ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРА
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время стремительно растет интерес к проблеме привязанности, ее влиянии на развитие личности ребенка. Исследователями рассматривается влияние привязанности ребенка к матери на успешность социализации (М.А. Василенко), привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская). Изучается качество взаимоотношений матери и ребенка (С.Ю. Мещерякова), объекты привязанности у детей различных возрастных групп (Н.В. Сабельникова, Е.В. Пупырева), влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития младших дошкольников (М.А. Василенко). Кроме того, рассматривается взаимосвязь поведения матери и привязанности ребенка (А.Ф. Монтезириния), влияние матери на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению (Н.Н. Авдеева), привязанность ребенка к матери и отношения привязанности значимых взрослых, а также трансляция привязанности в поколениях семьи (Е.В. Куфтяк).
Психологическая модель, описывающая динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений называют в психологии теорией привязанности. Однако данная теория не сформулирована как общая теория отношений, она касается только одной конкретной стороны отношений: как люди реагируют на боль в отношениях, например, когда их близкие находятся в опасности или когда они разделены с ними. По сути, привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и к другим важным им людям. У новорожденных привязанность как система мотивационного поведения приводит к тому, что ребенок ищет близости с близким взрослым, когда он испытывает беспокойство и ожидает защиты и эмоциональной поддержки от него.
Проблемой исследования привязанностей тесно занимались такие ученые Мэри Эйнсворт и Джон Боулби. Сегодня на основании их достижений разрабатываются дальнейшие исследования в сфере привязанности в психологии.
Британский психолог Дж. Боулби является основоположником теории привязанности. Он утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации (environment of adaptedness), основную среду, в которой оно формируется. На протяжении большей части истории человечества люди перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) – жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам [3].
1. Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы / Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. 2017. – № 2. – С. 7 – 14.
2. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 1-7.
3. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
4. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник Московского ун-та. – 2009. № 4. – С. 17–31.
5. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко // Известия РГПУ. – 2011. – № 129. – С. 20-27.
6. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко // Известия РГПУ. – 2011. – № 129. – С. 20-27.
7. Жихарева, Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перпективы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 144-149.
8. Задорова, Ю.А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 65-70.
9. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 542 с.