1. Информационный блок
1.1 Тема педагогического опыта
1.2 Актуальность темы
1.3 Цель опыта
1.4 Задачи опыта
1.5 Длительность работы на опытом
2. Описание опыта
2.1 Ведущая идея опыта
2.2 Описание сути опыта
2.3 Результативность и эффективность опыта
3. Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Информационный блок
1.1 Тема педагогического опыта – «Формирование у детей речевых навыков процессе изобразительной деятельности во 2 классе».
1.2 Актуальность темы продиктована следующими факторами:
- необходимостью активизации словарного запаса и развития связной речи детей младшего школьного возраста;
- повышением требований к качеству подготовки учащихся в учреждениях общего среднего образования;
- необходимостью раскрытия интересов, склонностей, индивидуальных особенностей учащихся, как компонентов мотивации к учебной деятельности.
В современных условиях развития национальной системы образования значительно возросли требования к качеству подготовки учащихся учреждений общего среднего образования, которые могли бы осуществлять самостоятельный и осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, грамотно выражать свои мысли и были бы способны активно включаться в решения задач социально-экономического развития страны.
В связи с этим особую актуальность приобретает деятельность учителя по развитию речи детей младшего школьного возраста.
Основная задача речевого развития младшего школьника – активизация словаря и развитие связной речи. Собственный опыт работы показывает, что содержание речи – это основная проблема обучения, поэтому уровень ее связности – это основной показатель в работе над этой проблемой. Как правило, для развития речи используются различные методики, но большинство из них используются либо единовременно учителем, либо внедряются в инновационной деятельности учреждения общего среднего образования [6].
Вопросами развития речи детей младшего школьного возраста занимались ученые в области логопедии, психологии и психолингвистики
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) дети младшего школьного возраста выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Обучение детей рисованию было признано одним из важных психокоррекционных средств [2, с. 51].
Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
- происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
- осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
- совершенствуется регулирующая функция речи.
Главными компонентами системы моей работы являются:
- активизация словаря учащихся на уроках изобразительного искусства;
- формирование ключевых предметных компетенций на уроке;
- организация коммуникации учащихся в ходе изодеятельности;
- мониторинг качества обученности и коррекционная работа.
2.2. Описание сути опыта.
Развитие способностей детей младшего школьного возраста к созданию изображений, формирование их изобразительно-игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи педагога.
На занятиях по изобразительной деятельности достаточно я часто использую «приём комментирующей речи взрослого» и приём «комментированного рисования», описанные некоторыми учёными (О.П. Гаврилушкиной, Т.А. Мироновой, Г.В. Чиркиной).
3. Заключение
Опыт показывает, что эффективность применения различных приемов изодеятельности для развития речи учащихся младших классов, базируется на принципах:
- системности (подготовка ведётся последовательно и по различным направлениям);
- личностно-ориентированного подхода.
Только комплексный подход к организации работы по развитию речи на уроках «Изобразительного искусства», будет способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, а, соответственно, и улучшения общего результата учебной деятельности.
Также хотелось бы отметить, что важна роль самого учителя в работе с учащимся, он просто обязан окрылить его, вселить веру в себя. И этому, несомненно, будет способствовать грамотно организованная деятельность на уроке.
С опытом своей работы я выступала на школьном методическом объединении учителей, педагогическом совете школы. Ежегодно провожу открытые уроки как для учителей нашего учреждения.
Мой педагогический девиз: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению…».
1. Игнатьев, С.Е. Закономерности ИЗО деятельности / С.Е. Игнатьев – М., 2007. – 208 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 янв. 2011 г. №243. – Минск: Амалфея, 2011. – 496 с.
3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозайко-Синтез, 2006 – 81с.
4. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
5. Микляева, Н.В. Комментированное рисование в детском саду. / Н.В. Микляева – М., 2010. – 129 с.
6. Новиков, A.M. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
7. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Изобразительное искусство I-IV класс». – Минск: Национальный иститут образования, 2015 – С. 31-42.