Неклассическая методология в психологических направлениях. Экзистенционально-феноменологическая психология
Неклассическая методология в психологических направлениях. Экзистенционально-феноменологическая психология
Третья глобальная научная революция, произошедшая на рубеже XIX — XX вв, была связана с преобразованием классической науки и ее стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания. Этому не мало способствовали научные открытия в различных областях знаний (физика, кибернетика, биология и пр.). Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека. В эпоху неклассической науки ведущее значение приобрели проблемы «активности» научных теорий, их включенности в структуру научного метода, это приводит к тому, что метод становится все более эффективным в изучении разнообразных фрагментов действительности.
Процесс становления общенаучного уровня методологии в неклассической психологии происходил на основе принципов объективности, развития, историзма и системного подхода. На сам процесс становления существенное влияние оказали содержательные научные концепции и универсальные концептуальные системы, авторами которых и идейными вдохновителями новых поколений ученых были В. И. Вернадский, А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Л. С. Выготский, Н. Винер, а также многие активные продолжатели их идей и направлений. Все это значительно расширило и коренным образом повернуло подход к научному познанию практически во всех областях, и в психологии в частности, в совершенно ином, более целостном представлении.
Идеалы и нормы познания неклассической науки. Отказ от прямолинейного онтологизма и понимание относительной истинности теорий и картины природы. Допускается множественная истинность, т.е. возможность существования нескольких альтернативных теорий, описывающих одну и ту же предметную действительность. Предполагается, что каждая из теорий может вмещать в себя отдельные аспекты объективно-истинностного знания. Субъект в неклассической картине мира рассматривается как часть изучаемой им предметной действительности. Исследователи начинают уделять особое внимание специфике используемого метода познания, а также когнитивным (а позже и личностным) особенностям познающего субъекта. Детерминирование в исследовательской системе субъект-объектных отношений признается взаимным. Учитывается зависимость полученных результатов от характера постановки научной проблемы.
Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека.