ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
2. РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
3. ПРОГРАММА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В целом по миру жертвами домашнего насилия в подавляющем большинстве случаев являются женщины, и именно женщины, как правило, испытывают на себе более серьёзные формы насилия. Но есть мнение, что гендерный характер домашнего насилия симметричен или близок к симметрии, но всё же различен по значимости причинённого вреда [6]. Женщины также более склонны, чем мужчины, использовать насилие к интимному партнеру в целях самообороны.
В некоторых странах насилие в семье часто рассматривается как оправданное, особенно в случаях фактической или предполагаемой неверности со стороны женщины, и разрешено законом.
Исследования установили, что существует прямая корреляция между уровнем гендерного равенства в стране и уровнем насилия в семье, где страны с меньшим уровнем гендерного равенства испытывают более высокий уровень насилия в семье [8].
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
Насилие – принуждение, приневоливание, жизнь под гнетом. Насилие – это подавление свободного волеизъявления. Человек, подвергающийся насилию, лишается своей воли, своих прав.
Право как психологическое понятие – данная кем–либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действий, власть и воля в условных пределах. Отсюда, править – это управлять, распоряжаться, начальствовать, руководить, т.е. осуществлять свободное и ответственное волеизъявление. Волей обладают и мужчины, и женщины, то есть, и те, и другие способны ставить сознательные цели и совершать усилия в процессе их достижений. А для этого – определять смысл жизни.
Существует проблема, которая разрушает семью изнутри – это преступления и правонарушения, совершаемые в самой семье. Одним из социальных способов, при помощи которых зависимого члена семьи (чаще им является женщина) вынуждают занимать подчиненное положение является насилие.
Насилие – это способ социально–психологического взаимодействия, в котором участвующие в общении субъекты занимают позиции агрессора или жертвы. Это сопряженные позиции, поскольку агрессор и жертва могут проявить суть своих отношений только в паре друг с другом.
В целом по миру жертвами домашнего насилия в подавляющем большинстве случаев являются женщины, и именно женщины, как правило, испытывают на себе более серьёзные формы насилия.
2. РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
Все формы и методы специалиста строятся так, чтобы дать женщине возможность понять, что никто не старается преуменьшить значения ее трудностей и проблем, но именно разрешая эти проблемы, ей необходимо находить ресурсы для улучшения своего положения.
Реабилитационная работа с женщиной, пострадавшей от насилия в семье, имеет определенные правила и направления, но все они нацелены на преодоление тех психологических изменений, которые происходят под воздействием длительного стресса, а также в связи с самым тяжелым и опасным разрушением, причиняемым насилием:
- изменение Я-концепции женщины;
- разрушение системы жизненных ценностей;
- нарушение функционирования мотивационной сферы (осознание потребностей, формирование активной позиции в принятии решений и достижении выбранных целей), и в конечном итоге отказ от ответственности за свою жизнь.
Исследования показали, что наиболее эффективными являются две стратегии выхода из кризисной ситуации и преодоления посттравматического стресса:
- целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы;
- осознание значения травматического события для жизни, стиля поведения, выборов, решений, принимаемых человеком, и получаемого в результате качества жизни [7].
3. ПРОГРАММА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
Основной техникой в реабилитации жертв насилия является гештальт-терапия. Основной задачей психолога, работающего в формате гештальт-терапии, является помощь женщине в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас».
Для жертв насилия это осознание особенно актуально, поэтому некоторые гештальт-техники рекомендуются для работы с женщинами в любом возрасте.
Принятие ответственности
Данная техника заключается в том, чтобы обучать клиента использовать слово «я» вместо «мы» или «вы», таким образом предлагая ему принимать ответственность на себя.
Например, вместо «Ну вы же понимаете, как это бывает, когда насильник начинает орать, и драться», предлагать формулировку «Я знаю, что это такое, когда насильник начинает орать и драться». Женщины таким образом обучаются принятию ответственности за свои мысли, чувства и поведение.
Замена «не могу» на «не хочу»
Данная техника также помогает женщине помочь понять, какую долю ответственности в случившемся он берет на себя. Например, обучают говорить «Я знаю, что не смогу ему отказать, когда он ко мне пристает» вместо «Я не знаю, как ему отказать, когда он ко мне пристает».
Замена «почему» на «что» и «как»
Обычно вопрос клиенту, «почему» он сделал то-то и то-то, довольно бессмысленный, так как, все сознательные объяснения не что иное как рационализация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема домашнего насилия существует в течение длительного времени во всех странах мира и отражает дисгармонию и искажения, существующие в отношениях в обществе. Сегодня очевидно, что качественная психологическая работа должна основываться на тесном взаимодействии всех ветвей власти, так или иначе, для решения проблем населения, в частности проблемы предотвращения насилия в семье.
В связи с этим технологии взаимодействия органов социальной защиты, внутренних дел, учреждений здравоохранения и образования, то есть всех тех структур, которые в силу своей компетенции работают вместе с жертвами бытового насилия, представляют для нас значительный практический интерес.
Домашнее насилие не знает культурных, социальных, экономических, классовых и религиозных границ. Домашнее насилие как основная ячейка общества не только подрывает основы семейной жизни, но и нарушает безопасность общества. Женщины и дети чаще всего становятся жертвами насилия.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер ; пер. с англ. А. Боковикова - М. : Академический проект , 2007 - 232 с.
2. Александров А. А. Психотерапия : Учеб. пособие: Для системы послевуз. проф. образования врачей / А. А. Александров - СПб. : Питер , 2004 - 478 c.
3. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва : URSS, Либроком, 2018. - 366 с.
4. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018. - 574 с.
5. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
6. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.
7. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – Москва: Юрайт, 2014. – 491 с.
8. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии : Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Н. Д. Линде - М. : Академия , 2002 – 198 с.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
10. Прохазка Д. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов [Текст] / Д. Прохазка, Д. Норкросс ; пер. с англ. Н. Миронов и др. - СПб. : Еврознак , 2007. - 383 с.