9. Дайте понятие об ассортименте. Назовите классификацию торгового ассортимента. Укажите показатели, характеризующие конкурентоспособность ассортимента товаров, и опишите их.
28. Укажите требования к реализации товаров в соответствии с Санитарными нормами и правилами.
49. В обувной магазин 25 ноября покупатель обратился с просьбой обменять сапоги, приобретенные здесь же 10 дней назад, на другой размер. Документ, подтверждающий факт покупки сохранен. В магазине обменять товар отказались, не пояснив причину. Оцените правомерность действий работников магазина. Ответ обоснуйте. Укажите права потребителя в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
9. Дайте понятие об ассортименте. Назовите классификацию торгового ассортимента. Укажите показатели, характеризующие конкурентоспособность ассортимента товаров, и опишите их.
В Законе Республики Беларусь от 8 января 2014 года №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания» дано определение, что ассортимент товаров – это совокупность товаров в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам.
С экономической точки зрения, ассортимент – это, прежде всего отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке .
Производственный ассортимент товаров представляет собой перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства.
В торговых организациях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента товаров в торговый (подсортировка товаров).
Торговый ассортимент - перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
28. Укажите требования к реализации товаров в соответствии с Санитарными нормами и правилами.
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 N 85 "Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами" и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 21 августа 2006 г. N 100 и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 апреля 2008 г. N 60
Глава 8 Требования к реализации товаров
Рабочие места продавцов, проходы в торговых объектах не должны загромождаться тарой, товарами.
К реализации должны допускаться только доброкачественные товары, соответствующие требованиям ТНПА и технологической документации.
Перед подачей товаров в фасовочные помещения или торговые залы торгового объекта должно проверяться их качество, состояние упаковки и наличие маркировки. Подготовка товаров к реализации уборщицами или подсобными рабочими не допускается.
Подготовка к реализации, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов должна производиться раздельно.
Продажа сырых пищевых продуктов (мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, яиц, овощей, фруктов, ягод) и полуфабрикатов из них должна производиться в специальных отделах торгового объекта, отдельно от реализации готовых к употреблению продуктов.
Выкладка товаров в охлаждаемые витрины должна осуществляться с использованием торговых лотков, подносов. Осуществление выкладки товаров непосредственно на дно витрины или охлаждаемого прилавка запрещается.
49. В обувной магазин 25 ноября покупатель обратился с просьбой обменять сапоги, приобретенные здесь же 10 дней назад, на другой размер. Документ, подтверждающий факт покупки сохранен. В магазине обменять товар отказались, не пояснив причину. Оцените правомерность действий работников магазина. Ответ обоснуйте. Укажите права потребителя в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Решение
В данной ситуации права покупателя на возврат и обмен доброкачественных товаров нарушены продавцом, так как в соответствии со статьей 28 «Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества» закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:
1. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
2. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Также статьей 5 вышеперечисленного закона определены права потребителя.
1. Потребитель имеет право на:
1.1. просвещение в области защиты прав потребителей;
1.2. информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
1.3. свободный выбор товаров (работ, услуг);
1.4. надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы).
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Выш.шк., 2009. – 511с.
2. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 365 с.
3. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник /С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – Минск: Выш. шк., 2005. – 352 с.
4. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник для вузов / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – 2-е изд., перераб. – Минск: Выш.шк., 2009. – 480 с.
5. Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб.пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2009. – 512с.
6. Лифиц, И. М. Показатели ассортимента: унификация терминологии и моделирования / И. М. Лифиц, М.А.Черкасова // Маркетинг.–2008.– С. 113 –125.
7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 N 85 "Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами" и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 21 августа 2006 г. N 100 и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 апреля 2008 г. N 60.
8. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей»