Фома Аквинский, личное и мнение по сумме
В XXI веке, после многих веков забвения, интерес к учению Фомы Аквинского, одного из самых известных представителей такого философского течения как схоластика, необычайно возрос. В связи с этим в католицизме возникает новое течение – неотомизм. Это происходит из-за того, что между наукой и христианством вновь возникает конфликт. Несмотря на то, что природа этого конфликта отличается от ситуации XIII века, метод, который предложил Фома Аквинский, можно применять и в современном мире.
Однако, для того чтобы рассмотреть метод Фомы Аквинского, нужно разобраться в его истоках.
Аристотель в своих трудах логично доказывает, что мир вечен, а не сотворен Богом; доказывает, что душа человека на самом деле трояка, что растительная и животная души умирают вместе с телом, а разумная сливается с Богом, при этом личного бессмертия нет. Получается, что Бог знает только Сам Себя, не знает человека, поэтому Он не слышит наших молитв. Промысла Божия нет.
Таким образом Аристотель опровергает христианство. Реакция Католической церкви на высказывания Аристотеля – запретить. В связи с запретом Аристотеля, у западных интеллектуалов резко возрастает интерес к его работам. Таким образом появляются сторонники Аристотеля. Поскольку трактаты Аристотеля понять довольно сложно, а Аверроэс довольно популярно и с позиции монотеизма их истолковал, то это течение получило название латинского аверроизма.
Одним из главных представителей этого течения был декан философского факультета Парижского университета Сигер Брабантский (1240–1280). Он понимал, что христианство – это истина; как философ, он не мог опровергнуть Аристотеля – понимал, что и в трудах Аристотеля содержится истина. Тогда Сигер предложил концепцию, которая получила название «концепции двух истин»: истина разума и истина веры. Они противоречат друг другу. Их невозможно соединить.
Церковь поняла, что запретами «проблему Аристотеля» не решить. Была создана специальная комиссия, которая работала более десятка лет, решая задачу: как соединить христианство с Аристотелем, – но ее работа не привела ни к какому результату.
Однако два человека все-таки выработали приемлемые концепции: Альберт Великий (или Альберт фон Больштедт; 1206–1280) и его ученик – Фома Аквинский (1225–1274). Альберт занимался всеми науками: физикой, медициной, философией, богословием. И он доверял Аристотелю, хотя не мог объяснить, как соединить Аристотеля и христианство. Тем не менее, он написал: «Когда между ними [философией и Откровением] нет согласия, то в том, что касается веры и нравственности, нужно больше верить Августину, чем философам. Но если бы речь зашла о медицине, я больше поверил бы Гиппократу и Галену; а если речь идет о физике, то я верю Аристотелю – ведь он лучше всех знал природу». Альберт смело заявлял: физика Аристотеля – самая правильная.
Эта уверенность Альберта в правоте греческих философов и ученых передастся и его ученику Фоме Аквинскому.
Фома родился на юге Италии, в Неаполитанском королевстве, возле города Аквино, в знатной рыцарской семье. Отец, богатый феодал, отдал мальчика учиться в школу при бенедиктинском монастыре, по окончании которой Фома поступил в университет г. Неаполя. После длительного заключения под домашний арест Фома сбежал в Париж, где стал студентом Парижского университета и начал учиться у Альберта Великого, который и внушил ему уверенность в истинности как христианства, так и Аристотеля. Альберт считал Фому лучшим своим учеником и потому, когда переехал в Кельн, забрал с собой и его.
1. Великая тайна бытия: Г. М. Науменко — Санкт-Петербург, Беловодье, 2009 г.- 640 с.
2. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и в «Сумме теологии»: Фома Аквинский — Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 138 с.
3. Эволюция Бога. Бог глазами Библии, Корана и науки: Роберт Райт — Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г.- 608 с
4. Обретение Бога: Сщмч. Владимир (Богоявленский), Епископ Феофан (Быстров) — Москва, Издательство сестричеств, 2012 г.- 64 с.
5. Бог, наука и покорность. Десять ученых о теологии смирения: Херрман Р. — Москва, АСТ, Астрель, 2006 г.- 416 с.