Введение
1. Описание психологических особенностей лиц с психическими заболеваниями
2. Описание особенностей применения методов индивидуальной и групповой психотерапии больных с психическими заболеваниями
3. Программа реабилитационной психотерапии больных с психическими заболеваниями
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения психологических особенностей и реабилитационной психотерапии больных с психическими заболеваниями обусловлена тем, что именно реабилитационная психотерапия является необходимым компонентом системы, в которой решаются, прежде всего, задачи, относящиеся к осознанию факта болезни, первоначальному выявлению характера болезненных переживаний, выработке мотивации к лечению и коррекции реакций на болезнь.
Изменение проявлений и течения психических заболеваний в сторону их смягчения и значительное расширение возможностей психофармакологического лечения способствует возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. При этом «точкой приложения» психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности индивида бесспорна), а личность пациента и система его отношения к действительности.
Реабилитационная психотерапия оказывается востребованной при работе с нарушениями адаптации у психически больных по прошествии активного периода болезни. Нарушения адаптации могут быть связаны с разнообразными стойкими изменениями, вызванными как самой болезнью, так и длительной социальной и эмоциональной депривацией, конфликтной психологической ситуацией и иными неблагоприятными влияниями среды. В других случаях они могут быть связанными с изъянами формирования личности в преморбидном периоде, выявление и возможная коррекция которых становятся одним из условий эффективной реабилитации.
1. ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Общей характеристикой любого заболевания является определенная степень ограничения жизнедеятельности. Степень выраженности ограничений жизнедеятельности при психических заболеваниях за¬висит от многих факторов – причины заболевания, характера и тяжести повреждения, возраста, в котором началось заболевание, и злокачественности его течения. Ограничения в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от незначительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.
При психических заболеваниях заметно нарушаются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга общения, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими. Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявляются в мышечной скованности, заторможенности, замедленности движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наоборот, моторном возбуждении [1].
Нередко у больных с психическими заболеваниями снижаются способности к обучению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. Такие лица не могут вести самостоятельный образ жизни. Большинство из них нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Некоторых приходится кормить, одевать, так как они не в состоянии заботиться о своих насущных потребностях [2, с. 276].
2. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизнедеятельности и способностью к компенсации нарушенных психических функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие навыков больного; 2) расширение внешних ресурсов [5, с. 39].
В психиатрии реабилитационная психотерапия во всех ее вариантах наиболее широко применяется при пограничных психических расстройствах (неврозах, психопатиях, ситуационных реакциях и др.), алкоголизме. Но вместе с тем она используется и в комплексном лечении психозов.
Реабилитация лиц с психическими заболеваниями может проводиться методами индивидуальной психотерапии. Чаще всего применяется комплекс методов.
Обоснование применения методов индивидуальной психотерапии лиц с психическими заболеваниями:
1. Применение методов индивидуальной психотерапии показано для больных с выраженным депрессивным состоянием, агрессивностью, тревожностью и т.д.
2. Применение методов индивидуальной психотерапии показано при выраженных дезадаптивных формах поведения больного, препятствующих ему активно включаться в социум.
3. Применение методов индивидуальной психотерапии показано при выраженных психопатологических поведенческих проявлениях, вызванных психическим заболеванием [5].
3. ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Цель программы: повышение адаптационного потенциала больных с психическими заболеваниями, повышение социальной активности личности.
Задачи программы:
- развитие социальных навыков, умения выразить себя в общении с ближайшим социальным окружением;
- вовлечение больных в общественно полезную деятельность;
- активизация интересов и потребностей больных;
- психосоциальное воздействие с целью преодоления болезненных изменений, повышения социальной активности и самооценки личности (для больных с менее выраженными формами нарушений жизнеобеспечения);
- обучение навыкам преодоления конфликтов, конструктивного отстаивания своих интересов,
- определению реальных перспектив;
- формирование сети социальной поддержки среди родственников и ближайшего окружения лиц с психическими заболеваниями.
Формы работы: мини-лекции, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, семинары-практикумы.
Программа включает групповые занятия, рассчитанные по времени на 7 часов и предусматривала участие от 8 до 10 человек в группе. В качестве средств и методических приемов в ходе групповых занятий использовались психологическое интервью, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, ситуационно-ролевые игры, элементы когнитивно-бихевиоральной психотерапии, методы НЛП-программирования, приемы эмоционально-волевой регуляции и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реабилитационная психотерапия при оказании социально-психологической помощи лицам с психическими заболеваниями определяется характером ограничения жизнедеятельности и способностью к компенсации нарушенных психических функций. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: развитие навыков лиц с психическими отклонениями; расширение внешних ресурсов. Реабилитационная психотерапия с лицами с психическими отклонениями включает два взаимосвязанных аспекта: оказание помощи самому индивиду с психическими отклонениями и оказание помощи его семье.
Выделяют следующие задачи реабилитационной психотерапии больных с психическими заболеваниями:
– эмоциональная стимуляция, оживление психомоторики, активация общения, налаживание коммуникаций, установление эмоциональных связей между больными;
– выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности;
– достижение правильных представлений о своей болезни, нарушениях поведения;
– раскрытие содержательной стороны внутренних психологических конфликтов;
– адаптация в социуме;
– формирование сети социальной поддержки в семье больных с психическими заболеваниями.
1. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. по¬собие для студ. высш. учеб. заведений / Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
2. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В.Чешихина и др.; Под ред. Т. В. Зозули. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
3. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
4. Тренинг развития коммуникативных навыков у больных, страдающих шизофренией: методические рекомендации: Методические рекомендации / В.С. Ястребов и др. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 44 с.
5. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии: Учеб. пособие / И.А. Фур¬манов, Н.В. Фурманова. – Мн.: Тесей, 2004. – 256 с.
6. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.