Правовые основы деятельности педагогического работника в сфере высшего образования в Республике Беларусь Диплом
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Правовые основы деятельности педагогического работника в сфере высшего образования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Правовые основы деятельности педагогического работника в сфере высшего образования в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 СТАТУС ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
1.2 ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 ПОНЯТИЕ, МЕСТО И РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА КАК УЧАСТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕДАГОГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕДАГОГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в научной литературе по образовательному праву и комментариях к образовательному законодательству речь идёт преимущественно о публично-правовом статусе педагога. Чаще всего анализируются правоотношения, имеющие субординационный характер и основанные на принципе «власть – подчинение». Между тем сегодня актуальность приобретают отношения координации в сфере образования, когда педагог, с одной стороны, стремится внедрить инновации в вузе, а с другой стороны, удовлетворяет свой частный интерес в образовательном и научном совершенствовании, получая при этом вознаграждение по гражданско-правовому договору параллельно с получением заработной платы по трудовому договору.
Понятие интерес лежит в основе разделения права на публичное и частное. Интерес в своём собственном развитии и совершенствовании с получением материальной выгоды по договору является основанием для выделения в системе высшего образования частноправового статуса научно-педагогического работника. Однако прежде, чем говорить об особенностях частноправового статуса вузовского преподавателя, представляется целесообразным рассмотреть правовой статус педагогического работника в целом.
Для системы общего образования характерно многообразие правовых статусов педагогов. Их содержание существенно зависит от типа и вида образовательного учреждения, от категории детей, с которыми работает педагог, от статуса учредителя, отраслевой принадлежности образовательного учреждения, от внедрения инновационных технологий, наличия экспериментальной деятельности и квалификационной характеристики должности педагогического работника.
Объём основных прав и свобод педагогического работника системы общего образования, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, дополняется нормами гражданского, трудового, административного, пенсионного, санитарного и образовательного законодательства. Нормы гражданского, административного права и актов в сфере образования определяют общие границы реализации правового статуса.
Анализ законодательства в системе трудовых и пенсионных правоотношений позволяет выделить значительную дифференциацию правового статуса педагогических работников, существенные противоречия, пробелы правового регулирования и ограничений в реализации прав и свобод личности при широком видовом разнообразии их должностей.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования правового статуса педагогического работника в сфере высшего образования в Республике Беларусь.
Предметом изучения выступают ряд национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель исследования заключается в исследовании правовых основ деятельности педагогического работника в сфере высшего образования в Республике Беларусь.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи дипломной работы:
проанализировать статус педагогического работника в сфере высшего образования в современном обществе;
– провести историко-правовой анализ деятельности педагогического работника;
– изучить процесс развитие высшего образования в Республике Беларусь в контексте вступления в европейское пространство высшего образования;
– изучить процесс подготовки кадров высшей научной квалификации в рамках Болонского процесса;
– проанализировать понятие, место и роль педагогического работника как участника образовательных отношений;
– дать характеристику правового статуса педагога в Республике Беларусь;
– установить проблемы правового регулирования правового статуса педагога в Республике Беларусь и пути их преодоления.
При написании данной дипломной работы использовались такие методы познания как: общенаучный, сравнительно-правовой, исторический, анализ, синтез, индукция, дедукция, формально юридический.
Свои исследования этой теме посвятили великие отечественные мыслители и общественные деятели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.С. Соловьев, Н. Бердяев.
Структура дипломной работы предопределена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных в работе источников.
ГЛАВА 1 СТАТУС ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Историко-правовой анализ деятельности педагогического работника
На территории современной Беларуси, которая входила в состав Российской империи, не было единой средней общеобразовательной школы. Главными типами являлись мужские гимназии, мужские реальные училища и женские гимназии. Неполное среднее образование давалось в мужских и женских прогимназиях. В 1880 г. в Беларуси действовало восемь гимназий и пять прогимназий, а общее число служащих, включая преподавателей, составляло 292 человека [8, с. 184].
Директора и инспекторы избирались попечителем Виленского учебного округа, директоров утверждал министр народного просвещения.
Это были лица, «приобретшие ученую степень в одном из высших учебных заведений империи и обратившие на себя внимание службою по учебной части». Главная обязанность директора состояла «в надзоре за ходом учебно-воспитательного процесса, хозяйственной частью, внешним порядком, а также за точным исполнением всех постановлений и распоряжений учебного начальства. Инспектор являлся помощником директора по учебной и воспитательной части, а в случае отсутствия последнего инспектору полностью переходили его функциональные обязанности. В прогимназии он имел одинаковые права и обязанности наравне с директором и подчинялся непосредственно попечителю округа [7, с. 40].
К кандидатам на должность педагоги средней школы предъявлялись различные требования. Вместе с тем в рассматриваемый период в Беларуси не было ни одного учебного заведения для специальной подготовки преподавателей средней школы. Право преподавания в мужских гимназиях и реальных училищах имели лица с высшим образованием – с «одобрительными аттестатами» об окончании полного университетского курса и выдержавшие установленное на звание педагоги гимназии испытание. Педагогими немецкого и французского языков могли быть и лица со средним образованием, но «выдержавшие особое испытание на звание педагогов новых языков в гимназии и достаточно знающие русский язык. Таким образом, кандидаты должны были успешно выдержать экзамен на звание педагоги гимназии на профильных факультетах университетов и провести два пробных урока.
К службе по учебной части при наличии соответствующего образовательного ценза допускались также «лица бывших податных сословий.
Также для работы в эти учебные заведения допускались и иностранные подданные, имеющие звание педагогов и учительниц гимназий. Они пользовались всеми правами государственной службы наравне с русскими подданными и могли без препятствий работать во всех типах средних учебных заведений. Во второй половине ХIХ в. женщины имели право преподавать только в младших классах женских гимназий. Высочайшим повелением от 1871 г. предписывалось «поощрять женщин на поприще воспитательном, где они уже ныне занимают должности учительниц в начальных школах и нижних классах женских гимназий» и «расширять еще круг их деятельности на этом поприще». Только в 1901 г. было решено «допускать к преподаванию в старших классах женских гимназий по всем предметам лиц женского пола, окончивших высшие женские курсы», а также учительниц иностранных языков, имеющих звание домашних наставниц или учительниц по немецкому или французскому языкам [16, с. 184].
Уравнению с мужчинами в праве занимать должности педагогов средней школы способствовало как расширение сети средних учебных заведений и появление новых вакансий, так и повышение социального статуса женщины.
Запросы о возможности назначить педагоги на должность направлялись в канцелярии местных губернаторов: «В случае… несогласия губернатора определение или перемещение не может состояться, а губернатор… доводит об этом тотчас до сведения министра». Например, в 1909 г. такое свидетельство от губернатора было направлено директору Мстиславской мужской гимназии, в котором указывалось, что учитель И. К. Зоптов «во время проживания в Могилевской губернии как в нравственном, так и в политическом отношении ни в чем предосудительном замечен не был « [14, с. 184].
Однако совершенно иная информация имелась об учительнице С. С. Семполовской, которая «неоднократно принимала участие в революционных кружках Привислянского края», поэтому «не должна быть допускаема ни в одно учебное заведение ведомства МНП».
Согласно закону «по вступлении в службу каждый должен быть приведен к присяге на верность оной». Так, текст клятвенного обещания, которое давали педагоги Могилёвской мужской гимназии им. Императора Александра I Виленского учебного округа в 1875 г., содержал обязанность «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… себя вести и поступать как верному его Императорского Величества подданному благопристойно «. Директора гимназий и реальных училищ обязаны были следить за тем, чтобы в их учебных заведениях существовала только государственная точка зрения на все возникающие вопросы. Педагоги, как правило, строго следовали всем положениям инструкций и указаниям учебного начальства.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие, место и роль педагогического работника как участника образовательных отношений
Добротную юридическую подготовку будущему педагогу следует давать прежде всего, на наш взгляд, потому что именно он – основное звено между личностью ребенка, сферой образования и обществом. Учитель – главное действующее лицо в решении проблем становления гражданского общества средствами системы образования, формирования гражданина, который или будет членом гражданского общества, или его интересы на всю оставшуюся жизнь будут вне интересов становления гражданского общества.
Интенсивная модернизация и реформирование сферы образования происходит в последнее время в большинстве развитых стран мира. Образовательное законодательство, по сравнению с другими законодательными системами, охватывает «более широкий спектр объектов регулирования, включая человеческие личности, обладающие разным статусом в процессе образования…».
Одним из таких объектов регулирования является статус педагогического работника. Роль педагога, значимость педагогической профессии в современных условиях резко возрастает. Учитель, педагог – это ключевая фигура при любом социальном устройстве государства и во все времена развития человеческой цивилизации прежде всего как носитель общечеловеческих ценностей (мир, толерантность, ненасилие и других). Педагоги, как и преподаватели вузов, обладают мощным эффектом общеобразовательного, воспитательного, психологического и иного воздействия на формирование будущих поколений. Современные тенденции развития человеческого сообщества требуют особого внимания со стороны государства к профессии педагоги, педагога, его правовому и социальному статусу. На международном уровне статус педагогов определен в двух нормативных актах ЮНЕСКО.
Положение преподавателей высшей школы в международном праве определяется Рекомендацией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «О статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования».
Признавая преподавание в сфере высшего образования высококвалифицированной профессией, «формой службы обществу», Рекомендация указывает на то, что преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь: справедливую и открытую систему служебного роста, включая справедливые процедуры назначений, бессрочные контракты (там, где таковые предусмотрены), повышения по службе; право на академическую свободу, т. е. не ограничиваемое никакой установленной доктриной право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения и публикации их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении учреждения или системы, в которых они работают, свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах и другие права и возможности в рамках своей профессиональной деятельности.
Положениями Рекомендации предусмотрено, что в случае, если преподаватели «пользуются статусом, который в каких-то отношениях более благоприятен, чем тот, который предусмотрен настоящей Рекомендацией, то положения настоящей Рекомендации не должны применяться для понижения этого уже признанного статуса». В 2006 году Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых государств приняла модельный закон «О статусе работника образования», в котором была продолжена линия на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения педагогических работников, на реализацию гарантий их социальной защищенности – линия, определенная Модельным законом «О статусе педагогов», принятым Межпарламентской ассамблеей в 2004 году.
Следует учитывать международное право в отношении положения педагогических работников в сфере образования. Значительное внимание уделяется статусу педагогических работников в международных документах. В этой связи важно, что «правовая глобализация является отражением тенденций легализации, укрепления правовых норм основных сфер социальной реальности при переходе современной цивилизации к плюралистической демократии, построении ценностей индустриального общества в глобальном масштабе, постепенном «росте» национальной социально-политической системы в единую глобальную информационную систему» [12, с. 20].
Отметим, что структура международно-правовых норм, касающихся статуса педагога, в частности, основывается на общих принципах образования. Назовем их: гражданское равенство и недискриминация; открытый и доступный для всех видов среднего образования, всех форм, включая профессиональное и техническое, путем принятия всех необходимых мер, в частности постепенного внедрения бесплатного образования на основе равных возможностей для всех высших учебных заведений. Эти принципы лежат в основе педагогической деятельности, основанной на международно-правовых стандартах этих дисциплин для обеспечения права на образование.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕДАГОГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из самых высоких ценностей белорусского народа.
Свидетельством достигнутых результатов является скорейшее осуществление Республикой Беларусь ряда целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, высокий уровень развития человека, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.
Выбор курса на создание социального государства позволил определить правильную стратегию его функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват основного, общего среднего и профессионального образования занятого населения (98%). Что касается зачисления в начальную и среднюю школу, то число студентов в высших учебных заведениях Беларуси находится на уровне развитых стран Европы и всего мира. Каждый третий гражданин республики учится.
Установив право на образование в Конституции, государство фактически закрепляет право на человеческое развитие. Не случайно в ст. 1 Кодекса образования Республики Беларусь, который разрабатывает положения Конституции, образование определяется как особый комплексный процесс, включающий образование и обучение в интересах индивида, общества и государства, направленные на усвоение знаний, навыков, и формирование гармоничной, универсальной личности ученика.
Научные интерпретации образования также рассматривают его в этом контексте. Образование - это «процесс движения от цели к результату», «процесс обучения и обучения, образования и самообразования, развития и саморазвития», в ходе которого «студент, ученик, слушатель, как все более активный и углубленное участие ... превращает из пассивного объекта деятельность педагоги как полноценного участника, в предмет педагогического взаимодействия, не только учитель с учениками, но и ученики друг с другом» [2, с. 55].
То есть, содержание конституционного права на образование охватывает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей человека и расширение его возможностей. Это знания, навыки, навыки, качества и качества личности обучаемого, закрепленные в Кодексе образования как объект образовательных отношений.
Система актов белорусского законодательства, нормативно обеспечивающего реализацию конституционного права на образование, многогранна и в своей основе опирается и в полной мере воспринимает нормы международного права, в соответствии с которыми установлено, каждый человек имеет право на образование (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека), и образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами (п. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Специфика современного образования связана с тем, что оно не просто обеспечивает освоение новых профессиональных навыков, но и призвано научить адаптации к новым социальным связям, привить постоянство их накопления и трансформации с учетом изменения социальных ролей, мобильности, информатизации, открытости и доступности социальной среды, научных достижений, расширения комплексности знания.
В этой связи характерной чертой нынешнего периода развития белорусского государства, а также других постсоветских государств является трансформация существенного контекста права на образование [15].
Советское время, наследники которого являются упомянутыми государствами, характеризовалось признанием не только права на образование, но скорее твердой обязанностью каждого человека получать его и государством для его обеспечения. По словам В. Новоселова, право на образование, как и некоторые другие права (на труд, получение паспорта и т.д.). Существовало как единый элемент «права», «независимый элемент позиции граждан» [3, с. 14].
В связи с этим пониманием Советское государство создало все условия для «вовлечения граждан в образовательные отношения» [4, с. 86], выполняя патерналистские функции для улучшения культурного и образовательного уровня населения. Право на образование не рассматривалось как субъективное право гражданина на его собственное развитие, а прежде всего как обязательство общества полностью реализовать свои образовательные способности. Нарушение этой обязанности было предоставлено и в настоящее время обеспечивается возможностью привлечения к ответственности родителей за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по воспитанию и воспитанию детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по итогам проведенного в рамках данной дипломной работы и с учетом поставленных целей исследования можем сделать следующие выводы:
1. Период с 1994 года характеризуется процессами активной модернизации системы высшего образования. Велась непрерывная работа по уточнению целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями, создавалась современная система обеспечения качества, оптимизировалась структура специальностей, шла активная интеграция в мировое образовательное пространство [35, с. 194].
Развивалась нормативно-законодательная база, принимались документы правительства, обеспечивающие развитие системы. Отметим лишь основополагающие документы: Система стандартов в высшем образовании (1996); Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998) и Программа ее реализации; Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000); Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь (2001); Положение о ступенях высшего образования (2002); Закон о высшем образовании (2007); Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011); Государственная программа развития высшего образования на 2011– 2015 гг.; Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2016–2020 гг.
Последняя содержит в себе и подпрограмму развития высшего образования. Важно подчеркнуть, что эта государственная программа рассматривает вопросы воспитания молодежи и развития образования на всех уровнях в комплексе, как единую задачу.
2. Проблемы формирования системы высшего образования БССР все еще характерны и для высшей школы Беларуси:
– наметилась тенденция снижения качества в условиях массового высшего образования;
– существует необходимость совершенствования управления системой высшего образования, оптимизации системы УВО;
– перегруженной является структура специальностей и квалификаций высшего образования, отсутствует непосредственная интеграция структур образования и экономики;
– отмечается отсутствие реальной преемственности между уровнем высшего и уровнем среднего специального образования. Решение обозначенной проблематики было рассмотрено на заседании Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования и осуществляется по следующим ключевым направлениям:
– повышение качества высшего образования;
– оптимизация структуры высшего образования и системы учреждении высшего образования;
– повышение конкурентоспособности высшей школы Беларуси в мировом образовательном пространстве;
– совершенствование механизма финансирования УВО и оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Большинство мер предполагает внесение изменений в действующую нормативную правовую базу, прежде всего в Кодекс Республики Беларусь об образовании. В рамках широкой общественной дискуссии в 2014 г. Министерство образования сформировало пакет изменений и дополнений в Кодекс об образовании.
– бесспорен вывод о том, что ни одно государство не должно в качестве задачи развития образования удовлетворяться одним количественным ростом; государства должны стремиться к повышению качества образования.
3. Модельный закон «О статусе работника образования» не стал объектом широкого обсуждения российской педагогической общественности. По мнению Е.А. Юртаевой, модельный закон – это примерный акт, ориентирующий национального законодателя в правотворческой деятельности, через него осуществляется целенаправленное влияние межпарламентского органа на национальную законотворческую практику государств-участников межгосударственного объединения. Модельный акт подходит для тех случаев, когда государства предполагают создать национальный акт на основе единого текста, но при этом учесть собственную специфику и традиции [38, с. 78].
Особый социальный статус педагогических работников в странах на постсоветском пространстве подчеркивается специальными (только для них предназначенными) социально ориентированными мерами, закрепленными в законодательстве.
– можно отметить, что правовое положение работников педагогической сферы в Республике Беларусь находится на должном уровне, согласно принятым законодательным актам и их правкам. Работники обеспечены действующими социальными гарантиями, регламентированным списком своих прав. Они могут свободно и беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Но несмотря на приведённые аргументы, существуют и иные позиции, особенно в сравнении международного и белорусского уровней обеспечения должного правого положения педагогов.
Это несоответствие «имеет место преимущественно на уровне прав и свобод участников образовательных отношений», в частности прав и свобод педагогических работников.
1. Афанасьев, А.Н. Болонский процесс в Германии / А.Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 54–57. 3. Германская система образования: Справка // Отечественные записки. – 2002. № 2. С. 189–191.
2. Бакушкина Е.М. Взгляды Н. И. Пирогова на обучение в Германии: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Санкт-Петербург, 2007. – 163 с.
3. Белинский В.Г. Педагогическая деятельность // Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. – М., «Художественная литература «, 1976. – Т. 3.
4. Борзилова, Л.В. Право и образование как ретрансляторы социального опыта (система образовательного права высшей школы РФ) / Л.В. Борзилова // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук (Георгиевск, 15-17 декабря, 2009 г.): материалы II международной заочной научно-практической конференции. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет «, 2009. С. 183–187.
5. Буткевич В.В. Формирование личности педагоги в теории и практике педагогического образования (1960–1990 гг.): автореф. дис. … к.п.н.: (13.00.01) / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. – М., 1994. – 775 с.
6. Волохова, Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография / Е.Д. Волохова., Ю.С. Алферова М.: Готика, 2004. – 240 с.
7. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government. by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. Минск, 2020.
8. Материалы Республиканского педагогического совета. 23–24 августа 2017 года, г. Минск. – Минск: Национальный институт образования, 2017. – 324 с.
9. Образование в Республике Беларусь: статистический сборник / под ред. И. В. Медведевой [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020.
10. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании (мысли по поводу «Вопросов жизни « г. Пирогова) // Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах. Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858). – М., «Художественная литература «, 1986.
11. Додонов В. И. Бердяев Правовой статус педагога в мировых образовательных системах // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 73-75.
12. Зубков ИВ. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. Москва: Новый хронограф; 2010. – 528 с.
13. Зязюн І. Інтелектуально творчий розвиток особистості в умовах неперервної освіти // Неперервна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. – К., 2000.
14. Извлечение из Устава о воинской повинности. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 1. Санкт-Петербург: Знание; 1899. с. 1–713.
15. История России в новейшее время (1945– 1999) / под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Олимп; АСТ, 2000.
16. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1982. – 720 с.
17. Клименко, В. А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития: монография / В. А. Клименко. - Минск: БНТУ, 2007. - 295 с.
18. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» и иные нормативные правовые акты в сфере образования, принятые во исполнение Кодекса [Электронный ресурс]: электронная книга в формате W–rd соответствует эталонному банку данных правовой информации Республики Беларусь / сост. Л. И. Липень. - Минск : Дикта, 2020.
19. Кодекс Республики Беларусь об образовании : 13 января 2011 г. N 243-З : [принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года : одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года] : в Кодекс с 13 декабря 2011 г. изменения не вносились : [ текст по состоянию на 15 марта 2012 г.]. - Минск: Амалфея, 2012. - 489 с.
20. Козырин, А.Н. Международное сотрудничество в сфере образования: к разработке концепции интегрирующего федерального закона об образовании /А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. М.: ФГУ «ФЦОЗ «, 2007. Т. 2. С. 166–175.
21. Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Рязань, 2009. – 187 c.
22. Корчинский И. Личность педагоги в истории международного права. Гродно: Губернская типография; 1991. 12 с.
23. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
24. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Просвещение, 1994. – 140 с.
25. Носкова Н.Ф. Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский о личности педагоги//Среднее профессиональное образование. – 2009. – Вып. №3. – С. 81–83.
26. О пенсиях и единовременных пособиях по учебной части министерства народного просвещения. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
27. О принятии в гражданскую службу и определении к должностям. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
28. Об увольнении в отпуски, от должностей и от службы. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
29. Образовательное законодательство зарубежных стран / Сост.: Ю.А. Кудрявцев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф. Пугач, Л.Н. Тарасюк (Под ред. В.М. Сырых). М.: Готика, 2003. – 560 с.
30. Ограничения для лиц, состоящих на службе. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
31. Онищенко В.Л. Проблема правового статуса педагоги.: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.03: Краснодар, 1998, 157 с.
32. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия: Основные проблемы. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 665 с.
33. Правила об испрошении Высочайших наград. Извлечения из утвержденных орденов и других знаков отличия. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
34. Родевич, М. В. Педагогическая деятельность в международном праве: Тип. доктора М. А. Хана; 1884. – 88 с.
35. Романюк Л.В., Скударева Г.Н. Социально-правовой статус педагоги в зарубежных странах. – 2012. – №1. – С. 191–196.
36. Сластенин В.А. Формирование личности педагоги в ФРГ. – М.: Просвещение, 2016. – 640 с.
37. Соколова Л. Б., Науменко Н. М. Педагогические условия актуализации потребности педагоги в развитии культуры педагогической деятельности (по материалам исследований В.А. Сухомлинского) // Омский научный вестник. – 2008. – Вып. №2–66. – С. 109–112.
38. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский., Е.А. Юртаевой – М.: Просвещение, 1979. – 393 с.
39. Сучков ИВ. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX–XX веков. Отечественная история. 1995. – С. 62–77.
40. Толмачева Т. П. Педагогические взгляды К. Н. Вентцеля: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – М., 1992. – 16 с.
41. Толстой Л.Н. Сборник статей: пособие для педагогов. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 58.
42. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1989. – 292 с.
43. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию 27.07.2019 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
44. Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Минск : Национальный центр правовой информации. Республики Беларусь, 2010. – 304 с.
45. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Бела¬русь. - Минск, 2008; Нац. реестр право¬вых актов Респ. Беларусь. - 2020. - №140. – 2/1877.
46. Чернышевский Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории. Общий характер элементов, производящих прогресс// Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. – Т.10. – М., 1951, С. 913.
47. Шендер В.А. Международные акты в области высшего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 640 с.
48. Щуков Л. М. Высшее образование и педагог. – М.: Просвещение, 1994. – 140 с.
49. Ягофаров, Д.А. Методология и методика сравнительно-правовых исследований в области образовательного права / Д.А. Ягофаров // Право и образование, 2004. № 1. С. 17–25.
50. Янкелевич Р. К., Юровский Р. Ф. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. – Гродно: ГрГАУ, 2004. – 96 с.
51. Янукович, А.Н. Международное сотрудничество в сфере высшего образования: к разработке концепции интегрирующего федерального закона об образовании /А.Н. Янукович // Ежегодник российского образовательного законодательства. М.: ФГУ «ФЦОЗ «, 2007. – Т. 2. – 664 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты