Организация профилактики девиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования Диссертация
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Организация профилактики девиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Организация профилактики девиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Проблема девиантного поведения в современной литературе
1.2 Агрессивность и агрессия как формы девиантного поведения
1.3 Особенности проявления девиантного поведения молодежи
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Специфика учреждений среднего специального образования
2.2 Социально-педагогические особенности учащихся учреждений среднего специального образования
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ полученных результатов
3.3 Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения молодежи – это одна из наиболее острых проблем для современного человеческого общества как мирового масштаба, так и нашей страны. Рост отклоняющегося поведения среди молодых людей повышается довольно стремительно, он может начинаться от деструктивного поведения, а заканчиваться тяжкими преступлениями.
Данная проблема привлекает внимание исследователей из различных областей уже длительный период времени. С таким фактором, как развитие человеческой цивилизации, агрессия постепенно находит все новые формы своего проявления. В настоящее время стремительно изменяется структура общества, активно происходит расслоение населения по различным признакам, экономическим, психологическим, социальным, политическим. На этой почве возникает довольно большое количество противоречий, которое приводит к агрессивности и агрессии людей по отношению друг к другу [39].
Актуальность изучения феномена девиантного поведения и его профилактики определяется тем, что помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных действий, наблюдается углубление агрессивных и деструктивных тенденций в сторону возрастания жестокости и цинизм молодых людей. Постепенно происходит увеличение числа преступлений, которые совершаются под воздействием ситуативных, импульсивных факторов реагирования. Очень часто молодые люди принимают нерациональные решения, которые в последствии причиняют большой ущерб другим людям. Иногда молодые люди это делают целенаправленно. Такое поведение молодежи в настоящее время представляет собой одну из важнейших глобальных психологических и социальных проблем всего современного общества и молодых людей в частности [46].
Девиантное и отклоняющееся поведение молодежи – это такая система поступков или непосредственно отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Они могут проявляться в прямой или же косвенной форме.
Довольно широко освещена данная проблема среди отечественных и зарубежных авторов, однако несмотря на это, она нуждается в дальнейшей разработке в связи с постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности молодых людей. Особенно важно отметить тот факт, что девиация в зависимости от типа учреждения образования, в котором развивается молодой человек – изучена в меньшей степени. Девиантное поведение молодых людей, которые обучаются в средних специальных учебных учреждениях, представляет собой достаточно сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет разносторонний и широко направленный характер. Все вышесказанное непосредственно обуславливает актуальность нашего исследования.
Объект нашего исследования – девиантное поведение.
Предмет исследования – девиантное поведение учащихся в учреждениях среднего специального образования.
Таким образом, цель данного исследования – организовать профилактику дивиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования.
Для достижения поставленной цели нами предполагается решение следующих задач [...]:
7) Рассмотреть понятие девиантного поведения учащихся;
8) Изучить формы и особенности девиантного поведения учащихся;
9) Описать особенности учреждений среднего специального образования;
10) Дать характеристику учащимся учреждений среднего специального образования;
11) Провести исследование выраженности девиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования;
12) Разработать систему мер по профилактике девиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования.
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Проблема девиантного поведения в современной литературе
За последнее десятилетие и отдельные годы наблюдается возрастание числа деструктивных и отклоняющихся воздействий со стороны молодых людей. Различные формы девиантного отклоняющегося поведения от норм, которые приняты в современном обществе, представляют собой картину всех тех проблем, которые существуют на данный момент в нашем обществе. Проблема девиантного поведения подростков и молодежи требует непосредственного безотлагательного решения. Отмечается широкий спектр нарушений и девиаций поведения. Чаще всего девиация может проявляться в действиях противоположного характера, игнорировании правил, требований и порядков, которые установились в обществе, алкоголизме, наркомании, проституции, суицидальном поведении, употреблении различных токсических веществ.
Проблема девиантного поведения представляет собой в широком формате проблему гармоничного развития и существования личности и в целом общества, а также проблема согласованности процессов развития и функционирования личности и общества [9, с. 17].
Говоря о девиантном поведении и его формах, можно отметить, что существует большое количество теорий к рассмотрению данного феномена, и нет в настоящее время единственно верного подхода. Большинство из теорий объясняют девиации из позиций комплексности, то есть пропагандируют комплексный подход, при этом учитывают как личностные, так и общественные факторы. Некоторые же теории наоборот, делают акцент лишь на одном из влияющих факторов, либо личностном, либо общественно значимом.
Девиантное поведение в целом – это отклонение от общепринятых норм общества, отклонения, которые могут иметь безнаказанный характер, а могут идти в разрез с законом. Как мы уже отметили выше, существует большое количество теорий, которые рассматривают девиации и девиантное поведение с различных сторон, именно поэтому нет единственно верной и исчерпывающей точки зрения на данный вопрос. Одни ученые рассматривают девиантное поведение как следствие рассогласования личности с собственными чувствами и отсутствие возможности самореализоваться в текущей ситуации. Другие авторы считают, что девиантное поведение – это последствия формирования чувства неполноценности и невроза, который мешает установить адекватные взаимоотношения с окружающей средой.
Однако основным является важность социальных норм, которые регулируют общественные отношения и нарушаются в ходе неадекватного взаимодействия с социумом. Считается также, что существуют некоторые предпосылки биологического и генетического характера в формировании девиантного поведения, однако только в совокупности с взаимодействием с окружающей средой они могут давать склонность к девиантному отклоняющемуся поведению.
Проведя анализ литературы по данной проблеме, учитывая точки зрения как отечественных, так и зарубежных авторов. можно отметить, что существуют следующие основные подходы к рассмотрению девиантного поведения и его форм (Рисунок 1.1):
1) Психологический
2) Биологический
3) Социологический.
Говоря о биологическом подходе, нельзя не сказать о том, что он включает в себя концепцию антропологической обусловленности, теорию различных конституциональных типов, хромосомную теорию и эндокринную теорию. Психологический же подход основан непосредственно на психоаналитической теории, на индивидуальной психологии А. Адлера, на гуманистической теории, эмпирических данных, широко представлен в теории клинической криминологии. Касательно социологического подхода особый интерес представляет его структура, в которую входят следующие теории:
1) Теория социального научения
2) Культурная теория
3) Теория автономии
4) Теория стигматизации
5) Теория конфликтов [15].
Выводы по главе 1
Девиантное поведение – это отклонение от общепринятых норм общества, отклонения, которые могут иметь безнаказанный характер, а могут идти в разрез с законом. Существует большое количество теорий, которые рассматривают девиации и девиантное поведение с различных сторон, именно поэтому нет единственно верной и исчерпывающей точки зрения на данный вопрос. Одни ученые рассматривают девиантное поведение как следствие рассогласования личности с собственными чувствами и отсутствие возможности самореализоваться в текущей ситуации. Другие авторы считают, что девиантное поведение – это последствия формирования чувства неполноценности и невроза, который мешает установить адекватные взаимоотношения с окружающей средой. Однако основным является важность социальных норм, которые регулируют общественные отношения и нарушаются в ходе неадекватного взаимодействия с социумом. Считается также, что существуют некоторые предпосылки биологического и генетического характера в формировании девиантного поведения, однако только в совокупности с взаимодействием с окружающей средой они могут давать склонность к девиантному отклоняющемуся поведению.
Различные формы девиантного отклоняющегося поведения от норм, которые приняты в современном обществе, представляют собой картину всех тех проблем, которые существуют на данный момент в нашем обществе. Проблема девиантного поведения подростков и молодежи требует непосредственного безотлагательного решения. Отмечается широкий спектр нарушений и девиаций поведения. Чаще всего девиация может проявляться в действиях противоположного характера, игнорировании правил, требований и порядков, которые установились в обществе, алкоголизме, наркомании, проституции, суицидальном поведении, употреблении различных токсических веществ.
Биологические и генетические факторы могут оказывать влияние на девиантное поведение, однако, на наш взгляд, одних лишь биологических факторов недостаточно для того, чтобы спровоцировать девиации. Биологически могут быть переданы человеку от родителей и сформироваться на биологической основе тип темперамента, половозрастные характеристики и другие индивидуальные особенности. Однако, при непосредственном взаимодействии с внешней средой, обществом, предпосылки могут спровоцировать поведение определенного характера, иногда даже преступности. Таким образом, на сегодняшний день биологические теории не отвергаются нами полностью, однако необходимо признать факт их ограниченности касательно формирования девиантного поведения.
Так, несмотря на различие всех теорий, если их обобщить можно сделать вывод, что на формирование склонности к девиантному поведению влияют как биологические, так и психологические факторы личности человека, однако только при взаимодействии с внешней средой, социумом, при сопротивлении его нормам, законам и правилам, происходит непосредственное отклоняющееся от норм поведение человека.
На основании анализа литературы, мы можем сказать, что существует множество подходов к определению феномена агрессивности и агрессии, но, в нашей работе, мы будем придерживаться определения, данного И.А. Фурмановым, согласно которому агрессивность представляет собой реакцию на кризисную ситуацию, которая возникает вследствие блокировки актуальных потребностей. Агрессивность можно рассматривать как предпосылку девиантного поведения, а непосредственно агрессию в качестве формы его проявления.
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Специфика учреждений среднего специального образования
Учреждение среднего специального образования – это учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального профессионального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов учащихся, образовательную программу дополнительного образования молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
В настоящий момент времени, известны следующие виды средних специальных учебных заведений:
1) Техникумы. На их территории реализуются основные профессиональные образовательные программы, необходимые для базовой подготовки будущих специалистов.
2) Колледжи. В случае с этой разновидностью учебного заведения, реализуются основные образовательные программы среднего профессионального образования. Дополняются они программами, предназначающимися опять таки для среднего профессионального образования, но теперь уже, несколько углубленной подготовки.
В отдельности хотелось бы отметить для такие учебные заведения, как ПТУ – профессионально-технические училища, которые теперь принято называть просто ПУ – профессиональные училища. Профессионально-техническое училище, предназначается для того, чтобы подготовить квалифицированных рабочих по их будущим профессиям. Последние, в случае с ПУ, в обязательном порядке, должны носить повышенный общеобразовательный уровень.
Обобщая информацию можно говорить о том, что, техникум и колледж представляют собой такие разновидности учебных заведений, которые обучают студентов по специальностям. При этом, если на территории техникумов обучение происходит в течение двух, иногда трех лет, то в колледжах, ввиду наличия программ углубленной подготовки, этот срок увеличивается еще на один год.
В отечественной образовательной системе не достаточно точно прописаны отличительные особенности среднего профессионального и среднего специального образования. Но, в нашем, современном обществе, принято считать, что среднее профессиональное образование получают студенты, которые учатся в соответствующих учебных заведениях, простыми словами в ПТУ. В то самое время, студенты техникумов получают среднее профессиональное образование.
Принципы построения системы специального образования следующие:
• государственный характер;
• общедоступность образования;
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• опора на наследие национальной культуры;
• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся;
• коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса;
• личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании;
• преемственность в работе всех звеньев системы образования и другие.
Государственный характер образования дополняется наличием частных учреждений, что связано с развитием рыночных отношений, однако эти учреждения работают под контролем государственных структур. В последние годы активизировалась по¬мощь со стороны общественных, благотворительных и родительских организаций.
Выводы по главе 2
Можно отметить следующие виды учреждений среднего специального образования: техникумы и колледжи. Для того, чтобы преподавание и процесс обучения в среднем специальном учреждении образования проходил более эффективно, необходимо учитывать как специфику учреждения, так и психологические и педагогические особенности учащихся. По окончанию обучения в школе, в средние специальные учреждения образования поступают, как правило, юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. Исследователи в области психологии и социологии, разделяют молодежь, которая обучается в колледжах и техникумах, на три основные группы, которые нами были подробно описаны в параграфе выше.
В данный возрастной период, когда юноши и девушки поступают в учреждение среднего специального образования, происходит становление их мотивационной структуры, нравственности, чувства чести и долга, активно происходит саморазвитие, формируется характер и личностные особенности. Некоторые авторы выделяют данный возрастной период как один из важнейших этапов развития интеллекта.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Организация и методы исследования
Теоретико-методологическими основаниями данного исследования являются:
1) Подход И.Б. Бойко, который рассматривает агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
2) Подход А. Басса к агрессии. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.
Гипотеза нашего исследования: у учащихся в учреждениях среднего специального образования есть склонность к девиантному поведению.
Метод исследования: опрос.
Методики исследования. В данном исследовании использовались следующие методики:
1. «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко). Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности. Опросник состоит из 55 утверждений и позволяет диагностировать несколько уровней агрессивности: очень низкий, невысокий, средний, повышенный, очень высокий.
2. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки. Данный опросник состоит из 75 утверждений и помогает рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ответы оцениваются по 8 шкалам:
• Физическая агрессия
• Косвенная агрессия
• Раздражение
• Негативизм
• Обида
• Подозрительность
• Вербальная агрессия
• Чувство вины
Опросник позволяет вывести индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной), а также индекс враждебности.
3. Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения (Приложение В). Опросник состоит из 98 утверждений и содержит 7 основных шкал:
• шкала установки на социально-желательные ответы
• шкала склонности к преодолению норм и правил
• шкала склонности к аддиктивному поведению
• шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
• шкала склонности к агрессии и насилию
• шкала волевого контроля эмоциональных реакций
• шкала склонности к деликвентному поведению.
Описание выборки. Всего в исследовании приняло участие 300 учащихся учреждения среднего специального образования, из них 150 юношей (50%) и 150 девушек (50%) в возрасте от 15 до 24 лет.
Выводы по 3 главе
У студентов учреждения среднего специального образования преобладает высокий уровень агрессивности, а также высокий уровень агрессии. Это можно объяснить возрастными особенностями и особенностями окружающей коммуникативной среды, желанием противопоставить себя обществу, а также нарушить некоторые принятые в нем нормы и правила.
Для девушек в большей степени характерно проявление аутоагрессии, нежели для юношей. Это значит, что девушки в большей степени направляют агрессию на свое тело, а юноши – на других. Юноши демонстрируют более высокий уровень агрессивности, чем девушки. Это может быть связано с тем, что юноши более склонны к деструктивному поведению и, в силу гендерных особенностей, имеют более яркую эмоциональную выраженность агрессивности. Юноши преследует определенные мотивы, для достижения которых используют агрессивные формы поведения. Высокий уровень агрессивности, который прослеживается у студентов-юношей, непосредственно связан с агрессией, направленной на себя и общество, что в свою очередь и проявляется в различного рода агрессии: косвенной, физической, вербальной.
Учащиеся в учреждении среднего специального образования склонны к отклоняющемуся поведению, они хорошо контролируют свое эмоциональное состояние, однако проявляют насилие и агрессию по отношению к окружающим, склонные к аутоагрессии, к саморазрушению и самоповредающему поведению. В результате проведенного исследования также было обнаружено, что в учреждении среднего специального образования имеют повышенный уровень склонности к преодолению норм и правил, склонности к самоповреждению, а также склонности к делинквентному поведению.
Постепенно происходит увеличение числа преступлений, которые совершаются под воздействием ситуативных, импульсивных факторов реагирования. Очень часто молодые люди принимают нерациональные решения, которые в последствии причиняют большой ущерб другим людям. Иногда молодые люди это делают целенаправленно. Такое поведение молодежи в настоящее время представляет собой одну из важнейших глобальных психологических и социальных проблем всего современного общества и молодых людей в частности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение представляет собой сложную и недостаточно разработанную область психологической науки. Психология девиантного поведения относительно недавно выделилась в самостоятельную область психологической теории и практики. Выявление причин девиантного поведение является залогом успешной его коррекции, так как трудности в общении, деятельности, обучении и воспитании людей с девиантным поведением зачастую возникают из-за непонимания этих причин.
Поведение, отклоняющееся от нормы, рассматривается с разных точек зрения: биологической, социологической, психологической, гуманистической, однако наиболее перспективным следует считать психологический подход, т.к. в рамках этого подхода существуют реальные возможности помощи людям с девиантным поведением, адаптации их к жизни, реализации их потенциальных возможностей.
Девиантное поведение – это отклонение от общепринятых норм общества, отклонения, которые могут иметь безнаказанный характер, а могут идти в разрез с законом. Существует большое количество теорий, которые рассматривают девиации и девиантное поведение с различных сторон, именно поэтому нет единственно верной и исчерпывающей точки зрения на данный вопрос. Одни ученые рассматривают девиантное поведение как следствие рассогласования личности с собственными чувствами и отсутствие возможности самореализоваться в текущей ситуации. Другие авторы считают, что девиантное поведение – это последствия формирования чувства неполноценности и невроза, который мешает установить адекватные взаимоотношения с окружающей средой. Однако основным является важность социальных норм, которые регулируют общественные отношения и нарушаются в ходе неадекватного взаимодействия с социумом. Считается также, что существуют некоторые предпосылки биологического и генетического характера в формировании девиантного поведения, однако только в совокупности с взаимодействием с окружающей средой они могут давать склонность к девиантному отклоняющемуся поведению.
Так, несмотря на различие всех теорий, если их обобщить можно сделать вывод, что на формирование склонности к девиантному поведению влияют как биологические, так и психологические факторы личности человека, однако только при взаимодействии с внешней средой, социумом, при сопротивлении его нормам, законам и правилам, происходит непосредственное отклоняющееся от норм поведение человека.
В зависимости от того, какие внешние и внутренние условия развития существуют в жизни человека, от того, какие материально-бытовые и социально-экономические условия его окружают, может формироваться большое количестве разнообразных форм девиантного поведения. Если происходит так, что ситуации часто повторяются в жизни человека, они наслаиваются друг на друга, а непосредственно поведенческие реакции закрепляются. В таком случае возникают непосредственные устойчивые психологические комплексы, которые приводят к развитию того или иного типа отклоняющегося поведения.
Выделяют различные формы девиантного поведения, среди которых алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, суицидальное поведение, девиации сексуального характера. Данный тип поведения молодежи довольно наглядно демонстрирует картину нашего общества в целом и выглядит она довольно пугающе. Для того, чтобы данное поведение не получало социальной поддержки и не получало свое распространение, необходим ряд профилактических и коррекционных мер, которые будут направлены как на подростков, так и на более взрослых людей.
Полученные в ходе исследования данные вносят вклад в развитие изучение проблемы девиантного поведения учащихся в учреждениях среднего специального образования. Полученные результаты могут быть использованы в программах по профилактике девиантного поведения учащихся. Материалы работы могут быть использованы в курсе изучения психологии отклоняющегося поведения.
1. BanduraA. Aggression: ASocialLearningAnalysis / A. Bandura. –EnglewoodCliffs. — 1973. – 400 p.
2. Buss A. The psychology of aggression / A. Buss. — N.Y. — 1961. – 307 p.
3. Dollard J. Frustration and Agression / J. Dollard and others. — New-Haven, Yale. — 1939. – 209 p.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. Текст / Л. Берковиц. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с
5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 2007. – 309 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
8. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 2000. – 176 с.
9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. – 247 с.
10. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – 2009. – № 1. – С. 305-317.
11. Забродин, Н.И. Как предупредить отклонения в поведении детей / Н.И. Забродин. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
12. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 141-145.
13. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Логос, 2006. – 112 с.
14. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
15. Кондрашенко, В.П. Девиантное поведение у подростка / В.П. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
16. Костяшкин, Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками / Э.Г. Костяшкин. – М.: Просвещение, 1989. – 205 с.
17. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов. – М.: Наука, 2002. – 220 с.
18. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов. – М.: Просв
19. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 1998. – 272 с.
20. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб. : Питер : Питер принт, 2003. – 333 с.
21. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
22. Ландова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова // Социально-политический журнал. – 2003. – № 4. – С. 35-42.
23. Левин, К. Психология личности / К. Левин,Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс// Уровень притязаний. Тексты. М.: МГУ, 1982.–С. 86-93.
24. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев: изд-во Логос, 2001. – 439 с.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание / А.Н. Леонтьев //Личность, 2-е изд. М. : Политиздат, 1975. – 165 с.
26. Личко, А.Е. Патахарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / А.Е. Личко. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 2006. – 196 с.
27. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с.
28. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии /Б.Ф. Ломова // Психологический журнал. 1981. №5. – С 3-22.
29. Лоренц, К. Агрессия так называемое «зло» / Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. – М. : Прогресс Универс, 1994. – 271 с.
30. Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149-153.
31. Невский, И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников / И.А. Невский. – М.: Педагогика, 2002. – 212 с.
32. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92-102.
33. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I. Основные формы девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 2009. – 110 с.
34. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 224 с.
35. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков / А.А. Реан. // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 139-144.
36. Реан, А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с
37. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшидт. – М.: Мир, 2004. – 320 с.
38. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. – М.: Смысл, 2003. – 299 с
39. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2009. – 213 с.
40. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
41. Трус, И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания / И. Трус // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 44-46.
42. Фарапонова, Э.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением / Э.А. Фарапонова // Психологический журнал. – 2003. – № 6. – Т. 14. – С. 46-54.
43. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни : пер. с нем. / З. Фрейд.— 4-е изд. — М. : Совр. пробл., 1926. — 256 с.
44. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие / И.А. Фурманов. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 479 с
45. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-т. практич. психологии, 2006. – 224 с.
46. Шевчук, В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение: Социально-психологический аспект / В.Ф. Шевчук. – Ярославль: ЯПИ, 2002. – 154 с
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты