Введение
1 Виды планировок торгового зала
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экономика характеризуется развитием рыночных механизмов, участием большого числа граждан в торговле и развитием конкурентной среды. Его важнейшими параметрами являются наличие различных организаций и организационно-правовых форм торговых организаций, а также широкое внедрение передового оборудования и новейших технологий. Эта реальность требует нового подхода к организации и планированию торговых организаций.
Планировка торговой организации – это совокупность всех помещений и площадей торговой организации в определенной взаимосвязи, что позволяет эффективно организовать бизнес-процессы. Планировка отвечает за формирование пути, траектории покупателей и товаров. Основным элементом технической планировки торговой организации является торговый зал.
Торговая площадь организации разделена на отделы, и в значительной степени организованы маршруты передвижения покупателей по территории магазина. Важной задачей планирования организации розничной торговли является размещение различных товаров таким образом, чтобы продажи товаров высокого спроса были как можно выше. Необходимо наиболее эффективно управлять каждым квадратным метром торгового зала, и торговая площадь должна иметь наиболее разумную связь со вспомогательными, подсобными и складскими помещениями.
Повсеместный комфорт сейчас как никогда важен для современных покупателей, в том числе при совершении покупок, поэтому магазинам следует уделять пристальное внимание своей технической планировке в торговом зале, чтобы соответствовать необходимым требованиям.
1 ВИДЫ ПЛАНИРОВОК ТОРГОВОГО ЗАЛА
Планировка торговой организации – это совокупность всех помещений и площадей торговой организации в определенной взаимосвязи, что позволяет эффективно организовать бизнес-процессы.
Планировка торгового зала осуществляется с учетом его размеров и конфигурации, а также ассортимента продаваемых товаров и методов продаж. Планировка торгового зала имеет следующие основные варианты: линейная (решетка), боксовая (трек, петля), выставочная, смешанная [1, с.55].
Линейная планировка торгового зала является наиболее разумной для использования самообслуживания при продаже товаров. Она предполагает план расположения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. В этом случае линия узла расчета является перпендикулярной. Самое высокое оборудование размещено вдоль стены, в середине зала – среднее, а ближе к кассе – самое низкое [2, с.95].
Линейная планировка торгового зала наилучшим образом использует торговую площадь, позволяя четко формировать поток покупателей, создавать наилучшие условия для группировки и размещения товаров, а также обеспечивать лучший обзор торгового зала. Расположение линии оборудования в торговом зале может быть:
- продольной: стеллажи с товарами преимущественно располагаются перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку;
- поперечной: стеллажи с товарами преимущественно располагаются параллельно входящему покупательскому потоку;
- диагональной: стеллажи с товарами преимущественно располагаются по диагонали; вариант более привлекательный внешне, но неэффективно использующий пространство торгового зала [3, с. 35] (рисунок 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая организация розничной торговли имеет свой оригинальный внешний вид. Из-за длительного пользования его услугами этот образ иногда непроизвольно складывается в сознании покупателей. Поэтому очень важно создать приятный образ магазина в сознании покупателей, чтобы было очень приятно приходить в него снова и снова.
Основная задача планировки торгового зала – заставить покупателей обойти весь магазин и совершить покупку. В то же время необходимо учитывать очертания, размеры и расположение магазина. Планировка торговых объектов в значительной степени зависит от количества и принципов работы различных отделов в торговом зале. Размещение товарных отделов и секций в определенных местах на определенном этаже магазина осуществляется в соответствии с установившимися деловыми практиками и традициями, а также в соответствии с потребительскими привычками и предпочтениями. Если в определенном отделе наблюдается стабильно высокий спрос на товары, то такой отдел, скорее всего, будет размещен в наиболее ценной и выгодной зоне торговой площади магазина. На участках, имеющих наименьшую для магазина ценность, как правило, размещают отделы, которые реализуют товары эпизодического спроса и мало способствуют привлечению покупателей. Также размещение товарных отделов производится в зависимости от объемов товарооборота тех или иных отделов.
Планировка торгового зала также в большой степени зависит от форм продажи, которые применяются в данном магазине.
1. Каплина, С. А. Технология торговли. / С. А. Каплина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 441 с.
2. Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс / А. А. Широких [и др.]; под общ. ред. А. А. Широких. – Мн.: Изд-во ИПД, 2017. – 263 с.
3. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – МН.: Выш. шк., 2015. – 364с.
4. Гранаткина, Н. В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебное пособие для начального профессионального образования/ Н.В. Гранаткина. – Минск.: РИПО 2016. – 256 с.
5. Организация и технология торговли: краткий курс / В. В. Квасникова [и др.]; под общ. ред. В. В. Квасникова. – Витебск : УО «ВГТУ», 2016. – 86 с.
6. Шейнов, В. П. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг: учебник / В.П. Шейнов. – М. : Харвест, 2015. – 416 с.
7. Технология торговых процессов. Учебник для товаровед. отд. кооп. Техникумов / А. Ф. Моргун, С.Е. Кайструков, С.И. Борак и др.; под. общ. ред. А.Ф. Моргуна. – М.: Экономика, 2015. – 384 с.