Лао-цзы. Дао дэ цзин.
Учения Лао-цзы является одним из ведущих религиозно-этических учений современного Китая наравне с конфуцианством и пришедшим из Индии буддизмом. Основой даосизма является труд Лао-цзы Дао дэ цзин.
Дао – источник всех вещей и всего сущего, от него все исходит и к нему возвращается, оно охватывает все и всех, но само не имеет начала и конца, имени, облика и формы, оно безгранично и ничтожно, невыразимо и непередаваемо, повелевает, но не принуждает. Сам Лао-цзы писал о Дао так: «Дао бессмертно, безымянно. Дао ничтожно, непокорно, неуловимо. Чтобы овладеть – нужно знать имя, форму или цвет. Но Дао ничтожно. Дао ничтожно, но если великие следуют ему – тысячи малых покорились и успокоились. Дао повсюду – справа и слева. Повелевает, но не принуждает. Владеет, но не претендует. Никогда не дерзает, оттого ничтожно, бесцельно. Живое и мертвое стремится к нему, но Дао одиноко. Потому называю великим. Никогда не выказывает величия, потому воистину величественно. Дао рождает единицу. Из одного родится два, Из двух родится три. Три – колыбель тысячи тысяч. Из тысячи тысяч в каждом борются инь и ян, пульсирует ци».
Великий Дэ – способ существования, начертанный или предписанный Дао для всего сущего. Это порядок, цикличность, бесконечность. Подчиняясь Дэ, человек направляется к совершенству, но следовать ли ему этим путем – решать самому.
Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния. Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.
Важная часть даосизма – концепция ничегонеделания. Она заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.