Введение
Отличие лидера от менеджера
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное состояние общества уже все чаще характеризуют как «цивилизацию знания», поэтому менеджер нового поколения становится достаточно важным фактором обеспечения успешного социально-экономического развития предприятий России. Современные тенденции хозяйствования требуют существенных изменений в подготовке будущих менеджеров, внедрение таких форм профессиональной подготовки, способствующих личностному и профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, формированию навыков творческого решения любых управленческих задач. Востребованность в творческой личности, которая способна овладеть и ввести креативный стиль управленческой деятельности, достаточно высока. Креативность часто называют одним из важных личностных качеств, которым должен обладать кандидат на определенную вакансию. Особенно это касается характеристик личности менеджера, в ходе деятельности которого постоянно должны рождаться новые, нестандартные решения и взгляды на проблему (В. Зингер, Л. Ланг, Б. Стинберг). Вот почему актуальна проблема формирования и развития креативного лидера.
Цель работы - выявление основных принципов, которыми руководствуются эффективные лидеры, и их различий с менеджерами. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «лидер».
2. Изучить понятие «менеджер».
3. Рассмотреть отличия менеджера от лидера.
Объект исследования – сфера управления. Предмет исследование – отличия менеджера от лидера.
Отличие лидера от менеджера
Само функционирование общества нуждается в лидерстве и лидерах. Согласно определению, лидерство представляет собой способность задавать уверенность и обеспечивать поддержку людей, необходимых для достижения определенных целей. Благодаря лидерству развиваются новые технологии и проекты. В определенном смысле именно лидерство конкретных личностей оказало содействие развитию человечества во всех областях его жизнедеятельности. Принимая во внимание данные факты, необходимо разобраться в принципах лидерства, которые следует осознать с точки зрения норм, правил поведения и принять в качестве основных положений или элементов концепции [1].
Необходимо подчеркнуть существование девяти основных теорий, трактующих феномен лидерства, а именно: теорию великого человека; теорию характерных черт; теорию силы и влияния; бихевиоральную теорию; ситуационную теорию; теорию случайности; транзакционную и трансформационную теории; теорию компенсации. Анализ положений данных концепций позволяет нам заключить, что лидерство вбирает в себя совокупность личностных качеств лидера, его последователей и ситуации [2].
Отметим, что такой подход довольно упрощен, однако для концептуального понимания темы выступает достаточным условием.
Мир сегодня новый. В нем востребованы знания и интеллект. Последующее тысячелетие будет характеризоваться эпохой интеллектуалов, художников, творчески направленных, высокого уровня профессионализма специалистов. Менеджеры будущего создают условия, при которых происходит эффективный обмен информацией и открытый обмен знаниями.
Лидер (с англ. Leader - тот, кто ведет, первый, идущий впереди) - тот, кто ведет; член группы, чьё руководство является общепризнанным, которому доверяют принимать решения для устранения трудностей и проблем. Для приобретения статуса лидера в сегодняшней социально-экономической ситуации, менеджеру нового формата нужно соответствовать таким критериям, как:
- иметь мультикультурные знания, быть способным понимать и взаимодействовать с субъектами разных культур;
- иметь глобальные технологические компетенции: уметь применять технологии для управления мировой межкультурной децентрализованной командной работой и координировать ее;
- владеть искусством, оказывать помощь людям в управлении процессами, приводящими к взаимовыгодному результату.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить следующие важные положения. Рассмотрены личностные качества, характеризующие эффективного лидера.
Данная информация может мотивировать руководителей к развитию в себе лидерских качеств, а также учитывать ее при формировании руководящего состава. Результаты проведенного исследования помогут уберечь людей, осуществляющих управленческую деятельность, от типичных ошибок, которые могут привести к краху. Разумеется, только следования данным принципам недостаточно, необходимо опираться на особенности каждой конкретной ситуации. Стратегия поведения, связанная с нарушениями всех или части данных принципов, является ощутимым барьером в достижении лидером значимых результатов и повышении эффективности лидерства.
1. Друкер, П. Задачи менеджмента в ХХІ веке / П. Друкер. - М. :Издат. дом «Вильямс», 2014. - 215 с.
2. Кетс, де Врис, Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2014. 311 с.
3. Кузьмин, И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент / И. А. Кузьмин. - М. : Рос-смен, 2015. - 491 с.
4. Макаренко, О. Г. Креативный менеджмент : учеб.пособие / О. Г. Макаренко, В. Н. Лазарев. - Ульяновск :УлГТУ, 2017. - 154 с.
5. Окорский, В. П. Креативный менеджмент / В. П. Окорский, А. М. Валюх. 2014. - 211 с.
6. Адизес, И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. Альпина Паблишер, 2018. – 264 с.
7. Селезнева, Е.В. Лидерство: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. М.: Издательство Юрайт, 2018. – 429 с.
8. Любовинкина, Е. Лидерство // портал mental skills. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mental-skills.ru/dict/liderstvo/.