Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
Эпоха Возрождения, характеризующаяся стремлением к раскрепощению, освобождению от церковных догм, дарит второе дыхание античной культуре, откуда и возникает название данного периода. Отличительной чертой Возрождения является антропоцентризм и гуманизм, утверждающие высшей ценностью жизнь человека и его право на самоопределение. Крупнейшим представителем данного движения считается Эразм Роттердамский, популяризатор античной мысли, распространитель новых гуманитарных знаний, внес весомый вклад в культуру. Первым крупным сочинением его стало «Adagio» - сборник поговорок и анекдотов античных мыслителей, также он подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, также писал трактаты о воспитании детей, однако, наиболее популярным и прославившим его является произведение «Похвала глупости». Сатирический труд, по словам самого автора, был написан в период долгого путешествия в Англию скорее от безделья и не имел научной ценности. Популярность среди широкой общественности «Похвалы глупости» подтверждается тем фактом, что она издавалась при жизни автора не менее 40 раз, а к настоящему времени она переведена на все главнейшие языки и прочно заняла свое место в сокровищнице классической литературы.
Книга, написанная в столь короткий срок в 1509 году, была посвящена с шутливым намеком на сходство, ибо «moros» значит по-латыни «глупец», другу Эразма, также приверженцу идей гуманизма Томасу Мору, который разрабатывал желательную систему общественного устройства. Обращаясь к античной эстетике, одновременно критикуя современные устои и нравы, высказываясь против рабства и произвола королей, автор использует популярный в ту эпоху художественный образ глупости, порождаемый пышными карнавалами Средневековья и народными «празднествами дураков». Конечно, это было не первое произведение, посвященное данной черте человеческой личности, однако, новаторство Эразма заключается в том, что он персонифицировал ее, вложил новое значение в это понятие, раскрыл всю многостороннюю сущность в монологе Глупости от первого лица. Продемонстрировав свой сатирический талант, автор позволяет себе высмеять не только простых неграмотных крестьян, но и образованных богословов, таким образом, в «Похвале Глупости» можно многое узнать о философских симпатиях и убеждениях самого Эразма Роттердамского.
«Что, до богословов, то, быть может, лучше было бы обойти их здесь молчанием, не трогать этого смрадного болота, не прикасаться к этому ядовитому растению…Что касается рядовых священников, то им, конечно, не подобает уступать в святости жизни своему церковному начальству. Поэтому и они сражаются воинским обычаем за право десятины, обороняя ее мечами, копьями, каменьями и прочим оружием».
Невозможно обозначить одной фразой произведение, уместившееся в небольшую книгу, но столь объемное по смыслу. Эразм не зря выбрал главной героиней Глупость, которая хвалится и гордится своей универсальностью во все времена и для всех народов. «Похвала глупости» отражает две основные тенденции литературного творчества эпохи Возрождения и написана она в жанре иронического панегирика. Панегирик означает похвальное слово, которое, как жанр творчества, было распространено в античности, ироническая сторона представлена критикой общественного уклада жизни, характерной для гуманизма. Книга подразделена на несколько частей, в которых Глупость представляет себя, свой род и место происхождения, характеризует всевозможные и бесчисленные формы глупости, а также представляет себя в виде блаженства и удовольствия, раскрывая, таким образом, секрет счастья глупцов.
В произведении Глупость произносит свою речь с трибун, подобно античным оратором, заранее оговорившись, что выступает она без подготовки, однако изложение идет последовательно и аргументировано, использует цитаты и поговорки древних мыслителей. Сразу автор раскрывает перед нами образ Глупости как рожденной в безмятежных островах Богини, которая помогает смертным, и находится в родстве с Лестью, Забвением, Местью, Наслаждением, Безумием, Чревоугодием, Разгулом, Непробудным сном, а также Опьянением и Невоспитанностью, которые вскормили ее. С первых страниц ощущается остроумная сатира, которая пройдет тонкой юмористической нитью сквозь все произведение, высмеивая самые разнообразные пороки общества, особенно правящих социальных слоев.