ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
1.1 Теоретические концепции соотношения международного и внутригосударственного права
1.2 Актуальные вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права
ГЛАВА 2 ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ЕЕ СПОСОБЫ
2.1 Сущность и содержание имплементации международно-правовых норм
2.2 Особенности имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств
2.3 Специфика имплементации норм международного права в национальное законодательство в сфере защите прав и свобод человека
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Содержание механизма имплементации норм международного права в законодательство Республики Беларусь
3.2 Имплементация политических решений в системе государственного управления Республики Беларусь
3.3 Специфика деятельности Парламента Республики Беларусь по имплементации международно-правовых норм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация – это переход от экономики отдельных стран к экономикам международного масштаба. Однако глобализация проявляется не только экономически, но и занимает особое место в политической, культурной жизни и правовых отношениях граждан многих стран мира. Она занимает особое место, как один из приоритетов, возможность информатизации общества. Информация становится одной из самых дорогих проданных продуктов. Средства массовой информации, в том числе сеть Интернет, спутниковая связь, позволяют своевременно и эффективно решать существующие проблемы, заключать сделки и т.д.
В то же время, оказывая в целом положительное влияние на развитие мировой экономики, процесс глобализации является довольно противоречивым. Такие противоречивые проявления глобализации заслуживают особого внимания, поскольку они непосредственно влияют на возможности более эффективного использования внешнеэкономического потенциала большинства государств мира, включая промышленно развитые и развивающиеся страны. Учет противоречивых последствий феномена глобализации актуален в формировании более реалистичной и конкурентоспособной внешнеэкономической политики государства.
Это особенно важно для развивающихся стран, в том числе государств так называемой переходной экономики, чьим фирмам на относительно более открытом мировом рынке все труднее выдерживать эскалацию международной конкуренции.
Глобализация международных и мировых экономических отношений является естественным процессом, который заключается в укреплении взаимосвязи и взаимного влияния основных направлений и компонентов развития мирового сообщества. В широком смысле это многофакторное взаимодействие различных явлений (экономических, моральных, правовых, социальных, политических, этнических, религиозных, психологических и т.д.).
Вместе с тем актуальной для постсоциалистических государств остается проблема построения национальных правовых систем, а также, в связи с обретением международной правосубъектности, проблемы имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств, соотношения норм национального и международного права.
Указанные обстоятельства и свидетельствует об актуальности темы исследования.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
В качестве нормативной основы настоящей дипломной работы были использованы Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года [15], Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З [21], Конституция Венгерской Народной Республики от 20 августа 1949 года [34], Конституция Республики Беларусь 1994 г. [35], Конституция Республики Молдова от 27 августа 1994 года [36], Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года [37], Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 года [39], Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 года [40] и другие.
Теоретической основой данной работы послужили учебная и литература и статьи периодических изданий, в которых подвергнуты анализу различные аспекты правового регулирования договора, таких ученых-юристов, как: Анзилотти Д. «Курс международного права» [1], Барциц И. Н. «Международное право и правовая система» [5], Блищенко И.И. «Международное и внутреннее право» [7], Браво Л. Ф. «Применение международного права в правовом порядке европейских стран» [10], Буткевич В.Г. «Соотношение внутреннего и международного права» [13], Гаврилов В.В. «Теория трансформации и имплементации норм международного права в отечественной правовой доктрине» [17], Горелик А.А. «Участие белорусского парламента в реализации внешней политики» [20], Жилин Ю.Ю. «Глобализация в контексте развития современной цивилизации» [24], Кибальник А.Г. «Современное международное право: понятие, задачи и принципы» [32], Мельниченко А.Б. «Вопросы имплементации норм международного права в национальное законодательство» [43], Стром А. В. «Политическая система Республики Беларусь: теория и практика» [48] и некоторых других.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
1.1 Теоретические концепции соотношения международного и внутригосударственного права
В рамках рассмотрения вопроса о влиянии международного права на национальные юрисдикции мы рассмотрим вопрос о соотношении внутреннего белорусского и международного права.
Постмодернизм находится в зачаточном состоянии. Его основные положения не всегда четко определяются или передаются. Радикализм в критике постмодернистской теории представляет ее как один миф. Мы считаем, что ценность постмодернизма заключается в определении относительности и изменчивости современных политических обстоятельств, влияния идеологий, идентичности и образования, а также фиксации активного потока информации, влияющих на их дизайн и умеренность на процессы мировой политики [29, с.36].
Одним из основных принципов конструктивизма является то, что в основе международной политики лежат социальные причины. Это не означает, что конструктивизм не учитывает материальные факторы, но на переднем фронте всех социальных факторов, а также структура и ожидания их понимания других стран, норм, правил и институтов, которые формируют личность и интересы, является точкой бифуркации в конфликтах и так далее.
Другим важным аспектом этой теории является то, что идентичности международных субъектов не являются постоянными, а формируются в социальной среде. Также известное выражение анархии А. Вендта – результат восприятия – это лозунг конструктивизма. Следовательно, международные отношения считаются постмодернистами в результате взаимодействия человеческих факторов, которые играют решающую роль, часто искажают восприятие, различные ошибки и предвзятости, как с социальным, так и с научным происхождением. И, в свою очередь, влияет на восприятие дискурса, который является объектом восприятия в области международных отношений [12, с.114].
В современном информационном обществе политика и информация – это взаимосвязанные явления, которые влияют друг на друга в процессе социального контроля. В то же время и политические структуры влияют на информацию, степень открытости, процессы передачи и восприятия, характер передачи аудитории. Теперь благодаря политическому лидеру в области технологического развития информационные потоки, создаваемые политическим лидером, быстро доступны во всем цивилизованном мире, поэтому они должны быть правильно сформированы для достижения своих целей в полном объеме. Следует сосредоточиться не только на качестве и содержании информационных сообщений, а также на людях, которые публично публикуют эту информацию.
Вопрос возникает в дискурсе, является наиболее актуальным аспектом современных международных отношений с их информационной и интегративной динамикой. Современные политические лидеры являются активными участниками информационного пространства. Они транслируют позицию своей страны через свой дискурс не только на официальных международных встречах на высшем уровне, но и в дискуссиях о необходимости и тенденциях в политическом лидере во всемирной паутине. Изучение дискурса как представителя политического лидера страны является одним из важнейших аспектов современного анализа научной политики и требует особого внимания [44, с.24].
Возрастает влияние фактора цивилизации на современную систему международных отношений. Создается новый мировой порядок, и из-за фундаментальных изменений и политического мира увеличивается необходимость более глубокого изучения политических процессов, включая процессы принятия политических решений, процессы распространения и восприятия информации, а также роль личности, лидера в этих процессах. Международная система – более динамичная, более концентрированная информация, играет важную роль в ее функционировании с рекламным аспектом компьютеризации, формирования желаемого образа конкретного объекта, события и т.д.
Основными тенденциями современного мира большинство политологов определяют глобализацию. В настоящее время глобализация всесторонне охватывает все области современности. Он является одним из наиболее активно используемых в исследовательском процессе и способствует социальному и коммуникационному измерению. Эволюция международных отношений, характеризующая связанную друг с другом тенденцию глобального управления и формирования глобального гражданского общества.
Растущее влияние международных институтов, переплетающихся с внутренней и внешней политикой, роль государства, которая меняется как политический актер, – все это приводит к усилению сплоченности, глобализации мира. Развитие глобализации способствует формированию политических сетей, объединяющих государственные институты и гражданское общество, появление глобальной экономики, общей культуры, универсальных ценностей и общей идентичности [23, с.196].
ГЛАВА 2 ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ЕЕ СПОСОБЫ
2.1 Сущность и содержание имплементации международно-правовых норм
Вопросы, связанные с имплементацией международных норм, не теряют своей актуальности долгое время, и по настоящий момент однозначного решения найти не удалось. Чаще всего, данное правовое явление связано с внедрением международных норм во внутригосударственное право [22, с.13].
Данная связь понимается по-разному, что порождает неоднозначный характер значения самой имплементации.
Рассмотрим мнения авторов научных публикаций по поводу раскрытия термина «имплементация».
И.Н. Барциц говорит о том, что имплементация представляет собой условия, которые необходимы для реализации международных обязательств, которые взяли на себя государства [5, с. 51].
По мнению Блищенко И.И., имплементация – это целенаправленная организационно-правовая деятельность государств, которая может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер либо предпринимаемая в рамках международных организаций, имеющая своей целью всестороннюю, своевременную и полноценную реализацию принятых на себя международных обязательств [7, с. 48].
Дадашева Р.А. представила свою точку зрения, которая состоит в том, что имплементация представляет собой трансформацию элементов международного права в национальное законодательство государства [23, с. 194].
Вообще, в переводе с английского, «implementation» означает осуществление, выполнение. «Словарное» толкование имплементации состоит в том, что она представляет собой «фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая происходит посредством трансформации норм международного права в национальные законы, а так же подзаконные акты» [11, с. 58].
Что же касается науки, то термин «имплементация» часто употребляется в совокупности с такими терминами, как «трансформация», «инкорпорация», «адаптация», «отсылка», «рецепция», «легитимация», «применение» и «исполнение».
Некоторые ученые данные понятия посчитали синонимами и ставили на один уровень теорию инкорпорации и трансформации с теорией имплементации [6, с. 106].
Другие точки зрения заключаются в том, что трансформация, рецепция, инкорпорация и другие являются составными элементами либо частями имплементации.
Отличия состоят в том, что первая возможна лишь в условиях «историко-культурных оснований для внедрения и последующей адаптации норм иной культуры», а вторая – зависит от проявления воли политических субъектов государства. Так, имплементацию можно рассматривать с различных сторон, что доказывают мнения правоведов и ученых.
В самом общем виде, имплементация представляет собой воплощение различных норм в национальное законодательство. Имплементация представляет собой некую форму взаимодействия и взаимного влияния различных правовых культур и правовых систем [8, с. 76].
Выделяются несколько способов имплементации. К ним относятся: отсылка, рецепция, трансформация, инкорпорация.
Отсылка представляет собой указание в национальном нормативном акте на нормы, содержащиеся в международном правовом акте, который используется как источник урегулирования определенных правоотношений.
Отсылка обладает рядом признаков, к которым относятся:
– при использовании нет необходимости принимать внутренний правовой акт;
– при применении международных норм путем отсылки, природа и первостепенное значение первых не терпит изменений;
– международно-правовые нормы имеют формальное значение;
– адресный характер международно-правовых норм, так как они адресованы именно к государствам, организациям и их гражданам [9, с. 58].
Рецепция представляет собой точное отражение норма международного права во внутригосударственных актах. Рецепция имеет отличные от имплементации черты, которые включают следующие:
1) рецепция уже, чем имплементация так, как последняя содержит в себе различные правовые явления;
2) рецепция в точности копирует международно-правовые нормы с последующей их трансформацией, а нормы, заимствованные с помощью имплементации проходят процесс адаптации к внутреннему законодательству с учетом правовой культуры и ценностей конкретного государства;
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Содержание механизма имплементации норм международного права в законодательство Республики Беларусь
В современной правовой доктрине аксиоматичным является положение о том, что международное и национальное право, являясь самостоятельными правовыми системами, тесно взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном взаимовлиянии, причем, как в содержательном, так и в процессуальном плане.
Усиление взаимозависимости государств, определяемое объективными процессами глобализации и интернационализации, на протяжении десятилетий, с неизбежностью расширяло круг объектов международно-правового регулирования, переводя в них то, что ранее определялось исключительно национальной юрисдикцией (сферу прав человека, к примеру) [31, с.65].
В современных условиях нормотворчества, с учетом императивности принципа международного права pacta sunt servanda, значение норм международного права для развития и совершенствования национального законодательства очевидно. Ключевой проблемой во взаимодействии международно-правовой и национальных правовых систем является реализация и применение норм международных договоров, признаваемых государством обязательными для себя.
Сущность этой проблемы определяется очевидным фактом, образно определенным еще в 19 веке: «…для того, чтобы международное право смогло выполнить свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву. Без него оно во многих отношениях является совсем бессильным. Оно подобно маршалу, дающему приказы только генералам и могущему достичь своих целей только в том случае, если последние согласно его указаниям дают новые приказы своим подчиненным» [12, с. 122].
Опосредованность воздействия международного права на национальное не подвергается сомнению в теории и, кроме того, закреплено юридически. Так, Заключительный Акт СБСЕ 1975 года устанавливает: «При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила», государства «будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву» [51].
При этом речь идет не просто о взаимосвязи и взаимовлиянии международной и национальной систем права, а о приоритетности норм международного права, гарантируемой Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., статья 27 которой определяет: «государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора» [15].
Таким образом, реализация предписаний международных договоров предполагает необходимость создания на национальном уровне (в дополнении к международно-договорному) специального механизма их имплементации в различных ее формах (соблюдение, исполнение, использование, применение).
Как уже неоднократно отмечалось белорусскими исследователями, механизм имплементации международных договорных обязательств Республики Беларусь, как система нормативных средств и мер правоприменительной деятельности государственно-властных институтов, обеспечивающих реализацию норм международного права, нуждается в развитии и совершенствовании.
Прежде всего, требует уточнения и конкретизации смысловое значение части 1 статьи 8-й Конституции Республики Беларусь – «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» [35].
Под общепризнанными принципами международного права понимаются основополагающие правовые начала императивного характера, определенные уставными актами международных организаций (прежде всего ООН), обязательные для соблюдения субъектами международно-правовых отношений.
В доктрине международного права выделяют т.н. основные принципы международного права, относя к ним закрепленные в ст.2 Устава ООН принципы суверенного равенства государств – членов ООН, добросовестного выполнения международных обязательств, разрешения международных споров мирными средствами, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях [50], а также принципы, нашедшие отражение в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года [51] и в Парижской хартии для новой Европы 1990 года – принцип территориальной целостности и нерушимости границ, уважения прав человека, невмешательства во внутренние дела государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Актуальной для постсоциалистических государств остается проблема построения национальных правовых систем, а также, в связи с обретением международной правосубъектности, проблемы имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств, соотношения норм национального и международного права. Указанные обстоятельства и свидетельствует об актуальности темы исследования.
В качестве теоретической проблемы вопрос о взаимосвязи между национальным и международным правом возник вместе с рождением последнего. Однако долгое время это была не основная проблема науки и практики, которая в первую очередь была обусловлена характером внутреннего права и международных отношений государств докапиталистических формирований: тогда суверен (монарх) сосредоточил как законодательную власть и право заключать международные договоры. Это в значительной степени устранило возможность столкновения между законом и договором.
Международное право – это автономная суверенная правовая система, которая регулирует межгосударственные отношения и иные виды отношений в области их коллективных интересов, обеспечивающая и организующая государством. Тем самым доказывая, что благодаря определенным положениям, которые содержаться в нормах международного права, оказывает большое влияние на развитие национального права. Это заключается в процессе трансформации международных норм в национальные, с помощью созерцания и конкретизации, появление в структуре национального закона (диспозиция).
Усиление взаимодействия международного и национального права государств ведет к созданию некой всеобщей правовой системе, где в её границах национальные правовые системе динамично функционируют друг с другими, с территориальными системами и международного права. Основой служит статус демократизма, который дает возможность для объединения разных правовых систем.
Вопрос, который находится в центре обсуждения, заключается в том, могут ли международные правовые нормы применяться непосредственно в сфере внутригосударственных отношений, то есть без провозглашения международных договоров как источников внутреннего права и без преобразования международных договоров во внутреннее законодательство.
1. Анзилотти, Д. Курс международного права / Д. Анзилотти. – М .: Иностр., 2016. – 200 c.
2. Анисимов, Л. Н. Осуществление международного права в национальном законодательстве / Л. Н. Анисимов. – М.: Право, 2017. – 117 с.
3. Антанович, Н. А. Институты имплементации политических решений в системе государственного управления Республики Беларусь / Н.А. Антонович // Проблемы управления. – 2017. – № 1 (63). – С. 137–144.
4. Ануфриева, Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории / Л.П. Ануфриева. – М.: Спарк, 2016. – 415 с.
5. Барциц, И. Н. Международное право и правовая система / И.Н. Барциц // Журнал права. – 2017. – № 2. – С. 45-52.
6. Белянская, О.В., Пугина, О.А. Условия имплементации международно-правовых норм в законодательство // Право и политика. – 2015. – № 8. – С. 104-110.
7. Блищенко, И.И. Международное и внутреннее право / И. П. Блищенко. – М .: Наука, 2018. – 200 с.
8. Богатуров, А.Д.. Косолапов, Н.А., Хрусталев, М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений / А.Д. Богатуров, Н.А. Косолапов, М.А. Хрусталев. – М.: НОФМО, 2017. – 390 с.
9. Богатырев, В.В. Международное право / В.В. Богатырев. – М.: Норма, 2016. – 276 с.
10. Браво, Л. Ф. Применение международного права в правовом порядке европейских стран / Л. Ф. Браво // Российский ежегодник международного права. – 2015. – № 5. – С. 129-131.
11. Браунли, Дж. Международное право / Дж. Браунли. – М .: Юридическая мысль, 2017. – 200 с.
12. Бровка, Ю.П. Международное публичное право. Общая часть: обучение. пособие / Ю.П. Бровка, Ю. А. Лепешкова, Л. В. Павлова. – Минск: Амалфея, 2016. – 496 с.
13. Буткевич, В.Г. Соотношение внутреннего и международного права / В. Г. Буткевич. – Киев: Наука, 2018. – 131 с.
14. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А. Василенко. – Киев: Высшая школа, 2018. – 322 с.
15. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml.
16. Гавердовский, А. С. Реализация норм международного права / А. С. Гавердовский. – Киев: Наука, 2016. – 182 с.
17. Гаврилов, В.В. Теория трансформации и имплементации норм международного права в отечественной правовой доктрине / В.В. Гаврилов // Московский журнал международного права. – 2017. – № 2. – С. 39-61.
18. Горелик, А.А. Некоторые проблемы исследования внешнеполитической деятельности Национального собрания Республики Беларусь / А.А. Горелик // Беларусь в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. – Минск: Изд. центр БГУ, 2019. – С. 230-241.
19. Горелик, А.А. Парламентская дипломатия: некоторые подходы к определению понятия / А.А. Горелик // Международная деятельность Национального собрания Республики Беларусь: материалы Республиканской науч.-теорет. конф.. – Минск: Иппокрена, 2019. – С. 25 -29.
20. Горелик, А.А. Участие белорусского парламента в реализации внешней политики / А.А. Горелик // Беларусь в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. – Минск: Изд. центр БГУ, 2018. – С. 35-43.
21. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс]: в ред. от 04.05.2019 г. // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
22. Гринин, Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет / Л. Н. Гринин // История и современность. – 2015. – № 1. – С. 6-31.
23. Дадашева, Р.А. Влияние норм международного права на содержание и развитие законодательства в сфере деятельности по защите прав человека и гражданина / Р.А. Дадашева // Актуальные проблемы права, 2017. – № 1 (74). – С. 193-202.
24. Жилин, Ю.Ю. Глобализация в контексте развития современной цивилизации / Ю.Ю. Жилин // Свободное мышление -XXI. – 2019. – № 4. – С. 21-23.
25. Жилинский, М.Г. Актуальные направления идеологической работы в Республике Беларусь / М. Г. Жилинский. – Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2017. – 331 с.
26. Журавлев, В.В. Глобализация: проблемы истории и теории ответов / В. Журавлев // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – С. 43-46.
27. Звонарева, О.О. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политические и правовые аспекты / О.С. Звонарева // Право и политика. – 2016. – № 5. – С. 76-82.
28. Зыбайло, А.И. К вопросу о взаимосвязи между международным и национальным правом (теоретические аспекты) / А. И. Зыбайло // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2018. – № 3. – С. 255-259.
29. Игнатенко, Г.В. Международное право / Г. В. Игнатенко. – М.: Высшая школа, 2017. – 115 с.
30. Капустин, А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире: монография / А.Я. Капустин. – М. : РУДН, 2017. – 320 с.
31. Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутреннем праве / А. А. Карташкин. – М. : Право, 2015. – 278 с.
32. Кибальник, А.Г. Современное международное право: понятие, задачи и принципы / А.Г. Кибальник. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2018. – 252 с.
33. Кириленко, В. П., Мандрыка, Е. В. Конституционное законодательство государств-участников СНГ: вопросы теории и практики. / В.П. Кириленко, Е.В. Мандрыка. – Симферополь: Ариал, 2016. – 317 с.
34. Конституция Венгерской Народной Республики от 20 августа 1949 года [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира. – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=789. –
35. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
36. Конституция Республики Молдова от 27 августа 1994 года [Электронный ресурс] // Президентура Республики Молдова. – Режим доступа: http://www.presedinte.md/rus/constitution.
37. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира. – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=112.
38. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]: в ред. от 21.07.2014 г. // СПС «Консультант Плюс». – Москва, 2020.
39. Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 года // Конституции государств (стран) мира. – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=110.
40. Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 года [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира. – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=106.
41. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебник для вузов / И.И. Лукашук. – М.: Бек, 2017. – 368 с.
42. Лукашук, И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений (системный подход) / И.И. Лукашук. – М.: Междунар. отношения, 2015. – 173 с.
43. Мельниченко, А.Б. Вопросы имплементации норм международного права в национальное законодательство / А.Б. Мельниченко // Философия права, 2018. – № 3. – С. 30-34.
44. Мингазов, Л.Х. Эффективность норм международного права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Л.Х. Мингазов. – Казань, 2018. – 41 с.
45. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ [Электронный ресурс]: в ред. от 12.03.2014 г. // СПС «Консультант Плюс». – Москва, 2020.
46. О международных договорах: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З [Электронный ресурс]: в ред. от 11.05.2018 г. // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
47. Статут Международного Суда от 24 октября 1945 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://un.by/dokumenty/mezhdunarodnye-dokumenty/82-statut-mezhdunarodnogo-suda.
48. Стром, А. В. Политическая система Республики Беларусь: теория и практика / А.В. Стром. – Минск: Право и экономика, 2018. – 231 с.
49. Улахович, В.Е. Формирование основ внешней политики Республики Беларусь / В.Е. Улахович. – Минск: Харвест, 2019. – 352 с.
50. Устав Организации Объединенных Наций от 24 октября 1945 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html.
51. Хельсинский Заключительный Акт СБСЕ от 1 августа 1975 года [Электронный ресурс] // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. – Режим доступа: https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505.
52. Черниченко, С.В. Международное право: современные теоретические проблемы / С.В. Черниченко. – М.: Междунар. отношения, 2017. – 295 с.
53. Шахунянц, Е.А. Международно-правовые обязательства и внутригосударственное уголовное законодательство / Е.А. Шахунянц. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2018. – 82 с.
54. Яковчук, В. И. Государственно-административное управление / В.И. Яковчук. – Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2017. – 381 с.