Влияние взаимоотношений в группе на учебный процесс
«Влияние взаимоотношений в группе на учебный процесс»
В группе студентов могут возникать различные типы взаимоотношений, от которых может зависеть характер и результаты учебного процесса.
На занятиях, перерывах, во время экзаменационной сессии осуществляется постоянное межличностное общение. Определяющими характеристиками межличностных отношений в группе студентов в процессе обучения являются: непосредственные взаимодействия между студентами; эмоциональная основа; податливость или сопротивляемость групповому мнению (давлению); межличностные симпатии и антипатии; социально-психологическая совместимость; сплоченность; нормы и ценности совместной деятельности и т. д.
Студенческий коллектив отличается направленностью на овладение профессией, общим делом, где принимают участие все члены студенческой группы. Студентов в группе объединяет совокупность совместных потребностей и интересов, перспектив, а также обязательств, которые предусматривают достижение высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.
Такой тип взаимоотношений между студентами как сотрудничество оказывает положительное влияние на результаты учебного процесса. В таком случае у студентов возрастает ответственность, стремление к партнерству, готовность оказывать помощь сокурсникам; улучшаются эмоциональные связи как между членами студенческой группы. Сотрудничество такое благоприятно влияет на личность студента: у него формируются навыки самоконтроля, повышается самооценка, появляется возможность проявить свою индивидуальность, свои интеллектуальные способности.
Свойственная потребность студентов в общении способствует установлению различных связей, стимулирует обмен знаниями и полезным опытом. Благоприятный тип отношений в группе студентов отмечается при наличии сплоченности в ней. Сплоченность в студенческой группе проявляется во взаимных симпатиях в межличностных отношениях, в степени привлекательность группы для студента. При наличии удовлетворенности своим пребыванием в студенческой группе у студента можно говорить, при взаимных симпатиях между участниками групп, можно говорить о групповой сплоченности.
Общение с одногруппниками, имеющими высокие отметки и познания, может явиться фактором повышения академических достижений студента. Успешность студента зачастую оказывает стимулирующее воздействие на того, кто находится с ним в дружеских отношениях. Так называемый «эффект сообучения» проявляется в том, что успешный