Развитие речи в онтогенезе
Список использованной литературы
Развитие речи в онтогенезе
Начиная с первых месяцев жизни, у ребенка могут проявиться проблемы, грозящие в дальнейшем перерасти в серьезные речевые нарушения. Одной из причин подобного является возникновение проблем в сфере коммуникативного поведения. Под коммуникативным поведением обычно понимают комплексный процесс взаимодействия отдельно взятого индивида с социумом, реализующийся не только посредством речи, но и при помощи целого кластера естественных невербальных компонентов общения [1].
Невербальное коммуникативное поведение зачастую рассматривается в двух основных аспектах: социально-коммуникативное поведение ребенка до формирования речевого общения и сам невербальный компонент речевого общения. При прочих равных, человек уже рождается с ярко-выраженными предпосылками к речевому общению [2]. В частности, крепкую базу для развития речи формируют врожденный слух, и развивающаяся способность фиксировать взгляд на лице взрослого. Новорожденный ребенок в состоянии выражать свое эмоциональное состояние при помощи своего лица, тела и голоса.
В свою очередь, начинают развиваться жестовые механизмы. Первый жест «дотягивания и обладания» в будущем трансформируется в указательный жест и сохранится в коммуникативном поведении человека на всю оставшуюся жизнь. Врожденные рефлекторные реакции, как, например, улыбка, при правильном течении онтогенеза постепенно преобразуются в инструменты общения, будучи направленными на получение ответной реакции. [3] Аналогичным образом, множество других наследуемых рефлекторных движений становятся тем, что многие ученые определяют как протоязык, так называемую первичную «дословесную» систему коммуникаций. Правильное формирование и работа данной системы свидетельствует о корректном течении логогенеза.
Само по себе понятие «невербальная коммуникация» включает в себя достаточно большую вариацию явлений и подразумевает по собой не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы взаимодействия человека с окружением [4]. В широком смысле невербальная коммуникация практически эквивалентно понятию «невербальное поведение» и описывает социально обусловленную систему взаимодействия при помощи невербальных символов, знаков, кодов, которые используются для передачи сообщения. В настоящее время большое внимание фокусируется на лингвистическом анализе именно невербального компонента речи.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ; Астрель, 2007. С. 7–8.
2. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста. Практическая медицина 2014;9(85): 108–12.
3. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003. 616 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
5. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов: СГУ, 1981. 323 с.
6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.: В защиту живого слова. Сост. М.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. С. 5–25.
7. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: УРСС Эдиториал, 2001. 248 с.
8. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период). Иваново: ИвГУ, 1983. 78 с.
9. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: НЛО, 2002. 581 с.
10. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: МГУ, 1997. 152 с.
11. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.
12. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки. 2-е изд., доп. М.: Знание, 1983. 248 с.
13. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб.: МиМ, 1997. 192 с.