ВВЕДЕНИЕ
ЛИДЕРСТВО. ВЛИЯНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство – важная часть эффективного управления. Хотя эта концепция, очевидно, проста, в современной науке, где у разных авторов есть общая исходная позиция, характеристики лидерства неоднозначны.
Управление отличается от руководства, которое включает в себя довольно жесткий и формальный режим доминирования-подчинения. Лидер – это символ сообщества и модель поведения группы. Обычно это предлагается снизу, в основном спонтанно, и принимается последователями.
Люди, обладающие властью в организации, делятся на три категории: формальные лидеры, неформальные лидеры, формальные лидеры. Официальный лидер имеет все рычаги влияния, поэтому у него больше шансов на успех. Лидерством необходимо управлять, то есть необходимо выявлять лидеров, развивать конструктивное мышление и устранять деструктивное лидерство. Лидеры играют важную роль в формировании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидеры выполняют различные функции. Эффективность управления напрямую связана со способностью лидера контролировать организацию и межличностное общение, которое влияет на его характер. Лидерство также проявляется во влиянии на членов команды, побуждая их проявлять сильные личностные качества и подавлять проявление слабых личностных черт.
Важнейшая роль лидеров в осуществлении изменений заключается в выявлении инновационных идей, основы для их целей, общего видения и стратегии изменений.
ЛИДЕРСТВО. ВЛИЯНИЕ
Понятие «лидерство» имеет более десятка определений. Дадим самые популярные и самые распространенные из них.
Итак, Майкл Мескон определяет лидерство как средство, с помощью которого лидер влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Франклин Хедоури пишет в своей книге «Основы управления», что «лидерство – это способность влиять на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». По словам Кита Китано, лидерство – это способность руководить людьми. [5, с. 85]
Традиционный подход к лидерству является самым ранним и основан на двух теориях: теории лидерских качеств и концепциях лидерского поведения.
В рамках этой теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от массы. Исследователи полагали, что лидеры обладали каким-то уникальным набором довольно стабильных и не зависящих от времени качеств, которые отличали их от не-лидеров. Этот подход основывался на том, что лидеры рождаются, а не становятся. Наиболее известными в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уоррена Бенниса и Эдвина Гизелли.
Особое внимание в этой области уделил Эдвин Гизелли. Более 20 лет научной деятельности он посвятил изучению этого вопроса. Он сравнил 30 различных качеств личности и умственных способностей, чтобы создать образ идеального лидера. Он сделал следующий вывод: у лидера с ярко выраженными авторитарными наклонностями меньше шансов на успех, чем у человека, который спокойнее в этом отношении [2, с. 322].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, лидерство – это способность влиять на отдельных лиц и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство играет важную роль и имеет первостепенное значение в повышении эффективности системы управления, сформированной в организации.
Обзор поведенческих подходов к лидерству позволил нам выделить следующие концепции: исследования в Мичиганском университете; исследования в университете штата Огайо; три стиля руководства; сетка управления (Блейк и Мутон); концепция вознаграждения и наказания; заменяет лидерство. Анализ базовых моделей ситуационного лидерства позволил установить действие четырех основных: модель ситуационного лидерства Фидлера, модель ситуационного лидерства Серсея и Бланшара, модель траектории Хауса и модель Врума – Йеттона – Яго.
В любом коллективе, группе людей или обществе на первый план выступает роль лидера. Это человек, который осуществляет руководящие функции (формально или неформально) и пользуется уважением и доверием остальных. Неформальный лидер не имеет полномочий, но может оказывать более ощутимое влияние на действия группы или коллектива.
Виды традиционного лидерства и руководства не имеют единой классификации. Каждая наука, изучающая лидерство, приводит собственное разделение этого понятия на типы. С точки зрения психологии, теории менеджмента и социологии виды лидерства и руководства будут различны.
1 Акулич, В. В. Аудит персонала организации / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 7. – С. 51-60.
2 Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для СПО / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 422 с.
3 Быков, В. В. Менеджмент: в 3 ч. Ч. 1. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие / В. В. Быков, О. М. Недюхина, О. А. Пашкевич. – Горки: БГСХА, 2017. – 170 с.
4 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2017. –256 с.
5 Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА–М., 2016. – 572 с.
6 Петрович, М. В. Управление организацией: учебник / М. В. Петрович. – Минск: БНТУ, 2017. – 479 с.