Психология родительства
Рассматриваемая проблема: страх у ребёнка.
Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.
Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.
Виды детских страхов:
- Навязчивые страхи
Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх глубины, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
- Бредовые страхи
Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Объяснить эти страхи логически не представляется возможным. Например, ребенок боится брать конкретную вещь, одевать определенную одежду, есть ложкой и т.д.
- Сверхценные страхи
Эти страхи являются результатом фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи связаны с определенной жизненной ситуацией, но постепенно они настолько заполняют мысли ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, в которой скрывается множество жутких монстров.
- Возрастные детские страхи
Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.
0-6 месяцев – страх неожиданных громких звуков, резких движений, падения предметов; отсутствия матери, и резких перемен в ее настроении, общей потери поддержки;
7-2 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
1-2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
2-2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
2-3 года – большие, непонятные, «угрожающие» объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
3-5 лет – смерть; ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
6-7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия.
1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург; Москва: Речь; Сфера, 2010. – 313 с. – (Детская психология и психотерапия).
2. Авенариус В. Ночные страхи // Школьный вестник. – 2012. – № 9. – С. 56–63.
3. Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный психолог – Первое сентября. – 2010. – № 5. – С. 18-21.
4. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно / Т.Л. Шишова. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 104 с.: ил. – (Психология детства).
5. Алексеева Е.Е. Страхи у детей // Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. – Санкт-Петербург, 2007. – Гл. 3, разд. 1. – С. 89-105.
6. Прихожан А.М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 192 с. – (Детскому психологу).