ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика, стадии и симптомы
1.2 Специфика эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного образования
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Диагностика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного образования
2.2 Методические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Диагностика эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения образования
В исследовании приняли участие 20 человек – воспитатели дошкольного учреждения образования.
Для более дифференцированного подхода к исследованию особенностей эмоционального выгорания воспитателей, вся выборка была поделена на следующие группы:
- 10 воспитателей со стажем работы до 5 лет;
- 10 воспитателей со стажем работы более 5 лет.
Исследование проводилось в два этапа:
1. Констатирующий этап. На этом этапе проводится первичная диагностика уровня эмоционального выгорания и стрессоустойчивости воспитателей дошкольного учреждения образования.
2. Формирующий этап. На данном этапе была разрабатана коррекционная программа.
Методики исследования:
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
3. Методика выявления эмоционального выгорания MBI.
4. Шкала тревоги Спилберга-Ханина.
5. Тест САН.
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (Приложение 1).
Американские врачи Т. Холмс и Р. Paгe изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Исследователи сделали вывод о том, что серьезным психическим изменениям предшествуют определенные жизненные ситуации. Основываясь на данном утверждении, доктора составили шкалу, согласно которой каждому жизненному событию соответствует определенное количество баллов. При этом авторы данной методики учитывали уровень стресогенности того или иного фактора. Исследование показало, что результат, соответствующий 150 балла означает, что в 50% случаев возникает психическое заболевание. Если сумма баллов превышает 300, то вероятность появления и развития заболевания возрастает до 90%.
Инструкция: Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация.
Обработка результатов: Попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз. Подсчитать общее количество баллов.
Интерпретация результатов: Сверить количество баллов по таблице-ключу. Чем больше количество баллов, тем более тревожное состояние наблюдается у испытуемого. Это свидетельствует о недостаточной сопротивляемости стрессовым ситуациям, поэтому необходимо принять меры по их устранению. Полученное количество баллов выражает не только степень сопротивляемости стрессовым факторам, но и уровень стрессовой нагрузки.
2.2 Методические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения
В целях формирования стрессоустойчивости и снижения уровня выгорания воспитателей была разработана коррекционная программа, основанная на телесно-ориентированной терапии.
Цели программы:
- освоить методики телесной терапии и способов релаксации;
- сформировать навык самостоятельного применения терапевтических технологий;
- сформировать умения устанавливать причины негативных психологических состояний;
- научиться осуществлять поиск решений по устранению личностных проблем и эмоциональной неустойчивости;
- повышение эмоциональной устойчивости воспитателей и готовности к стрессовым ситуациям;
- стабилизация уверенности в себе, формирование положительного «Я-образа»
- повышение качества работы.
Разработанная коррекционно-развивающая программа основывается на следующих принципах:
1. Принцип постепенности основывается на логическом вытекании следующего этапа из предыдущего. Такой подход обеспечивает большее углубление в программу, понимание ее функций, а также качественное овладение терапевтическими методиками и постепенное глубокое осознание собственной личности.
2. Принцип индивидуальности предусматривает учет возрастных, физиологических и психологических особенностей каждого участника программы. А также поиск индивидуальных методик в соответствии с личностными характеристиками участников.
3. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов состоит в применении методов и практик, направленных на активизацию более развитых психических процессов.
4. Принцип постепенного усложнения предполагает проведение занятий «от простого к сложному» на каждом этапе. Такой подход позволяет поддерживать интерес участников программы к занятиям, а также помогает осознать собственные достоинства в процессе преодоления трудностей.
5. Принцип разнообразия и учета объема материала проявляется в использовании многих приемов и методик. Наличие большого и разнообразного материала позволяет каждому участнику подобрать наиболее подходящий материал для последующего самостоятельного использования. Также необходимо учитывать объем материала каждого занятия, и увеличивать его только после относительной сформированности навыков и умений по предыдущему материалу.
6. Принцип учета сложности материала заключается в том, что не стоит перегружать занятия излишней сложностью, чтобы не дестабилизировать и без того неустойчивый эмоциональный фон группы. Цель коррекционной программы максимально расслабить людей, добиться высокой степени доверия, а сложный материал может наоборот вызвать дискомфорт и нежелание принимать участие в коррекционной программе.
В качестве основной формы расположения был выбран круг, так как он дает возможность отражать важнейшие психологические механизмы занятия, способствует установлению высокой степени доверия, так как все участники ощущают себя в равных условиях. Также круг позволяет наладить наиболее тесный контакт, способствует эмоциональной взаимности, психологу легче отслеживать реакцию участников занятий и корректировать процесс.
В качестве основных форм работы были выбраны групповые занятия, также возможно занятие по группам или парах. Это позволит наладить более тесный контакт среди участников группы и установить тесные благоприятные отношения в коллективе.