1. Реферат
Использование концепции «бережливого производства» в современном бизнесе
Бережливое производство (lean production) – это подход к управлению организацией, основанный на повышении качества продукции при одновременном сокращении расходов. Звучит как нечто невозможное, однако практика показывает, что этого можно добиться, соблюдая некоторые правила.
Концепцию бережливого производства разработал инженер и предприниматель компании Тойота Тайити Оно вместе со своим соратником Сигео Синго. Потом уже она была адаптирована под американские компании и была названа Lean Production. Концепция предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника компании и полную ориентацию на потребителя.
Основной задачей бережливого производства является постоянное устранение потерь - это единственный способ достичь совершенства, снизить себестоимость продукции и улучшить ее качество. Производственная система Toyota имеет термин muda, что означает все возможные потери, отходы, мусор и затраты.
Есть производственные процессы, представляющие и не представляющие ценности для потребителя. По концепции бережливого производства нужно планомерно ликвидировать процессы, не представляющие ценности (зато добавляющие цены товару).
Тайити Оно предложил семь видов потерь производства, однако впоследствии к ним добавились еще три, правда уже американскими исследователями управления, и в итоге их стало ровно десять.
1. Перепроизводство. Слишком много товаров или не вовремя.
2. Ожидание. Когда незавершенный продукт простаивает в очереди на обработку, это добавляет стоимости продукту.
3. Ненужная транспортировка. Ее нужно оптимизировать по времени и расстоянию. Любая транспортировка увеличивает риск повреждения.
4. Лишние этапы обработки.
5. Лишние запасы. Запасы на складах замораживают прибыль.
6. Ненужные перемещения. Это потеря времени.
7. Выпуск дефектной продукции. Помимо финансовых затрат, это еще влияет и на имидж компании.
2. Бизнес-кейс
Фирма «ИнтерБульбаш» решила создать собственное производство продуктов питания из картофеля.
В регионе имеется 5 заводов и цехов по переработке картофеля, общей мощностью 5 600 т в год. Урожайность картофеля в регионе составляет 3-5 млн. тонн в год. Существующие мощности явно недостаточны для переработки картофеля в необходимую для населения продукцию. Степень удовлетворенности спроса составляет 7-10%.
Основными конкурирующими товарами являются замороженные картофелепродукты производства Польши и чипсы производства Германии. Поставляют эту продукцию частные коммерческие фирмы. Поставки носят бессистемный и периодический характер. Продукция отечественных предприятий поступает в розничную сеть в некачественной упаковке с плохим полиграфическим исполнением. Поставка продуктов носит сезонный характер.
Исследование рынка показало, что целесообразно построить завод по производству продуктов из картофеля: картофеля гарнирного, вареников, картофеля хрустящего, сухого картофельного пюре в виде хлопьев и крахмала картофельного. За счет изготовления данной продукции будет на 45-50 % удовлетворена потребность региона.
Руководство фирмы «ИнтерБульбаш», оценивая в целом положительно идею создания завода по производству продуктов из картофеля, видит ряд факторов, негативно влияющих на эффективную деятельность будущего предприятия. Среди них:
• отсутствие в торговой сети достаточного количества холодильников;
• отсутствие необходимых транспортных средств;
• сезонные колебания спроса на продукцию;
• срывы в поставках упаковочных материалов.
Вопросы:
1. Целесообразно ли фирме самостоятельно открывать новое производство и почему?
2. Каких партнеров следует привлечь фирме «ИнтерБульбаш»?
3. Как и кому следует продавать новую продукцию?
4. Следует ли фирме провести сегментирование продуктов?
5. Как следует рекламировать новые продукты?
Ответ
1. Фирме «ИнтерБульбаш» не целесообразно открывать новое производство самостоятельно.
Риски, связанные с производством новой продукции даволе велики. Возможны срывы поставок упаковочных материалов, технические возможности фирмы не достаточны для ведения данного вида деятельности самостоятельно.
Для снижения рисков и предотвращения серьезных затрат, связанных с покупкой, либо арендой нужного количества холодильников и транспортных средств, необходимых для открытия нового производства самостоятельно, целесообразнее будет привлечь партнёра.
Это позволит не только разделить все необходимые затраты на техническое оснащение производства на должном уровне на данный момент, но и, возможно, при неудачном исходе, разделить последствия возникших рисков.
Но, поскольку производство считается, хотя и затратным на первых этапах осуществления данного проекта, но даволе перспективным и прибыльным, то фирме «ИнтерБульбаш» следует привлечь всего одного партнёра, для уменьшения затрат необходимых при осуществлении этого проекта. Доходы, полученные в процессе работы нового производства, вполне способны покрыть все затраты, понесённые как самой фирмой, так и её партнёром.
3. Блок-схема бизнес-процесса
Рассмотрим процесс создания блок-схемы для бизнес-процесса «Выдача денежных средств в качестве финансовой помощи сотруднику».
Для того, чтобы сотрудник смог получить финансовую помощь от руководства организации, в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Республики Беларусь, а также нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сторону финансовых отношений организации или являются предусмотренными её внутренним уставом, сотруднику необходимо подать заявку на получение материальной помощи руководству организации.
Таким образом, первым этапом данного бизнес-процесса будет являться формирование новой заявки, которая будет содержать в себе все необходимые пункты структуры данного документа. После чего, заявка передаётся на рассмотрение руководству организации.
После получения заявки, сформированной сотрудниками, руководство организации проверяет её на соответствие всем нормам, предусмотренным нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу. А также внутренними правилами и документами, которые регламентирует процесс создания и подачи заявок на получение материальной помощи от организации. Если заявка сформирована верно, то руководство организации принимает решение о её удовлетворении, либо отклонении. Если же заявка сформирована не верно, по отношению к правилам, которые обязательны к соблюдению в процессе выполнения данной операции, то заявка отправляется на доработку к сотруднику.
После получения заявки на доработку от руководства, сотрудник организации проводит её доработку в соответствии со всеми замечаниями, которые укажет руководитель, выявленными им в процессе её рассмотрения.
После того, как сформированная заявка была доработана сотрудником в соответствии со всеми замечаниями, которые были указаны руководством, заявка возвращается к руководителю организации в исправленном виде.
В процессе повторного рассмотрения заявки, руководитель организации проводит её рассмотрение на соответствие нормам и правилам составления и создания и, если она сформирована верно, проводит процесс её одобрения, либо отклонена.