каких-либо краткосрочных прогнозов уровня покупаемости климатической техники, что создает определенные проблемы как производителям кондиционеров, так и их поставщикам и продавцам. В частности, в связи с таким непредсказуемым поведением рынка кондиционеров становится крайне затруднительно планировать количество выпускаемой техники.
Второй фактор, влияющий на состояние рынка кондиционеров - это уровень стабильности в экономической сфере и общая степень благосостояния в стране. Наметившиеся в настоящее время тенденции стабилизации и укрепления экономики позволяют предположить, что в ближайшем будущем рынок кондиционеров будет развиваться достаточно уверенными темпами. Все большее количество людей в России перестает считать кондиционер предметом роскоши и приходят к осознанию того, что кондиционер - это такой же необходимый в быту прибор, как, например, стиральная машина.
Российский рынок кондиционеров как бы разделился на несколько частей. Одна из них - это кондиционеры для офисных и производственных нужд. Эта часть рынка достаночно стабильна в своем развитии и мало подвержена различным колебаниям, связанным с изменением климата. В этой части рынка кондиционеров закупки климатической техники производятся в плановом порядке, так как в смету строительства или ремонта, как правило, сразу же закладывается стоимость установки системы кондиционирования и вентиляции.
Другая часть рынка кондиционеров - дорогое элитное жилье - также в основной своей массе предусматривает установку кондиционера еще на стадии проектирования. Поэтому рынок кондиционеров, устанавливаемых в загородных домах, коттеджах, элитных квартирах, растет достаточно стабильно. В этом сегменте рынка, как и в первой его части, используются практически все виды кондиционеров - бытовые, полупромышленные, промышленные кондиционеры.
Но есть и третья часть рынка кондиционеров, в которой применяются исключительно бытовые типы кондиционеров. Это типовые массовые застройки, где еще совсем недавно установка кондиционера считалась непозволительной для многих роскошью. Но времена меняются, и в настоящее время все больше и больше людей понимают, что качественный микроклимат в помещении - это залог здоровья и плодотворной деятельности.
На этот, последний, сегмент рынка кондиционеров приходится самое большое количество продаж, но именно он в особенной мере подвержен колебаниям в зависимости от капризов погоды. Как только столбик термометра начинает приближаться к отметке в тридцать градусов, продажи кондиционеров в этом секторе рынка увеличиваются в два-три раза, и наоборот, относительно холодное лето приводит к резкому падению спроса на кондиционеры [29].
Количество торговых марок кондиционеров, представленных на московском рынке, увеличивается год от года, но число производителей оборудования практически не растет. Новые названия — это всего лишь OEM-бренды: сборка таких кондиционеров производится под заказ на заводах независимых производителей. Заказы чаще всего размещают в Китае на фабриках Gree, Midea или Haier (эти гиганты контролируют большую часть китайского рынка), либо на небольших заводах малоизвестных китайских производителей (в этом случае возможны проблемы с качеством собираемого оборудования).
Другой тенденцией стало размытие устоявшейся классификации брендов по уровню надежности. Производители стремятся занять все рыночные ниши и выпускают под одним брендом несколько серий оборудования, отличающихся функционалом, уровнем цен и надежностью. Уже никого не удивляет, что бюджетный кондиционер престижного японского бренда может оказаться дешевле и хуже по функциональности топовой модели китайского производителя.
Большинство кондиционеров, представленных на российском рынке, производятся под широко распространенными торговыми марками и известны московским покупателям уже достаточно давно.
3 Совершенствование работы ООО «Центр Климат» на основе маркетинговых исследований
3.1 Основные мероприятия по повышению эффективности использования методов маркетинга в ООО «Центр Климат»
Как было уже отмечено наиболее подходящим вариантом маркетинговой стратегии для ООО «Центр Климат» является стратегия СИВ, основанная на работе с сильными сторонами компании с целью реализации существующих у компании возможностей, которые предоставляет внешняя среда.
Тогда в процессе реализации данной маркетинговой стратегии СИВ компания должна воспользоваться имеющимся у нее потенциалом по следующей схеме:
-организовать тесное взаимодействие с клиентами;
-стремиться к повышению узнаваемости компании в профессиональной сфере;
-запустить процесс поиска новых решений повышения конкурентоспособных преимуществ для компании.
В такой ситуации необходимо рассмотреть все возможные варианты контактирования компании со своими потенциальными клиентами. Для достижения данной цели следует по максимуму использовать выбранную стратегию маркетингового развития компании. Это даст возможность решить все возможные сложности, возникающие в процессе коммуникации компании с клиентами [21, c. 96].
Использование маркетинговой стратегии в развитии компании позволит решить все существующие слабости ООО «Центр Климат»:
-стратегия будет применима на практике, в результате появится возможность структурировать все существующие подходы к разработке маркетинга в компании, а развитие маркетинговой службы станет одним из залогов успеха компании;
-повысить узнаваемость компании можно будет при помощи разработанной маркетинговой стратегии, а это поспособствует узнаваемости компании среди потенциальных клиентов;
-дает возможность компании использовать мощности компании по полной, а это позволит увеличить количество потенциальных клиентов.
Мероприятия развития имеющихся у компании сильных сторон позволят максимально реализовать все имеющиеся у компании возможности, при этом они в полной мере отвечают требованиям компании в рамках поставленной цели. Такое положение вещей указывает на целесообразность проведения указанных мероприятий.
Процесс реализации маркетинговой стратегии требует создания определенного пошагового плана реализации мероприятий.
Перед тем как приступать к процессу реализации данных мероприятий по осуществлению маркетинговой стратегии, необходимо четко определиться со следующими моментами:
-кто именно будет отвечать за выполнение всех мероприятий по реализации маркетинговой стратегии;
-какой бюджет понадобится для осуществления всех мероприятий по реализации маркетинговой стратегии;
-как будет происходить процесс проверки результатов внедрения маркетинговой стратегии.
Чтобы решить данный вопрос в ООО «Центр Климат» было предложено внедрить должность менеджера по маркетингу, который будет нести полную ответственность за процесс реализации всех мероприятий и будет контролировать степень реализации маркетинговой стратегии компании.
Внедрение новой должности в компании – необходимость, которая позволит привести компанию к успешной реализации маркетинговой стратегии, так как на данный момент все вопросы, касающиеся маркетинга в компании, решает генеральный директор, а отдельной должности маркетолога нет.
Проведение маркетинговый деятельности в компании – процесс достаточно разносторонний и многогранный. Основная особенность маркетинга – это тесная его взаимосвязь с другими сферами деятельности компании. В связи с этим спектр мероприятий, которые можно проводить, достаточно широк. Важно учитывать все вопросы по общей концепции компании, позиционированию. Важно более подробно проработать дополнительные варианты предлагаемых услуг и определиться с ценообразованием. Важными моментом в продвижении компании является определение каналов ее продвижения. Так как речь идет о работе через интернет, поэтому и самым главным каналом продвижения компании станет интернет. Также важно уделить внимание внутренним процессам, которые происходят внутри компании: каким образом компания реализует свои услуги, какими способами удерживает клиентов, а также сотрудников. Также на данном этапе важное внимание следует уделить склонности компании внедрять какие-либо новшества в своей деятельности [35, c. 74].
В результате проведения всех мероприятий необходимо будет провести их анализ и разработать дальнейшие пути развития компании.
План реализации мероприятий маркетинговой стратегии можно представить в следующем виде.
1)Мероприятия по брендингу.
Цель: увеличить уровень узнаваемости ООО «Центр Климат».
Стоимость: до 25 000 руб.
Сроки реализации: 03.05.2020 – 15.05.2020 гг.
Брендинг компании - это разработка собственного логотипа компании и стиля, которые позволят максимально быстро узнавать компанию среди множества конкурентов. Здесь понимаются мероприятия по внедрению во всех сферах компании одного единственного стиля, а также оформления, например, документации.
1 Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2014. – 20 с.
2 Андросик, Ю. Н. Теоретико-методологические основы формирования кластеров и повышения конкурентоспособности продукции / Ю. Н. Андросик // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 87-92.
3 Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 299 с.
4 Архипова, О. Я. Повышение эффективности сравнительных исследований с помощью использования количественно-качественного метода семантического дифференциала / О. Я. Архипова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referent.mubint.rU/8/3235
5 Байнев, В. Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
6 Барышев, А.Ф., Маркетинг – М.: ACADEMA, 2012. – 436 с.
7 Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 72-85.
8 Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – Москва: КНОРУС, 2006. – 672 с.
9 Бочкарев, И.И. Стратегический маркетинг: учебное пособие / И.И. Бочкарев, В.А. Быков. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2013. – 259 с.
10 Голубков Е.П. Основы маркетинга: учеб. / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2009. – 340 с
11 Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
12 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.
13 Гребнев, Е. Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (29). – С. 136-141.
14 Дурович, А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 1993. – 58 с.
15 Елисеева, И.И. Общая теория статистики / под рсд. И.И. Елисеевой / И.И. Елисеева, М.М. Кузбашев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 360 с.
16 Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 195 с.
17 Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2013. – №8. – 95-100.
18 Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник / Е. Н. Клочкова [и др.]. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
19 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 367 с.
20 Кузьмин, А. М. Методика оценки качества и конкурентоспособности / А. М. Кузь мин // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 6. – С. 33.
21 Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
22 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 335 с.
23 Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 293 с.
24 Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
25 Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: учеб. пособие / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ТК Вилби, Издательство Проспект, 2005. – 232.с.
26 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
27 Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки / Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи и технологии. – 2010 – № 5. – С. 42.
28 Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / С.В. Пономарев. – М.: РИА Стандарты и качество, 2011. – 230 с.
29 Рынок кондиционеров в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viptek.ru/articles/list.php?id=46
30 Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.
31 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2014. – №2. – С.6-12.
32 Управление качеством: учеб. пособие / Е.И. Семенова [и др.]; под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2012. – 184 с.
33 Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 228 с.
34 Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 199 с.
35 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
36 Швец, А.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.А. Швец, А.Н. Морозов // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. – 2015. – № 10. – С.29-33.
37 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие / А.Ю. Юданов. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2003. – 457 с.
38 Garelli, S. The Fundamentals And History of Competitiveness / Stephane Garelli [Electronic resource] / IMD World Competitiveness Yearbook 2011. – Geneva, 2011. – Access mode: http:// www.imd.org/ research/ centers/wcc/ upload/Fundamentals.pdf. – Date of access : 01.02.2020.