Татиан. Речь против эллинов
Список использованных источников
Татиан. Речь против эллинов
Рассмотрение вопроса о значимости и сути «Речи» следует начать с краткого биографического очерка. Татиан или же Татиан Ассирийский – значимый деятель раннего христианства, писатель-апологет. По происхождению – сириец. В сознательном возрасте стал учеником Иустина (Юстина) Философа, также сирийца. «Речь» была написана после жестокой казни его учителя, что, возможно, наложило на неё некоторый отпечаток.
По моему мнению, в «Речи» следует рассмотреть следующие основные аспекты:
1) О греческих философах;
2) О единстве Бога и значимости слова;
3) О христианской философии.
Эти вопросы неразрывно связаны и рассматриваемые в таком порядке дадут возможность изучить и понять содержание и смысл «Речи».
В научной литературе можно встретить мысль о том, что Татиан выступал в своей «Речи» против учителя, показывая иной путь развития христианства, о чём говорит, к примеру, Г.Г. Майоров. В своей книге он противопоставляет Юстину Татиана, приписав последнему нелестный ««комплекс провинциала», который нередко доходил у него до слепой ненависти ко всему греческому». По моему мнению верно отмечен факт показа другого пути христианства, но противополставление учителю, а так же “греконенавистничество” в некоторой мере спорно.
В самом начале текста идёт обращение: «Не будьте столь недоброжелательны к варварам, о мужи эллины, и не злобствуйте на их учения». Подобное начало сложно назвать проявлением «комплекса провинциала» или излишней агрессией в первых словах. По моему мнению – в этих словах прослеживается реакция на обстоятельства. Как нам известно – в первый век христианства переживало крайне сложный период, период отторжения различными, давно сформированными обществами. В этот перечнь вполне вхожи и интеллектуальные элиты. Естественно, их восприятие христианства (которое кардинально отличалось от иных религий) вполне понятно, логично и обосновано.
1. Афиногенов, Д. Е. К кому обращена апология Татиана? / Д.Е. Афиногенов // Вестник древней истории. – 1990. – №1. – С. 167-174.
2. Иванченко, А.В. Татиан / А. В. Иванченко // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2001. – Т. IV. – С. 13.
3. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров – М.: Мысль, 1979. – 433 с.
4. Приходько, М. А. Учение ранних апологетов в историко-философском контексте: Иустин Философ и Татиан Ассириец : автореф. дис. дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.03 / М. А. Приходько – СПб., 2014. – 23 с.
5. Приходько, М. А. Элементы христианской философии культуры в критике античного искусства Татианом ассирийцем / М. А. Приходько // Вестник РХГА.– 2011.– №4. – С.245-249.
6. Татиан. Слово к эллинам. Перевод с древнегреческого и комментарии Д. Е. Афиногенова (окончание) / Е. Д. Афиногенов // Вестник древней истории. – 1993 – № 1. – .С. 255 - 265.
7. Татиан. Слово к эллинам. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии Д. Е. Афиногенова. / Е. Д. Афиногенов // Вестник древней истории. – 1993 – № 1 . С. 238-249.