Требования к личности психолога-консультанта в различных концептуальных моделях
Список использованных источников
Требования к личности психолога-консультанта в различных концептуальных моделях
Психологическая консультация направлена на решение различных задач, выполняемых практикующими психологами. Психолог-консультант – это человек, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием. Роль и место психологического консультирования зависят от теоретической ориентации и личных качеств [1, c. 154].
Эффективная модель личности консультанта включает в себя: личные качества, системы ценностей, профессиональные установки, навыки и способности. Модель должна быть мобильной, но она основана на личной зрелости в этом случае консультант успешно решает свои жизненные проблемы, открыт, толерантен и искренен по отношению к себе, а также социальной зрелости то есть способности помочь другим людям эффективно решать свои проблемы в этом случае консультант также открыт, толерантен и искренен но уже по отношению к клиентам.
Консультирование – это переговоры между психологом или психотерапевтом и клиентом (клиентами) на его (их) языке с целью оптимизации его (ее) функционирования. Таким образом, окончательный эффект и результат работы консультанта зависит от консультативного контакта. Отсюда и вопрос: «Кто такой консультант и каковы требования к нему как личности, что делает его профессиональным помощником в решении проблем других людей?» [7, c. 147]
Рассмотрим только некоторые направления психологического консультирования с целью выявления общей модели личности психолога-консультанта.
Обозов Н. Н. как современный представитель когнитивного направления психологического консультирования обращает внимание на следующие качества личности психолога-консультанта. В первую очередь это:
- равное отношение к индивидуальным различиям людей;
- чувствительность к эмоциональному состоянию человека. При психологическом консультировании эта чувствительность может выглядеть как профессиональный такт;
- пластичность – динамичность в сочетании с гибкостью – это означает возможность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиковой ситуации, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении конкретного вопроса;
- эмоциональная сдержанность и терпимость – способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственной оценке и поведении. Быть крайне сдержанным в ответ на расстройство клиента, быть в состоянии снять беспокойство другого человека, успокоить его или ее – терпимость к возможному невротическому расстройству с его или ее стороны;
- поддержание общей культуры поведения возможно только через многочисленные и разнообразные контакты психолога с другими людьми. В результате формируются своеобразные напряжения речевых оборотов, формы общения, предпочтения относительно близости – расстояние в межличностных контактах, характерные жесты и мимика, а также необходимо владеть навыками переписки в ситуациях дистанционного письма.
1. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации / А.Ф. Копьев. – 1990. – 258 c.
2. Костригин А.А. Психолог-консультант в экзистенциальном консультировании // научное сообщество студентов ХХI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info//archive/humanities/9.pdf
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов психол. специальностей / Р. Кочюнас – М.: Академический проект: Триста, 2008 – 462 с.
4. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – К.: Высшая школа, 1990. – 349 c.
5. Роджерс К.Р. Человекоцентрированный и клиентоцентрированный подход в психотерапии / К.Р. Роджерс, 2001. – 342 с.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 2009. – 456 c.
7. Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / Л.И. Анциферова. – М.: Педагогика, 1974. – 254 c.