1 Платные автомобильные дороги Беларуси
2 Спутниковый мониторинг транспорта
3 Топливные карты: АЗС современного типа
4 Весенние ограничения на дорогах Беларуси
5 О распределении российских разрешений «в/из третьих стран» на второй квартал 2016 года
6 Двусторонний конфликт Польши и России
Список использованных источников
1 Платные автомобильные дороги Беларуси
В Республике Беларусь функционирует электронная система BelToll взимания платы за проезд по определенным участкам дорог общей протяженностью 1189 км.
Использование системы BelToll обязательно для большегрузных машин, автобусов с технически допустимой общей массой более 3,5 т вне зависимости от государства регистрации транспортного средства, а также для легковых автомобилей с технически допустимой массой не более 3,5 т, зарегистрированных за пределами Таможенного союза. Для водителей легковых автомобилей с допустимой общей массой не более 3,5 т из России и Казахстана проезд является бесплатным.
В отношении международных автоперевозчиков при движении по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь чаще всего формируются нарушения, обозначаемые под цифровым кодом «1» – отсутствие на транспортном средстве устройства электронной оплаты или использование неработающего устройства электронной оплаты или использование устройства электронной оплаты в нарушение порядка технологической эксплуатации.
Фактически это значит, что при проезде контрольной станции сбора платы, электронная система не распознает бортовое устройство, установленное на транспортном средстве. Фиксация оплаты за проезд сегмента платной дороги не производится, и система автоматически формирует нарушение порядка оплаты за проезд. Транспортной инспекцией в отношении перевозчика составляется акт нарушения, начисление и взимание платы в увеличенном размере (от 50 до 260 евро за одно нарушение).
В большинстве случаев это происходит по причине размещения бортового устройства не в соответствии с правилами технологической эксплуатации (область, предназначенная для монтажа бортового устройства, расположена в нижней внутренней части ветрового стекла между центром транспортного средства и рулевым колесом, при этом щетки ветрового стекла в свободном положении не должны закрывать бортового устройства). Нередко бортовое устройство может лежать на приборной панели горизонтально (плашмя), может быть закрыто щетками ветрового стекла или находиться в любом другом, не установленном инструкцией месте. Наиболее часто, такие нарушения формируются первой контрольной станцией «рамкой» сбора платы (при въезде со стороны Российской Федерации – 1038 М-1 609,955 км).
2 Спутниковый мониторинг транспорта
Любая транспортная компания время от времени сталкивается с возникновением внештатных ситуаций, задерживающих доставку грузов в установленные сроки. Для обеспечения оперативного реагирования на такие ситуации компаниям-грузоперевозчикам стоит использовать спутниковый мониторинг транспорта, дающий возможность отслеживания движения транспорта компаний в онлайн-режиме, контроля над местоположением транспортного средства на маршруте перевозки и поддерживания связи с водителями [9].
При возникновении ситуаций, которые создают угрозу срыва плана грузоперевозки, водитель имеет возможность сообщить о происшествии диспетчеру компании. На основании полученной информации оперативно предпринимаются действия, направленные на устранение препятствий для перевозки грузов.
Спутниковый мониторинг транспорта, кроме того, дает возможность выполнять отслеживание скорости движения транспортных средств с транспортируемыми грузами. Данная функция необходима для контролирования добросовестной работы персонала компании, поскольку грузоперевозки должны выполняться с максимально возможной скоростью, но при этом не превышающей максимально допустимую скорость.
При таких условиях движения в пути не должны создаваться ситуации проволочек по причине слишком медленного движения или ситуации, опасные для транспортируемых грузов, самого транспортного средства и иных участников движения из-за превышения скорости. Соблюдение водителем установленной скорости движения при грузоперевозке имеет большое значение для компании, поскольку ее приоритетом является не только скорость, но и аккуратность и безопасность доставки грузов [2].
3 Топливные карты: АЗС современного типа
Следуя мировым тенденциям розничного рынка нефтепродуктов, открытое акционерное общество «Газпром нефть» постоянно повышает качество обслуживания корпоративных клиентов, и предлагает выгодные и удобные способы расчета за горюче-смазочные материалы. Одна из них предполагает использование топливных карт – АЗС при такой схеме отпускает ГСМ посредством безналичной оплаты.
На АЗС топливная карта позволяет рассчитываться быстро и безопасно. В этом случае нет необходимости возить крупные суммы наличности. Это особенно актуально, если деятельность предприятия связана с транспортировкой грузов на значительные расстояния. Сеть заправочных станций «Газпром нефть» включает в себя более 1000 заправочных комплексов, имеющих развитую инфраструктуру. Большинство заправок представляют собой комплексы с оборудованной парковкой, на их территории имеются кафе, мойки, отели. Принимаются топливные карты на всех АЗС сети, включая сбытовые предприятия, находящиеся за пределами России. В частности, в странах СНГ: Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Беларуси [3].
4 Весенние ограничения на дорогах Беларуси
При организации перевозок в весенний период по территории Республики Беларусь необходимо учитывать:
1. Ограничения в весенний период вводятся с 25 марта по 25 апреля.
2. Как и в предыдущие годы, утвержден перечень республиканских автомобильных дорог, в отношении которых в весенний период ограничиваются (снижаются) нагрузки на оси транспортных средств.
3. Необходимо учесть, что Минская кольцевая автодорога недавно была выведена из перечня республиканских автомобильных дорог и передана на баланс Мингорисполкома. Таким образом, она отнесена к категории городских улиц, на которые действие весенних ограничений не распространяется.
5. Изменился порядок проезда АТС в период весенних ограничений. В предыдущие годы в период весенних ограничений оформление разрешений для проезда ТКТС было невозможно ни при каких условиях.
Даются послабления:
При наличии специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь временные ограничения не распространяются на транспортные средства:
- перевозящие экспортные грузы стран Таможенного союза;
- начавшие движение из пункта загрузки за пределами Республики Беларусь до 25 марта 2016 г. включительно (при наличии товарно-транспортных документов, подтверждающих начало движения в указанный срок);
- перевозящие грузы по участкам автомобильных дорог общего пользования в населенные пункты (из населенных пунктов), которые располагаются в пределах до 30 километров включительно от республиканских автомобильных дорог, входящих в основной маршрут движения [4].
5 О распределении российских разрешений «в/из третьих стран» на второй квартал 2016 года
Транспортная инспекция информирует о том, что в соответствии с протоколом от 22.03.2016 комиссии Минтранса и приказом Минтранса от 23.03.2016 №100-Ц на второй квартал 2016 года распределены российские разрешения «в/из третьих стран» на международные перевозки грузов категорий «кроме перевозок в/из Италии» (1 кат.), «кроме перевозок в/из Италии, Германии» (2 кат.).
Предусмотрена возможность выдачи перевозчикам в установленном порядке 23-31 марта 2016 года данных разрешений в счет квоты второго квартала.
Общее количество российских разрешений «в/из третьих стран» 1 кат. и 2 кат. образца 2016 г., находящееся у перевозчика, с 01.04.2016 не должно превышать суммарно по указанным двум категориям 150 % от количества автотранспортных средств на конец отчетного периода по данным статистического отчета 4-тр (международные) за январь-декабрь 2015 года. При этом предусмотрена возможность выдачи данных разрешений без указания регистрационных знаков транспортных средств.
Российские разрешения «в/из третьих стран» на международные перевозки грузов «кроме перевозок в/из Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Польши, Чехии, Франции» (3 кат.) выдаются при условии возврата аналогичных разрешений образца 2016 г., полученных более двух месяцев назад.
С 01.04.2016 предусмотрена возможность выдачи разрешений Российской Федерации 3 кат. без указания регистрационных знаков транспортных средств. При этом общее количество разрешений Российской Федерации «в/из третьих стран» 3 кат., находящееся у перевозчика, с 01.04.2016 не должно превышать 60 % от количества автотранспортных средств на конец отчетного периода по данным статистического отчета 4-тр (международные) за январь-декабрь 2015 года [5].
6 Двусторонний конфликт Польши и России
Что касается грузов из Российской Федерации и Польши, которые предназначаются собственно для другой стороны конфликта, то их в объезд никак не доставишь – приходится перегружать в белорусские фуры.
Таким образом, не только литовская, но и белорусская транспортно-логистическая отрасль временно оказалась в выигрышной позиции. Компании не скрывают, что перевозки подорожали, причем существенно. По оценке специалистов ИООО ТД «Шенкер», тарифы в направлении Польши выросли на 70−80%. Другие специалисты называют абсолютные величины: перевозки в Европу подорожали на 350 евро за машину, в российском направлении – на 500 долларов за машину.
Логистика не стоит на месте, и белорусы включились в схему доставки этих грузов. Появились мультимодальные перевозки: разные схемы есть, и с перегрузом, и с перецепками. Для Беларуси это огромный плюс, ведь пошел грузопоток, белорусские перевозчики стали больше зарабатывать. Экспорт услуг идет, сохраняются рабочие места [10].
Впрочем, явление это краткосрочное. Как только Россия и Польша договорятся о выдаче новых разрешений друг другу, цены снизятся. Более того, замещая на рынке польских и российских перевозчиков, белорусы активно используют запас разрешений, но он не безлимитный.
Количество разрешений лежит в основе и польско-российского конфликта. Хотя формально польская сторона предъявляет претензии к требованиям российского законодательства в сфере контроля над международными автомобильными перевозками, фактически речь идет об увеличении присутствия поляков на российском направлении международных перевозок.
Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией.
1. Официальный сайт ассоциации международных экспедиторов и логистики // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baif.by/ – Дата доступа : 12.04.2016.
2. Официальный сайт газеты «Транспортный вестник» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transport-gazeta.by/ – Дата доступа : 12.04.2016.
3. Официальный сайт ИООО «Газпромнефть» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpncard.ru/ – Дата доступа : 12.04.2016.
4. Официальный сайт компании «TELS» (T.E.L.S. Transeuropean Logistic Services Ltd.) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.telsgroup.ru/ – Дата доступа : 12.04.2016.
5. Официальный сайт ассоциации международных автомобильных перевозок «БАМАП» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bamap.org / – Дата доступа : 12.04.2016.
6. Официальный сайт BelToll // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.beltoll.by/ – Дата доступа : 03.04.2016.
7. Статистика рынка автомобильных грузоперевозок ЕС-Республика Беларусь за 9 месяцев 2015 г. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт: www.eurostatica.com. Дата доступа: 12.04.2016.
8. Транспортный комплекс Беларуси: состояние и перспективы. // [Электронный ресурс]. Официальный сайт: www.belta.by. Дата доступа: 12.04.2016.
9. Дроздов П.А. Распределительные центры в цепях поставок / П.А. Дроздов // Международная заочная научно–практическая конференция «Логистические системы и процессы в современных экономических условиях». – 2013. – Минск. – С. 10—112.
10. Ковалев В.П. Эффективность грузовых автомобильных перевозок: Состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Беларусь, 2015.