Одарённый ребенок: достижения и разочарования
На мой взгляд, проблема одаренности в настоящее время несомненно становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы одаренность детей традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы его диагностики и развития беспокоили учителей на протяжении многих веков.
Интерес к нему в настоящее время, несомненно, очень высок, что легко объясняется социальными потребностями.
Сегодня работа с одаренными детьми является одним из вариантов конкретной реализации права человека на индивидуальность.
Проблема одаренности, несомненно, является сложной проблемой и требует всестороннего изучения психофизиологических, психологических и социальных характеристик одаренного ребенка.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Обобщая все определения, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.
Сегодня большинство исследователей в области одаренности признают, что формирование феномена одаренности, его качественных характеристик, уникальности характера проявления является взаимозависимым взаимодействием наследственных факторов и социальных факторов, в которых вся активная деятельность ребенка (игра, обучение, профессия).
Однако психологические механизмы самосознания и саморазвития человека всегда находят свое отражение в основе формирования и реализации индивидуальных особенностей одаренности детей.
Я могу описать инструментальный аспект поведения одаренного ребенка следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.