ТЕРТУЛЛИАН. К ЯЗЫЧНИКАМ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
«ТЕРТУЛЛИАН. К ЯЗЫЧНИКАМ»
Трактат «К язычникам» относится к апологетическим сочинениям.
Данный трактат основывается на несохраненном труде «Божественные древности» римского учёного-энциклопедиста Марка Теренция Варрона Реатинского (116-27 д. Х) который относится к середине 1 в д. Х. Он содержал богатейший материал по истории римской религии. Ну и чего же ожидать от древних римлян, полностью погрязших в разврате? Носители религии придумали богов которых уподобили себе, буквально: «Создали их по образу и подобию своему».
По прочтении мною трактатов «К язычникам», «О прескрипции (против) еритиков», с точки зрения Тертуллиана, если мы поднимаем вопрос о проблеме человека, то выделяем среди людей язычников, еретиков и верующих.
По словам Тертуллиана: «нельзя обвинять в таких преступлениях, которые не определены законом, не подтверждены уликами и не указаны в постановлении суда». Язычников Тертуллиан убеждает в истинности христианской веры, значении веры, важности христианского имени. Христианское учение являет собой одно лишь добро, и христианин не может ничем другим доказать своё существование – только лишь добром. Язычники же против добра. Если кто-то и хочет понять, что за люди – христиане, должен вступить сам в их ряды.
«И небольшое зло является свидетельством доброты всего остального». Т.е. утверждая, что некоторые из христиан плохи, означает, что не все христиане таковы. Также Тертуллиан говорит о том, что христианин, совершивший преступление против брата своего, подвергается суду. Тертуллиан говорит: нет ничего хуже глупой молвы. «Но мы носим все то же имя, и в том же обвиняемся, и со дня на день увеличиваемся в числе. А чем больше нас, тем большим мы ненавистны».
1. Бутаков П. А. Рационалистическая гносео логия Тертуллиана // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2006. Т. 4, вып. 2. С. 131–135.
2. Горан В. П. Философия: что это такое? (ч. 1) // Философия науки. 1996. № 1 (2). С. 3–14. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. – 192 с.
3. Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. 248 с. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986. – 464 с.
4. Сенека Луций Анней. Философские трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. – 400 с.
5. Тертуллиан К. С. Ф. Избр. соч. М., 1994. – 448 с.
6. Тертуллиан. Против Праксея. М.: Альфа и Омега, 2001. – № 1 (27), № 2 (28). Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. – Ч. 1. – 576 с.