ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК КУЛЬТУРНОЕ ЗЕРКАЛО НАРОДА
Сегодня, говоря о сказке, мы вспоминаем прежде всего о том, что она способна стать инструментом развития и развлечения детей. Каждый человек, не знакомый с нюансами исторического развития жанра сказки, знает, что сказки делятся на художественные и народные. Будь то сказки Оскара Уайльда или стихотворные сказки Корнея Чуковского, все художественные сказки вытекают из народных, как и все современные сборники сказок для детей – из тех образов и структур, которые использовали люди несколько веков назад или более, если говорить о старейших жанрах сказки.
Даже современные сказки для детей, написанные в двадцать первом веке, способны нести культурную информацию – в сказки может добавляться техника, использование метро или интернета. Но все сказки, если обратить внимание на глубинный сюжетный пласт, являются сказками волшебными. Это совершенно особый, если сравнивать с двумя остальными (кумулятивной и бытовой) жанр сказки. Потому именно на нее обращает внимание советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки». Ученый пишет: «Хотя волшебные сказки и составляют часть фольклора, но они не представляют собой такой части, которая была бы неотделима от этого целого». Ведь, говоря о волшебной сказке, мы не можем не затронуть наиболее древний жанр сказки – кумулятивную сказку, а также не можем не говорить о бытовой сказке.
Разговор о сказке как о пространстве, которое вбирает в себя огромное количество культурной информации, нередок в гуманитарной среде. Обращая внимание на то, как В. Я. Пропп строит структуру своей книги, можно убедиться в этом. Исследователь отмечает, что сказка изначально вытекает из религии и обрядов. Но отношения между обрядами и сказкой не просты, так как в процессе деформации жанровых структур сказка начинает намеренно разрушать данные обряды, трансформировать их. Прямое отражение обрядов же встречается редко. Тем не менее, данные обряды все же отражены в материале сказки – их может вычленить фольклорист или любой человек, хорошо знакомый с обрядовыми традициями того или иного народа.
Также сказка соотносится с мифом, но сказка и миф выполняют различные социальные функции. Это очевидно, ведь миф не является вымыслом в восприятии мышления кельтов или греков. Миф – это способ мышления и способ структурирования реальности, тогда как сказка носит явно вымышленный характер и прежде всего служит средством развлечения. Несмотря на это, В. Я. Пропп считает все же родственным сказкам жанр героического эпоса (греческая «Илиада», германские «Нибелунги», славянские былины). Ведь, если взглянуть на сказку и на героический эпос с точки зрения структуры, возникают сходства.