Введение
1 Психология горя и потерь
2 Ситуационные кризисы: Кризисы потери или утраты
3 Психотерапия при переживании горя, потери, утраты
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Людям очень часто приходится сталкиваться с переживанием горя: мы нередко встречаемся с человеком, который потрясен смертью близкого или тяжелой невозвратимой утратой кого-либо или чего-то, имевшего для него витальный смысл. Переживание горя, которое связано с утратой, является универсальным опытом человека, осознавая который, он становится способным понимать утраты других. Жизнь без утрат невозможна.
К утратам помимо смерти относятся прекращение отношений со значимыми людьми, длительная разлука. Они бывают психическими, социальными (утрата учебы или работы) и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), материальными или духовными. Например, утрата вещей или животных часто приводит к горю у детей. Необходимы умение и знания психологии горя для создания позитивных перемен в состоянии человека. Это дает возможность эффективно осуществлять психологическую помощь или просто человеческую поддержку. Не случайно, когда знаменитый советский психолог А.Н. Леонтьев спросил у философа М. Мамардашвили: «С чего начинается человек?», тот, не задумываясь, ответил: «С плача по умершему». В литературе феномен горя рассматривается психологами с когнитивных, психоаналитических или феноменологических позиций. [6]
1 Психология горя и потерь
Горе — понятие больше психологическое, нежели медицинское. Психологи определяют горе как реакцию на утрату значимого объекта, утрату ожидаемого будущего или части собственной идентичности. Термины «утрата» и «горе» используют обычно как синонимы. В узком смысле утрата — это, связанный со смертью близкого, человеческий опыт, а горе — это чувства (страдание) и их проявления (например, плач). Реакция утраты может быть вызвана не только смертью близкого, но и, например, разрывом родственных связей (развод), удалением части тела (руки, молочной железы), увольнением с работы, уходом из родного дома, коллектива и так далее. [7]
Горе в психологии рассматривается как «интенсивное эмоциональное состояние, которое сопутствует потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная связь».
Предметом многочисленных исследований психотерапевтов, психологов, теологов, философов и культурологов являются особенности переживания человеком утраты близкого человека и стремление оказать помощь в трудной жизненной ситуации. [2]
В детском возрасте переживание смерти матери или отца, значимого взрослого, приобретает особую роль, поскольку оказывает двойное влияние. Это для ребенка одновременно и переживание горя утраты близкого человека, и потеря значимого объекта для нормальной динамики процесса психологического развития, который отражается в целом на формировании его личности. Однако вопрос о психологических особенностях детей, переживших смерть одного из родителей, в отечественной литературе освещается крайне незначительно и редко.
2 Ситуационные кризисы: Кризисы потери или утраты
Ситуационные кризисы — такие как смерть близких родственников, раскрытые измены, крупные неудачи на работе, смена места жительства и так далее. Поскольку людям легче понять причины происходящего, ситуационные кризисы более явные, чем возрастные. Есть конкретная причина и ее следствие, в отличие от возрастных, когда внешняя ситуация не поменялась, изменился внутренний мир человека. Наиболее тяжелые из ситуационных кризисов возникают в процессе переживания утраты, связанной с потерей близких …[6]
З.Фрейд относил его истоки к ранней оральной стадии, когда ребенок является наиболее беспомощным и зависимым, в силу чего малейшая утрата, обычно связанная с матерью, вызывает витальный кризис. В 1919 году он писан: «Едва ли существует какая-либо иная область, где мышление и наши чувства с незапамятных времен изменились столь маю, а древнее под тонкими покровами сохранилось так хорошо как в нашем отношении к смерти». Переживание горя, согласно Карлу Абрахаму, возникает в связи с «интроекцией объекта любви», и в упрямом протесте против реальности утраты образ любимого в глазах скорбящего приобретает все более яркие краски. Это оказывает защитное действие, поскольку утрата во всей своей необратимости постигается постепенно, шаг за шагом, к чему и сводится переживание горя.
Теория дифференциальных эмоций считает горе сложной структурой, которая включает аффективно-когнитивные взаимодействия и фундаментальные эмоции. Ее создатель, К.Изард полагает, что страдание является ядром горя.
3 Психотерапия при переживании горя, потери, утраты
Главная задача в психотерапии горя – помочь пережить горе, а не притупить остроту переживаний. [1]
В настоящее время широко распространена концепции Дж.Вильяма Вордена, и начать мне хочется именно с нее. В основе этой концепции лежат четыре задачи, которые необходимо выполнить для проживания горя и утраты:
Признать факт потери.
Пережить боль потери.
Наладить окружение, в котором ощущается отсутствие потери.
Выстроить новые отношения к объекту утраты, потери и продолжать жить.
Эти задачи решаются последовательно и вне зависимости от стадии проживания горя.
В работе с горем, потерей и утратой возможна как индивидуальная, так и групповая терапия (в идеале сочетание групповой и индивидуальной).
Работа проводится в соответствии с условными стадиями горя.
1 стадия (шок и отрицание) и 2 стадии (стадия сильных эмоций) очень важны установление безопасной атмосферы и покоя. Описание каждым участником своей утраты в любых подробностях. Необходимо направлять участника, чтобы он называл имя объекта утраты. Цель: рассказать о своей утрате и при этом быть увиденными, услышанными и понятыми.
Очень важно в работе с горем побуждать выражение чувств и осознание их клиентом, процесс их проживания в настоящем моменте «здесь и сейчас» крайне важен. [1]
Заключение
Без потерь и утрат человеческая жизнь невозможна. Конечно, смерть близкого человека является самой тяжелой утратой. Прекращение отношений с близким человеком, длительные разлуки также относят к утратам. Утрата может быть физической: утрата части организма, соответствующих способностей или возможностей, духовных или материальных или социальной: потеря работы или учебы, психической. Потеря животных или любимой игрушки у детей часто приводит к самому настоящему горю.
Нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции – психотерапия людей, которые перенесли утрату. Утраты не только болезненны, еще они предоставляют и возможность личностного роста.
Вызывать трудности и дестабилизировать эмоциональное состояние самого специалиста может работа с процессом горевания. Иногда ситуация требует специфических навыков с подобными проблемами. Кроме того, принимая решение о начале работы с клиентом, следует соотнести степень тяжести данного конкретного случая с собственной эмоциональной готовностью к встрече с такими непростыми переживаниями.
1. Назарова, К. Психотерапия при переживании горя, потери, утраты / К. Назарова // Смерть, потеря близкого человека [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/44967/.
2. Нозикова, Н.В. Особенности переживания горя уртаты близкого человека / Н.В. Нозикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-gorya-utraty-blizkogo-cheloveka.
3. Пергаменщик, Л.А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Кризисная психология» / Л.А. Пергаменщик // БГПУ им. М. Танка [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/25677/1/УМК%20кризисная%20психология.pdf.
4. Петко, Л. Кризисы утраты / Л. Петко // Психология просвещения [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/39418/.
5. Психологические особенности переживания горя / Студопедия [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/39418/.
6. Самарская, Л. Ситуационные кризисы. Кризисы потери или утраты / Л. Самарская // Сайт психолога [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://psyholog.eto-ya.com/2012/10/30/situacionnye-krizisy-krizisy-poteri-ili-utraty/.
7. Уманский, С.В. Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты / С.В. Уманский // Библиотека «Пси-фактора». Консультирование и терапия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/psychotherapy5.htm.