А. Адлер и индивидуальная психология
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальная психология является одним из направлений глубинной психологии, основанной на учении А. Адлера – австрийского психолога. Эта психология исходит из концепции Адлера о существовании комплекса неполноценности у индивида и стремлении преодолеть его как основной источник мотивации. Чувство неполноценности, которое возникает в раннем детстве, определяет «жизненный стиль», характерный для человека.
Индивидуальная психология, в отличие от психоанализа, полагает, что социальная природа характера основана на врожденном социальном чувстве, которое, однако, нуждается в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и так далее) это чувство отсутствует, его заменяет стремление к бессознательным фиктивным целям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Индивидуальная психология – это направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского «individuum», что означает неделимый, выражается его кредо – исследовать целостность личности без разделения ее на сознательное и бессознательное.
Ведущим, во всех проявлениях личности, является такое ее качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, начинающаяся у ребенка уже в возрасте 3-5 лет. Именно посредством этой реализации складывается особый жизненный стиль. В качестве движущих сил развития личности на ранних этапах формирования этого психологического направления рассматривалось стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов могущества и власти. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления психопатологических отклонений.
Основная идея Адлера заключалась в отрицании им положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных стремлений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, которое стимулирует социальные контакты и ориентацию на других людей. Вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
Однако нечто общее, которое объединяет концепции этих трех психологов все-таки есть, а именно, все они высказывали предположения о том, что человек имеет некую внутреннюю природу, которая присуща только ему одному и оказывает непосредственное влияние на формирование личности. Фрейд, при этом, решающее значение придавал сексуальным факторам, Юнг, в свою очередь, – первичным типам мышления, а австрийский психолог Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система Адлера основывается на познании, телеологии, сознании, холизме, социальной психологии, целостности, теории поля и жизненных ценностях. Она не отвергает воздействия окружающей среды и биологии, однако при этом, возлагает основную ответственность на индивида как на творца своей собственной судьбы. Это психология использования, а не обладания: главное значение, в конечном счете, имеет не то, чем мы обладаем, а то, как мы распоряжаемся тем, чем обладаем. Чувство неполноценности и стремление к превосходству для Адлера является основой человеческого поведения. Уровень социального интереса придает этому поведению негативное или позитивное направление.