Задание 1 Общие вопросы теории логопедагогики
Задание 2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Список литературы
Задание 1 Тема: Общие вопросы теории логопедагогики
Микросообщение «Компетентностный подход в образовании учащихся с тяжелыми нарушениями речи».
В научной литературе считается компетентность способностью и готовностью действовать в жизненно важных ситуациях. Такое определение «компетенции» не позволяет отождествлять ее со способностями. Компетенция – это не только способность делать что-то хорошо, эффективно, но и готовность действовать на основе знаний и опыта, ориентированных на автономию и поведенческую зрелость. Такова точка зрения Г.К. Селевко, И.А. Зимной, О.Е. Лисеичкова, А.В. Хуторова, Д.А. Иванова, ряда белорусских ученых-дефектологов. В свете вышеизложенного компетентность понимается и рассматривается как потенциальное, процессуальное явление, а компетентность – как фактическое, личное и эффективное приобретение. Компетенция подразумевает обладание компетенцией и готовность ее демонстрировать. Компетентностный подход определяется как системообразующая составляющая образовательного контента, которая обеспечивает формирование знаний – навыков, способов деятельности, самостоятельности, социально-установленного поведения.
В специальном образовании реализация компетентностного подхода рассматривается в контексте создания условий для практического использования знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования способов деятельности, которые позволят детям с тяжелыми нарушениями речи активно действовать в нетрадиционных ситуациях, которые выходят за рамки того, что изучается в среднем учебном заведении. В случае определенных нозологических групп детей, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи, формирование компетенций рассматривается как неадекватный подход. Они формируются как ключевые компетенции в контексте улучшения качества жизни и повышения жизненной активности. Компетентность подразумевает более высокий уровень познавательных способностей и возможностей учащихся.
Задание 2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Определения понятий «тяжелые нарушения речи», «дети с тяжелыми нарушениями речи».
Тяжелые нарушения речи – общепринятий термин для отклонений от принятой в данной языковой среде нормы языка, который полностью или частично мешает речевому общению и ограничивает возможности человека в социальной адаптации. Тяжелые нарушения речи обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, не преодолеваются самостоятельно и могут повлиять на психическое развитие. Для обозначения их специалисты используют различные, не всегда взаимозаменяемые термины – речевые нарушения, дефекты речи, недоразвитость речи, речевая патология, речевые нарушения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей со всеми компонентами речи, у которых сохранился слух и изначально сохранился интеллект. В группу детей с тяжелыми нарушениями речи входят дети с фонетико-фонематической отсталостью развития у носорогов, легкой дизартрией; с общей отсталостью в развитии речи на всех уровнях у носорогов, носорогов, алалия и т.д., которые имеют нарушения всех компонентов языка.
1. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. образования / под ред. Е.А. Лемех. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 138 с.
2. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. образования : В 3 ч. / Н.Н. Баль, Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – Ч. 3. – 168 с.
3. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. образования : В 3 ч. / Н.Н. Баль, Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – Ч. 3. – 168 с.
7. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
8. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. образования / В. В. Хитрюк. – Барановичи : Баранович. гос. ун-т, 2011. – 201 с.