ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ-КРАЕВЕДЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ-КРАЕВЕДЕНИЕ
Проблемы применения новых подходов к преподаванию истории в отечественных и зарубежных учреждениях образования неоднократно становились предметом дискуссий и обсуждений. Западные авторы акцентируют внимание на том факте, что в большинстве европейских стран преподавание общих предметов завершается в средней школе, а высокопрофессиональное обучение дается в университетах. В Соединенных Штатах, напротив, университетское образование в значительной степени остается общим: студент часто выбирает специальную дисциплину в конце второго года обучения, а курсы по «специализированной» учебной дисциплине обычно составляют от трети до половина его общей учебной нагрузки.
Современные белорусские и российские исследователи подчеркивают, что поиск нового содержания и методологии преподавания истории предполагает переход к современным педагогическим технологиям, в которых логика истории как учебной дисциплины соответствует логике исторической науки и логике развития научной знание в целом. Обращается внимание на познавательную ценность исторических репрезентаций, созданных студентами, а именно: конкретные исторические образы и репрезентации являются основой для формирования исторических концепций, а чем шире и богаче содержание изображений и картин прошлого, тем более значимыми и устойчивыми являются эти понятия [6, с. 72].
В обществе созрело понимание, что правда об истории страны является неисчерпаемым источником подлинного патриотизма. Одной из основных задач воспитания, стоящих перед школой и учителем на современном этапе, является воспитание любви к Родине, родному краю и чувство гордости за Родину. Каждый человек с планеты Земля любит свою родину, но у каждого из нас есть особое чувство к нашей родине, деревне, городу, где мы родились, выросли, учились, начинали трудовую жизнь.
Мы живем во времена, когда связь поколений теряется, традиции теряются, что, будучи исторической памятью людей во все трудные времена, помогло реализовать себя, не потерять целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало что дает для исправления этой ситуации, поскольку для детей, из-за их возрастных особенностей, события, которые являются отдаленными во времени и на большом расстоянии, представляются в некоторой степени абстрактной информацией.
Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор студента, но и помогает сформировать чувство причастности к истории. Это позволяет ребенку, который знает свои корни, свое происхождение, узнать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места жительства, включенного в контекст более широкой истории. Обращение к истории родного края также важно, потому что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но и стать механизмом передачи этнической культуры [3, с. 18].
Под краеведением обычно понимают изучение региона местными силами в совокупности социально-политических, культурных, экономических и природных явлений. То есть знание краеведения - это сложное знание, как историческое, так и географическое одновременно. Следует отметить, что краеведение подразумевает не только знание местного региона, но и способы познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и усвоения исторического опыта, но и приобретения личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечения ребенка в деятельность наравне со взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и усвоения исторического опыта. В связи с этим местная история является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине».
1. Горский В. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография / В.А. Горский, Д.В. Смирнов, Г.А. Русских. – М.: Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. – 151 с.
2. Жайбалиева Л. Т. Инновационные технологии в преподавании истории в вузе / Л.Т. Жайбалиева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 29-31 января 2014 г. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. – С. 2003-2008.
3. Коршунова О. Н. Образовательные инновации в преподавании отечественной истории в технических вузах / О.Н. Коршунова, М.В. Салимгареев // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 5-6. – С. 18-22.
4. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика / И.М. Осмоловская // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 184-185.
5. Сенашенко В. С. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность / В.С. Сенашенко, Т.Б. Медникова // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 34-46.
6. Суслов А. Ю. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе / А.Ю. Суслов, М.В. Салимгареев, Ш.С. Хамматов // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 9. – С. 70-85.