ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы эссе заключается в рассмотрении постсоветского пространства на современном этапе национального развития, что обусловлено следующим: в условиях формирования рыночных отношений между странами, нарастания глобальной проблемы терроризма в развитии страны, отношения в сфере экономической деятельности между странами бывшего Советского Союза существуют уже много лет.
Страны (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская Республика), являющиеся основными участниками интеграции в настоящее время, когда были частью единого государства – Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР).
В этой связи уместно говорить об интеграции постсоветского пространства, которая способствует углублению взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между государствами-участниками и с другими международными организациями и интеграционными объединениями, способствует росту торговли и добросовестной конкуренции, экономическому развитию. Эти отношения, после долгих переговоров, вывели на современный этап интеграции стран, то есть создание Евразийского экономического союза.
В качестве целей международной интеграции можно выделить:
- устранение национальных барьеров на пути взаимной торговли;
- экономическое взаимодействие участников интеграционного объединения;
- способствование раскрепощению и увеличению конкуренции;
- укрепление отношений между странами;
- усиление позиций участвующих стран на мировом рынке;
- обеспечение благоприятных условий экономической деятельности для хозяйствующих субъектов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постсоветский регион – важнейшее экономическое пространство, где бывшие республики СССР, а ныне самостоятельные государства объединяются и реализовывают национальные интересы не только в области экономики, но и политики, в том числе в военно-стратегическом направлении.
Формирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве является стратегическим путем к сохранению национальной идентичности, обеспечению национальных интересов бывших республик СССР.
Начавшиеся интеграционные процессы на постсоветском пространстве должны способствовать восстановлению торгово-экономических связей, разрушенных в 1990-е после распада СССР. Для ускорения интеграционного процесса необходимы новые формы научной организации, в том числе создание сетевых организаций-независимых исследовательских центров, Объединенных усилиями существующих научных организаций для достижения конкретных практических результатов в области интеграции.
Интеграция постсоветских государств, приведшая впоследствии к образованию Евразийского экономического союза, наглядно показала, что объединение стран с общими целями-процесс длительный и трудоемкий. Интеграция постсоветских стран заняла более двадцати лет.
После распада СССР началось интеграционное объединение бывших республик, и началось оно с первой формы международной интеграции – с зоны свободной торговли СНГ. В результате создания СНГ были достигнуты следующие цели:
- развитие взаимной торговли и конкуренции;
- отменены тарифные и нетарифные ограничения в торговле между странами-участницами;
- расширены экономические связи между странами;
- развитие и взаимодополняемость производственных структур.
В связи с экономической ситуацией, сложившейся между Россией и Украиной, в 2014 году изменились условия двустороннего договора о зоне свободной торговли этих стран. С момента вступления в силу Указа Президента РФ с 2016 года приостанавливается соглашение о зоне свободной торговли в отношении Украины в связи с затрагивающими интересами и экономической безопасности Российской Федерации.
После создания СНГ в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые выступил с идеей углубления интеграции в области экономики и социальной сферы, прозвучала идея формирования Евразийского Союза Государств. Был детально разработан интеграционный проект и направлен главам государств, а затем опубликован в прессе.
Данное выступление стало толчком к созданию Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), которое было промежуточным звеном между СНГ и созданием Таможенного союза ЕврАзЭС и Единого экономического пространства (ЕЭП).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатами развития интеграционного объединения можно назвать:
- снижение цен на товары благодаря уменьшению издержек на их изготовление;
- стимулирование конкуренции и ее увеличение благодаря развитию торговли с новыми рынками сбыта;
- развитие производства с учетом увеличения спроса на товары;
- улучшение инфраструктуры;
- увеличение занятости население и повышения уровня жизни.
Несмотря на то, что Евразийский экономический союз начал свою деятельность в 2015 году, спустя три года был принят официальный документ, регламентирующий порядок таможенного транзита товаров в Евразийском экономическом союзе, что еще раз доказывает сложность интеграционного процесса. Далеко не все страны преодолели долгий путь процесса интеграции постсоветского пространства, что создало предпосылки для расширения будущего альянса.
Евразийский экономический союз - это региональное интеграционное объединение, направленное на снижение торговых издержек, повышение экономического роста и повышение конкурентоспособности стран на международной арене, целью которого является объединение экономик постсоветских стран в единое экономическое региональное объединение.
Евразийский экономический союз является ключевым звеном в восстановлении научно-технического, технологического и производственного потенциала для создания конкурентоспособной продукции. С принятием Таможенного законодательства Евразийского экономического союза участникам внешнеэкономической деятельности упрощается порядок совершения таможенных операций, а заполнение большого количества таможенных документов, связанных с управлением электронными документами, значительно сокращается.